ТОП 10:

По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (12:3)



Апостол указывает на переход от того, о чем он только что дал повеление, связав между собой духовное служение и духовное посвящение, мост между которыми - духовное отношение.

Правильное отношение христианина состоит в смирении: не думайте о себе более, нежели должно думать. Отсутствие этой основополагающей добродетели ведет многих верующих к преткновению. Как бы основательно мы ни знали Божье Слово, как бы ни были здравы в богословии и как бы сильно ни стремились к служению Ему, наши дары не будут действовать таким образом, что наша жизнь произведет духовный плод, пока не отодвинуть в сторону свое "я". Из самоотвержения в духовном поклонении Богу проистекает покорение человека воле Божьей, а от покорения человека Божьей воле проистекает самоотверженное служение в Божьем труде. Этот призыв к смирению звучит к каждому верующему без исключения, потому что Павел обращается к всякому из вас - всеобщее повеление всем, кто Христов.

Основание всего достойного, чем обладает и что делает христианин - от спасения до служения - это данная ему Богом благодать. Как мы спасены лишь по Божьей благодати, точно так же мы можем служить Ему лишь по той же самой благодати. Однако конкретная Божественная благодать, о которой здесь говорит Павел - это та, по которой он назначен Божьим апостолом и наделен полномочиями открывать Слово Божье (Рим. 1:1-5; ср. 15:15; 1 Кор. 3:10; Гал. 2:9).

И все же в этом тексте о смирении не удивительно, что Павел указывает лишь косвенно на свое положение апостола, призывая внимание скорее к Божественному авторитету, из которого происходит его собственный авторитет. Он имеет смирение даже в отношении к своему собственному апостольству, которым он был наделен единственно на основании Божьей благодати, а не из-за собственного достоинства или пригодности. "Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, - сообщает он Тимофею, - что Он признал меня верным, определив на служение. Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе" (1 Тим. 1:12-14). Как апостол Иисуса Христа он взывает к смирению - самой основной христианской добродетели, которая открывает дверь к любви, силе и единству.

Чтобы подчеркнуть необходимость кротости, Павел четыре раза в ст. 3 употребляет форму "фронео" (думать). Христианин не должен превозносить себя, не думать о себе более, нежели должно думать (хуперфронео), но думать о себе, как о таковом, какой он на самом деле есть. Он не должен чрезмерно высоко думать о своих способностях, дарах, о своей пригодности, но оценивать себя должным образом. "Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, - предупреждает Павел, - тот обольщает сам себя" (Гал. 6:3). А честная оценка должна быть очень низкой (ср. 1 Тим. 1:12-16).

Говоря о самооценке и суждении о других христианах, Павел сказал коринфской церкви: "Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?" (1 Кор. 4:6-7; ср. 1-5). Петр наставляет всех молодых и старых пастырей в церкви: "Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет. 5:5).

Но думайте скромно - это перевод глагольной формы (софронео), и его главное значение "думать здраво, думать трезво". Думать о себе скромно - значит идти к признанию того, что мы сами по себе ничего собой не представляем, но во Христе можем быть использованы для славы Божией через дар, данный нам Св. Духом. Мы должны понимать, что из себя, из своей плотской человеческой сущности нельзя произвести ничего вечного, однако в силе Св. Духа мы можем быть использованы для созидания Царства и воздания чести Царю.

Люди не страдают от низкой самооценки. Они, скорее, превозносятся в гордости. В этом проявлена сущность человека. Гордость человека владеет плотью. Для того чтобы быть полезными для нашего Господа, мы должны честно признать свои ограничения как людей, перенесших падение, а также наши способности как нового творения в Христе, а также держать одно и другое в должной перспективе.

Подобное смирение, которое существенно для всех духовных вопросов, не так легко обретается или удерживается. В Новозаветное время некоторые церкви характеризовались членами, которые желали обладать более заметными и броскими дарами. Главный нарушитель среди них - это коринфская церковь. Павел, следовательно, призывает их: "Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший" - путь смиренной любви (1 Кор. 12:31; ср. 13:1-13). С ясно выраженным укором апостол Иоанн называет по имени человека, ищущего своего - "любящий первенствовать у них Диотреф" (3 Иоан. 9). К сожалению, церковь все еще весьма наполнена членами, которые горделиво ищут собственного превосходства и поэтому лишаются силы смирения.

Современное общество с презрением смотрит на истинное смирение. Напротив, оно характеризуется вызывающим, даже подчеркнутым эгоизмом, созданием своего "я", угождением плоти и намерением исполнять каждую личную похоть или амбицию, обращая мало внимания на тех, кто может пострадать. Мало приходится удивляться, почему так преобладает депрессия и эмоциональный хаос. В своей книге "Психологический соблазн. Провал современной психологии" профессор Уильям К. Килпатрик пишет: "Крайние формы умственных заболеваний - это всегда крайние случаи самопоглощения... отличительное качество того, что буквально раздирает параноиков, состоит в гиперсамососредоточенности. В себе они больше всего ценят автономию. У них постоянный страх, что кто-то другой вмешивается в их волю или стремится руководить их жизнью" ("Psychological Seduction, the Failure of Modern Psychology" [Nashville: Nelson, 1983], стр. 67).

