Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 49. Право на приоритетное пользование животным миром

Поиск

 

Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.

Право на приоритетное пользование животным миром включает в себя:

предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, и их объединениям;

льготы в отношении сроков и районов добычи объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

исключительное право на добычу определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Право на приоритетное пользование животным миром распространяется на граждан, принадлежащих к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, а также на иных граждан, постоянно проживающих на данной территории и включенных на законных основаниях в одну из групп населения, указанных в части первой настоящей статьи.

В случаях, если на одной и той же территории традиционно расселены и ведут традиционную хозяйственную деятельность две или более групп населения, как указанные в части первой настоящей статьи, так и иные, эти группы обладают правом на приоритетное пользование животным миром. Сфера применения данного права определяется на основе взаимного соглашения между указанными группами населения.

Переуступка права на приоритетное пользование животным миром гражданам и юридическим лицам, не указанным в части первой статьи 48 настоящего Федерального закона, запрещена.

 

Комментарий к статье 49

 

1. Право на приоритетное пользование животным миром прямо закреплено за коренными малочисленными народами и этническими общностями.

Это связано с исторически сложившимися способами жизнеобеспечения малочисленных народов, на их самобытной культуре, сохранении обычаев и верований, обусловливает традиционный образ жизни малочисленных народов.

Как уже отмечалось, одним из основных нормативных правовых актов, обеспечивающих права коренных малочисленных народов, является Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Ст.10 Федерального закона от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации предусматривает, что на территориях их традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:

поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений.

Как правило, территории традиционного проживания коренных малочисленных народов расположены в районах Севера Российской Федерации, вместе с тем, некоторые народности проживают в Сибири и на Дальнем Востоке.

2. Право на приоритетное пользование животным миром включает в себя:

1)предоставление первоочередного выбора промысловых угодий. Обращает на себя внимание, что в данном случае используется не термин «земельные участки», а «угодья».

Это понятие в современном законодательстве отражает вид функционального использования земельного участка, обусловленный его естественными свойствами и наличием на нем определенных природных ресурсов. С помощью использования данного термина уточняется правовой режим отдельных участков земли. Главное отличие понятия «угодье» от понятия «земельный участок» заключается в том, что угодье не индивидуализуется путем определения его местоположения и границ в том же порядке, как и земельный участок. Более того, как правило, угодье является частью самостоятельного земельного участка. Поэтому индивидуализация угодья не осуществляется. Индивидуализируется земельный участок[96].

2)льготы в отношении сроков и районов добычи объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности, так, например, граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, к этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, и их объединения имеют право осуществлять добывание объектов животного мира на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности в течение всего календарного года, а не охотничьего сезона. Способ добывания дикого северного оленя путем перемещения (загона) стада из естественной среды обитания в специально огороженный участок территории (кораль), где и производится сама добыча, разрешается только для граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам.

3)исключительное право на добычу определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, например, им разрешена добыча и ряда объектов, включенных в Красную книгу. В целях поддержки данных народностей, существует облегченный порядок доступа к такому рыболовству: если оно осуществляется без предоставления рыбопромыслового участка, то не требуется разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.

4)иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Так, например, алеуты всегда традиционно употребляли в пищу отнерестившуюся рыбу, которую, естественно, добывали из нерестилища.

3. Право на приоритетное пользование животным миром распространяется также и на отдельных граждан, принадлежащих к рассматриваемым группам населенияа, а также на иных граждан, постоянно проживающих на данной территории и включенных на законных основаниях в одну из таких групп населения.(см.комментарий к ст.48)

4. В случаях, если на одной и той же территории традиционно расселены и ведут традиционную хозяйственную деятельность две или более групп населения, эти группы обладают правом на приоритетное пользование животным миром. Сфера применения данного права определяется на основе взаимного соглашения между указанными группами населения. Следует сказать, что по поводу применения данного правила возникали судебные споры.

