ТОП 10:

Наша ответственность перед всеми людьми



Третий цикл в перечислении Павлом главных свойств сверхъестественной христианской жизни охватывает широкий круг вопросов, касающихся нашего общего долга перед верующими и неверующими.

благословляйте гонителей ваших (12:14а)

Эта часть начинается с очень сложного наставления, которое находится в абсолютном противоречии с неискупленной человеческой сущностью: "Благословляйте гонителей ваших". Покорный христианин не только должен воздерживаться от ненависти и мести тем, кто вредит ему, но обязан еще и благословлять их.

По сути дела Павел перефразирует сказанное Самим Господом: "Вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас" (Лук. 6:27-28; ср. Матф. 5:44). Иисус говорил о той же самоотверженной, искренней, непритворной любви (агапе), к которой призывал Павел в Рим. 12:9. Чтобы кто-нибудь не подумал, что речь идет просто о добрых чувствах, Господь привел несколько примеров того, как настоящая любовь реагирует на дурное обращение. "Ударившему тебя по щеке, - говорит Он, - подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад" (Лук. 6:29-30). Далее Он поясняет: "И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают" (ст. 32-33). Благословлять гонителей значит обращаться с ними так, как если бы они были друзьями.

Несколько лет назад мой племянник, работавший в магазине, был убит наркоманом, который искал денег, чтобы купить наркотики. Мой шурин, тяжело переживавший эту потерю, не озлобился и не замкнулся в себе. Напротив, он молился о спасении того, кто забрал жизнь его сына. Он даже посетил его в тюрьме, чтобы дать ему наибольшее благословение - Благую весть. Это пример христианской любви, благословляющей тех, кто причиняет нам ужасное зло.

Как и следует ожидать, наивысший пример благословения Своих преследователей был дан Самим нашим Господом. Когда безгрешный Сын Божий, приняв великий грех, был распят на кресте, Он молился, проявляя немыслимую милость: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23:34). Погибая от побоев камнями, Стефан вторил словам своего Спасителя, говоря: "Господи! Не вмени им греха сего" (Деян. 7:60). "Ибо вы к тому призваны, - писал Петр много лет спустя, - потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Пет. 2:21-23).

благословляйте, а не проклинайте (12:14б)

Хотя это должно быть понятно и без объяснений, Павел прибавляет, что благословление тех, кто преследует нас, должно быть всесторонним и постоянным. Мы не только должны благословлять их, мы никогда не должны проклинать.

Общее состояние религиозной свободы, царящее в современном западном обществе, ведет к тому, что преследования христиан, физические или политические, редки. Побуждение к проклятию скорее всего может быть реакцией на враждебные действия, не представляющие прямой угрозы нашей жизни, но создающие для нас неудобства и затруднения. Некоторые исследования показывают, что повышенное давление и другие болезни, связанные с беспокойством, вызываются не серьезными, длительными проблемами или обстоятельствами, угрожающими нашей жизни, а состоянием обиды и враждебности, снедающим людей, которые привыкли отрицательно реагировать на неприятные ситуации или несимпатичных людей. Часто именно множество маленьких "лисенят" наносит наибольший вред нашим духовным и эмоциональным "виноградникам" (ср. Песн. П. 2:15).

радуйтесь с радующимися (12:15а)

Следующий совет Павла намного приятнее - "радуйтесь с радующимися". На первый взгляд, этому принципу легко следовать. Но когда благословение или счастье приходят к другому человеку за наш счет или когда благоприятные обстоятельства или значительные достижения других людей подчеркивают отсутствие наших успехов или безрадостность нашей жизни, плоть будет побуждать нас не к совместной радости, а к возмущению и обиде.

Человек, который "радуется несчастию", неприятен Богу и "не останется ненаказанным" (Прит. 17:5). Но настоящий христианин сорадуется благословению, славе и процветанию других людей, в особенности братьев-верующих, независимо от того, в каком состоянии находятся его собственные дела. Сам Павел, как всегда, следовал своему собственному совету. Точно так же, как прежде он говорил коринфским верующим, что "славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12:26), позже он уверял их, что "моя радость и для всех вас" (2 Кор. 2:3).