Задолго до появления современной психологии богословы сталкивались с опустошающим следствием себялюбия. В ранние дни Церкви Августин написал свой классический труд "Город Бога": "Два города образованы двумя видами любви; земной - любовью к себе, доходящей до презрения к Богу, и небесный - любовью Бога вплоть до презрения самого себя. Одним словом, первая славится в себе самой, а вторая - в Господе" (Civitas Dei, XIV, 28. Цитируется по John Warwick Montgomery, "The Shape of the Past" [Minneapolis: Bethany, 1975], стр. 46).

Великий реформатор Жан Кальвин заметил:

Мы так слепо мчимся в направлении себялюбия, что каждый считает, будто обладает добрым поводом превозносить себя и презирать всех остальных в сравнении с собой... Нет другого средства, как с корнем вырвать этих пагубных вредителей: себялюбие и любовь побеждать... Это совершает Св. Писание. Так как оно учит нас помнить, что дары, которыми Бог наделил нас - не наши, но данные Им бесплатно, и те, кто наряжается в них, выдают свою неблагодарность ("Institutes of the Christian Religion", пер. Henry Beveridge, в 2-х томах, [Grand Rapids: Eerdmans, 1966], 2:10).

Указывая положительным образом на эту проблему, писатель Послания к Евреям призывает: "Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (Евр. 10:24-25).

Хотя об этом и не упоминается в тексте, гордое отношение к духовным дарам можно разложить на пять категорий. Некоторые уже были упомянуты. Первая - неправильное отношение состоит в употреблении значительного дара или любого другого дара для хвастовства. Как Павел призывает коринфских верующих: "Не может глаз сказать руке: "ты мне не надобна"; или так же голова ногам: "вы мне не нужны" (1 Кор. 12:21) - именно это происходит, когда христианин выставляет напоказ свои дары или успехи.

Второе такое неправильное отношение - это когда мы сами в ложном смирении не ценим себя и свои дары (см. 1 Кор. 12:11-12,19). Подобное отношение - это плохо скрытая попытка привлечь похвалу. С другой стороны, когда человек ясно одарен выше большинства христиан, то есть искушение притвориться смиренным, когда хвалят по-настоящему, тем самым преуменьшая то, чем Бог наделил человека и совершает через него. Все духовные дары обязательно и совершенным образом предназначены Богом для Его славной цели. Третье неправильное отношение к духовным дарам - это заявление об обладании дарами, в особенности самими впечатляющими, которых у нас нет. Поступать так не только нечестно, но и порочит Божью мудрость и вседержавность, когда тем самым преуменьшается дар или дарование, которые даны нам от Него. "Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?" (1 Кор. 12:29-30). Если Бог определил не давать нам какой-либо из самых значительных даров, то мы не должны ни притворяться, ни жаждать их.

Четвертое неправильное отношение состоит в неиспользовании неприметного дара из зависти, огорчения или стыда. Преднамеренное пренебрежение и невнимание к духовному дару - это презрение Божьей вседержавной благодати. "Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?" (1 Кор. 12:15-16). У Бога есть замысел для каждого из Своих детей, и это добрый, совершенный и соответствующий план.

Пятое неправильное отношение состоит в полном неиспользовании своего дара по разным причинам: пренебрежение, горечь, зависть, стыд или просто от безразличия. Каждый данный Богом духовный дар должен употребляться в своей полноте, потому что каждый дар получен от Бога, подкрепляется Богом и служит для Него. Павла конечно же заботит этот вопрос, когда в Рим. 12:6-8 он призывает к использованию всех даров.

Смирение, которое требует Бог и которое почитает, не превозносит или недооценивает Его дары, но правильно ценит их и правильно их употребляет. Каждый христианин может утверждать: "Бог одарил меня. Бог милосердно и с любовью одарил меня и даст мне все необходимое для эффективного использования моих даров для Его славы. Я благодарю Его и благословляю Его имя".

Существуют определенные принципы правильного отношения к нашим духовным дарам. Во-первых, мы должны правильно узнавать их и осознавать, что Господь дарует нам именно то, что Он предопределил для нас, и дает нам все необходимое для того, чтобы мы могли служить Ему в соответствии с Его волей по мере веры, какую Бог уделил каждому. В данном контексте выражение "по мере веры" подразумевает, по-видимому, истинную меру духовного дара, которым Бог владычески наделил каждого верующего. Каждый верующий получает дар и средства, которые наилучшим образом подходят для выполнения его части в Теле Христовом.

Фантастическая статья, опубликованная несколько лет назад в школьной газете в Спрингфилде, штат Орегон, очень хорошо иллюстрирует этот принцип.

Однажды животные решили, что должны сделать что-нибудь значительное для решения проблем нового мира. И они организовали школу.

Они приняли план занятий, включавший бег, лазание, плавание и полеты. Чтобы облегчить руководство выполнением плана, все животные должны были посещать все предметы.