плачьте с плачущими (12:15б)

Настоящий христианин должен быть чутким к неприятностям, трудностям и печалям других, должен плакать с плачущими. Проникаться страданиями других требует долг сострадания и сочувствия. Суть сострадания - разделять трудности других людей. Бога называют сострадательным и милосердным (см. Втор. 4:31; Неем. 9:17; Иоил. 2:13; Ион. 4:2). Он сострадателен и нежен к Своему народу, Его милосердие никогда не истощиться (см. Пл. Иер. 3:22). Иаков говорит, что "Господь весьма милосерд и сострадателен" (Иак. 5:11). Божье сострадание, сочувствие и нежность мы видим в слезах Иисуса над могилой Лазаря. Он плакал вместе с Марией и Марфой (см. Иоан. 11:35). Напоминая нам, что мы должны быть похожи на нашего Господа, Павел сказал: "Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение" (Кол. 3:12).

В Пс. 55, несомненно, содержится одно из самых трогательных и глубоких доказательств Божьего нежного сочувствия к Своим плачущим детям, псалмопевец умоляет Господа: "Положи слезы мои в сосуд у Тебя" (ст. 9). Господь хранит наши слезы, как сокровище. И если мы хотим быть подобными нашему Отцу и Его Сыну, мы тоже должны разделять горе других.

Прекрасный пример такого отношения мы видим в существовавшей в древнем Израиле традиции. На храмовой горе стоял большой храм, построенный Иродом. У храма был лишь один вход, располагавшийся у основания южной стены; остатки храма можно видеть и сегодня. Выход располагался в восточной части этой же стены. Люди входили, поднимались по лестнице в храм, а затем выходили через другой проход. Огромные толпы людей входили и выходили из храма, образуя непрерывный поток. Было, однако, исключение. Одна группа молящихся должна была идти противоположным путем, входя там, где был выход, и выходя через вход. Идя навстречу друг другу, обе группы встречались лицом к лицу. Печальные лица находящихся в горе видели люди, идущие навстречу, и в этот момент они разделяли горе первых.

Кроме того, что мы плачем с теми, кто плачет, нам следует подобно Иеремии сокрушаться о грешном Израиле (см. Иер. 9:1-3) и подобно Иисусу плакать о неверующем Иерусалиме (см. Лук. 19:41-44), плакать за тех, кто должен плакать, но не делает этого.

будьте единомысленны между собою (12:16а)

Добродетель, выраженная в словах "будьте единомысленны" - это нелицеприятие. В этих словах выражена мысль о единстве. Ниже в этом Послании Павел повторяет свое увещевание: "Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса" (Рим. 15:5).

Наиболее полно о единстве в Новом Завете учил Иаков. "Братия мои! Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица, - предостерегает он. - Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: "тебе хорошо сесть здесь", а бедному скажете: "ты стань там", или "садись здесь, у ног моих", то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками" (Иак. 2:1-4, 9).

О почитании пресвитеров и о замечаниях им Павел сказал Тимофею: "Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию" (1 Тим. 5:21).

Если "нет лицеприятия у Бога" (Рим. 2:11; ср. Деян. 10:34; 1 Пет. 1:17), то не должно ли то же самое быть справедливым и для нас?

не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (12:16б)

Как пояснил только что Ал. Иаков, смиренномудрие и нелицеприятие - это очень близкие понятия.

Высокомудрие - перевод греческого "хупсела фроноунтес", что буквально означает "мысли о высоком". Но здесь Павел имеет в виду не духовное величие, а гордыню, ищущую своего.

Из сказанного Иаковом также следует, что разномыслие близко к нежеланию проявить уважение к занимающим более низкое положение и пренебрежению общением со смиренными, например, бедняками "в скудной одежде" (Иак. 2:2). Но это, конечно, не означает, что мы должны избегать людей, занимающих более высокое положение и обладающих богатством или влиянием. Но что касается нашего служения им, то мы имеем больше обязанностей перед теми, кто занимает более низкое положение - смиренными - не потому что они имеют преимущество, а потому что они сильнее нуждаются.

То есть в Церкви не существует аристократии или высшей касты. В предыдущей главе этой книги при обсуждении вопроса о странноприимстве сказано, что Господь прекрасно и очень наглядно проиллюстрировал эту истину. "Когда делаешь обед или ужин, - сказал Он, - не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных" (Лук. 14:12-14).

Иисус, конечно, подразумевал не само действие, а причины его побуждающие - мотивацию. Нет ничего греховного или недуховного в том, чтобы пригласить домой на обед другую семью, друзей или богатых и влиятельных людей. Ошибкой было бы приглашать их из эгоистических соображений, чтобы и самому быть приглашенным. Еще большая ошибка - пренебрегать теми, кто не может отблагодарить нас.

не мечтайте о себе (12:16в)

Самовлюбленный, думающий в первую очередь о себе христианин - это серьезная проблема. Каждый верующий должен быть покорен Божьей воле, изложенной в Слове Божьем, и не должен полагаться на себя, на свою мудрость и талант. И, конечно же, в Церкви не должно быть ни социальной, ни интеллектуальной аристократии. В Теле Христовом не существует никаких каст. Никоим образом мы не должны мечтать о себе, полагая, что в чем-то превосходим наших братьев христиан.

В последние годы некоторые специалисты по развитию церкви заявляли о необходимости ее развития на основе однородных образований - общин, состоящих из членов, которые подобны друг другу настолько, насколько это возможно. Поскольку много церквей действительно выросли и процветают, основываясь на этом принципе, то подразумевается, что он приемлем и заслуживает подражания. Очевидно, что существует не так много аргументов, если они вообще существуют, свидетельствующих о Библейском основании подобных философских рассуждений, как и вопроса о том, достигается ли рост и успех как результат духовной верности или бездуховных мирских подходов.

Церковь, которая стремиться верно служить Христу, будет привлекать и радостно принимать в свое лоно всех истинных верующих, считая их всех равными, независимо от поверхностных человеческих различий. Единственное предъявляемое к ним общее требование - спасительные взаимоотношения с Иисусом Христом и безграничная преданность Божьему Слову.

Наш долг перед врагами

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (12:17-21)

Четвертый цикл в приводимом Павлом списке основных свойств сверхъестественной христианской жизни включает наши обязанности по отношению к личным врагам.

никому не воздавайте злом за зло (12:17а)

Прежде всего, мы никому не должны воздавать злом за зло, а следовать принципу, изложенному в стихе 14. Мы не только должны благословлять своих гонителей и не проклинать их, но, конечно же, никогда не переходить от устного проклятия к мести.

Ветхозаветный закон "глаз за глаз, зуб за зуб" (Исх. 21:24; ср. Лев. 24:20; Втор. 19:21) относится к гражданскому правосудию, а не к личной мести. Более того, его главная цель состоит в том, чтобы не допустить, чтобы степень наказания превосходила серьезность нарушения. Другими словами, человек, выбивший глаз другому человеку, не может понести наказание большее, чем лишение его одного из его собственных глаз.

Несколькими стихами ниже Павел заявляет, что гражданский начальник "есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13:4). Но самой этой власти, существование которой Божественно разрешено, Божественно дано право гражданского управления, но запрещено его использование для личных целей.

"Смотрите, чтобы кому кто не воздавал злом за зло, - предупредил Павел фессалоникийских верующих, - но всегда ищите добра и друг другу и всем" (1 Фес. 5:15). Петр, используя почти эти же слова, повторяет эту же самую истину: "Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение" (1 Пет. 3:8-9).

пекитесь о добром (12:17б)

Правильное отношение к врагам предполагает, что мы печемся о добром пред всеми человеками. Если мы будем искренне заботиться о других, в том числе и о наших врагах, мы будем обладать "внутренней" защитой от побуждения с гневом воздавать им злом за зло и будем склонны творить для них добро.

Такое добро поможет нам развить самодисциплину, необходимую, чтобы заранее подготовить себя к тому, чтобы отвечать на зло добром. Верующие должны обладать внутренним чувством, побуждающим их поступать так, как угодно Богу и полезно для других.

Добро ("калос") означает что-то несомненно хорошее, доброе и честное. Слово также означает нечто очевидно доброе, приемлемое для всех людей. Павел говорит не о скрытых чувствах, а о внешних проявлениях добродетели. Наше всепрощающее, доброе отношение к врагам должно улучшать их отношение к нам, а также отношение тех, кто видит наше поведение. Это будет "украшением учению Спасителя нашего Бога" (Тит. 2:10).







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.008 с.)