Утка превосходно плавала, фактически даже лучше, чем ее учитель. Но имела лишь средние успехи в полете и совсем плохо бегала. Поскольку она медленно бегала, то вынуждена была оставить плавание и после школы практиковаться в беге. Из-за этого очень пострадали лапки утки, и она стала посредственно плавать. Но средний уровень успехов был вполне приемлем, поэтому никто не был обеспокоен этим, за исключением самой утки.

Кролик сперва был лучшим в классе по бегу, но у него развилось нервное подергивание в мышцах ног из-за переутомления при занятиях плаванием.

Белка превосходно лазала, но постоянно испытывала трудности во время обучения полету, поскольку ее учитель заставлял начинать полет с земли вместо того, чтобы лететь с верхушки дерева вниз. От перенапряжения у нее случились судороги и поэтому она получила лишь тройку по лазанию и двойку за бег.

Орел был трудным ребенком, и его строго наказывали за непослушание. На уроке лазания он быстрее всех добирался до верхушки дерева, но настаивал на своем собственном способе выполнения этого упражнения...

Смысл истории ясен. Как и эти животные, каждый человек обладает своим собственным, но ограниченным набором способностей. Попытки действовать, выходя за пределы этих способностей, приводят к разочарованию, унынию, греховным чувствам, посредственности и, в конце концов, к поражению. Когда мы действуем в соответствии с владыческим Божьим замыслом для нас, мы выполняем наше призвание.

Ап. Павел здесь говорит не о спасительной вере, которой верующие уже обладают. Он говорит о верном служении, о вере, необходимой для осуществления нашего дара. Это вера, через которую Господь использует отмеренный нам дар с избытком. Она охватывает все чувства, способности и понимание, в которых мы нуждаемся, чтобы правильно и полностью использовать ниспосланный нам неповторимый дар. Наш небесный Отец не только ниспослал нам дарования, но и обеспечил все духовные, интеллектуальные, физические и эмоциональные средства, необходимые нам для их успешного осуществления.

Поскольку каждый верующий одарен в совершенстве, не следует искать дары, которых не дал Бог, и нельзя пренебрегать и порочить ни одно из данных Им дарований. "Но каждому дается проявление Духа на пользу, - объяснил Павел в своем 1-ом послании в Коринф. - Все сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:7,11).

Ниже приведены девять направляющих принципов, которые могут быть полезны в осуществлении предназначенных нам духовных дарований. Мы должны представить себя как жертву живую (см. Рим. 12:1); признать, что все верующие, в том числе и мы сами, одарены (ст. 3); молиться о мудрости; быть бескорыстным (см. Деян. 8:18, 24); следовать за желанием сердца (см. 1 Тим. 3:1); стремиться к утверждению; искать Божьего благословения; искренне служить Ему; развивать дарование, когда оно проявилось.

Даже когда все это выполнено, все еще может быть невозможно полностью проанализировать и точно определить наши духовные дарования. Часто невозможно провести различие между данным Богом природным талантом, данными Богом духовными способностями и силой Святого Духа. Когда жизнь христианина - живая жертва Богу, и он пребывает в Духе Божием, у него нет причин проводить четкие различия, поскольку все, чем он есть, и все, чем он обладает, посвящено Господу. Упрощение и неправильное определение духовных даров может послужить причиной большой путаницы, уныния, разочарования и сильно ограничить их полезность. Слишком сильное сосредоточение на самих дарах может помешать их верному использованию в служении Господу.

В Новом Завете нет обещания о том, что наш дар придет к нам в аккуратной упаковке с надписью. Там также не обозначен конкретный дар любого верующего, включая апостолов. В раннехристианской Церкви верующие никогда не классифицировались в соответствии с их дарованиями. Напротив, в Новом Завете говорится, что Бог наделяет Своих детей различными комбинациями и степенями одаренности. Он смешивает эти дары подобно тому, как художник смешивает краски на своей палитре, чтобы создать именно тот оттенок, который ему нужен для данного места на картине.

Петр сказал: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил..." (1 Пет. 4:10а). Здесь речь идет об одном неповторимом даре для каждого верующего. Но очевидно, что этот единственный дар уникален в жизни каждого верующего, поскольку представляет собой комбинацию разнообразных и многоцветных категорий дара слова и дара служения (ст. 10б-11), в которые Дух окрашивает верующего, и которые затем смешиваются с неповторимостью ума, образования, опыта и усилий человека - в результате каждый христианин уникален, и нет другого точно такого же.

Главный акцент в Рим. 12 и в 1 Кор. 12, двух центральных местах Св. Писания, повествующих о духовных дарах, делается не на точном определении дара верующего, а на его верном использовании. Также важно, что в каждом из этих текстов названы дарования, которые не упомянуты в другом. Это приводит нас к убеждению, что эти категории - как бы основные цвета, из которых Господь создает уникальный оттенок для каждого из Своих детей.

Все это должно приводить к смирению, поскольку наша духовная полезность - всецело владыческая работа Бога, ни одна из частей которой не может быть приписана человеку. Наша духовная полезность существует, несмотря на нашу недостойность и бесполезность во плоти, в которой нет ничего доброго и прославляющего Господа.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.007 с.)