Так, суд подчеркнул, что если на одной и той же территории традиционно расселены и ведут традиционную хозяйственную деятельность две или более групп населения, эти группы обладают правом на приоритетное пользование животным миром и сделал вывод о том, что ответчиками не было соблюдено требование закона о том, что сфера применения данного права определяется на основе взаимного соглашения между указанными группами населения. К участию в деле были привлечены региональная национально-культурная автономия "Эвенки Сахалинской области", закрытое акционерное общество "Оленевод", рыболовецкая артель община малочисленных народов Севера "Трамбаус", общество с ограниченной ответственностью "Родовое хозяйство "Большая Уанди", рыболовецкая артель - национальное родовое хозяйство "Шанивонгун".(см.подробнее Определение ВАС РФ от 27.08.2008 г. №2676/07).

5. Право на приоритетное пользование является неотчуждаемым, поэтому его переуступка гражданам и юридическим лицам, которые не относятся к его потенциальным субъектам, запрещена.

 

 

Статья 49.1. Финансирование полномочий Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

 

(введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

 

Части первая - вторая утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.

Средства на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем субвенций определяется в соответствии с нормативом (методикой), утверждаемым (утверждаемой) Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Основным критерием норматива (методики) является количество инспекторов, необходимое для проведения охранных мероприятий на водных объектах, которое устанавливается исходя из:

соблюдения правил техники безопасности;

площади акватории и длины береговой линии охраняемых озер и водохранилищ;

длины береговой линии охраняемых рек;

количества рыбопользователей (юридических лиц) на обслуживаемой территории. В случае, если количество рыбопользователей (юридических лиц) составляет свыше 500, к нормативу численности инспекторов, установленному в соответствии с частями первой - пятой, настоящей частью и частью седьмой настоящей статьи, применяется коэффициент 1,2;

плотности населения на обслуживаемой территории. В случае, если плотность населения составляет менее одного человека на один квадратный километр обслуживаемой территории, к нормативу численности инспекторов, установленному в соответствии с частями первой - пятой, настоящей частью и частью седьмой настоящей статьи, применяется коэффициент 0,8, а если плотность населения составляет свыше 50 человек на один квадратный километр, - коэффициент 1,2;

количества инспекций на территории субъекта Российской Федерации. При наличии 25 и более инспекций к нормативу численности инспекторов, установленному в соответствии с частями первой - пятой, настоящей частью и частью седьмой настоящей статьи, применяется коэффициент 1,2;

характеристики охраняемых рек: ширина, наличие порогов, водопадов, заболоченности, плотин, шлюзов и других характеристик;

доступности обслуживаемой территории;

экологической обстановки на территории субъекта Российской Федерации.

Средства на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования не по целевому назначению средств, полученных из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществлять взыскание указанных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств, полученных из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и Счетной палатой Российской Федерации.

 

Комментарий к статье 49.1

 

3. Наиболее широким понятием, используемым в российском законодательстве, регулирующем отношения по сохранению, обеспечению рационального использования и государственному контролю в сфере охраны водных биологических ресурсов является термин «сохранение». ФЗ «О рыболовстве» устанавливает: сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания». Из приведенного определения следует, что охрана водных биологических ресурсов является составной частью их сохранения[97].

Обращает на себя не совсем лигичное расположение комментируемой статьи. С нашей точки зрения, более обоснованно было бы ее помещение в следующую главу.

Средства на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии со ст.133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

При этом допускается утверждение не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

Использование при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не допускается.

Методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 августа текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 августа текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Внесение изменений во внесенный Правительством Российской Федерации проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методики (проекты методик) распределения указанных субвенций и (или) изменения общего объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и их распределение по видам субвенций не допускаются.

4. В настоящее время действует Методика распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. №135.

5. Основным критерием указанной Методики является количество инспекторов, необходимое для проведения охранных мероприятий на водных объектах.

Размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской

Федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и

охраны водных биологических ресурсов (V), определяется по следующей

i

формуле:

 

рай

N x k

i i

V = -------------- x V,

i n рай рф

SUM N x k

i=1 i i

 

где:

N - количество инспекторов, необходимое субъекту Российской Федерации

i

для проведения охранных мероприятий в отношении водных биологических

ресурсов на водных объектах, за исключением особо охраняемых природных

территорий федерального значения и пограничных зон, а также в отношении

водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу

Российской Федерации, анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб и

других водных животных, перечни которых утверждаются Федеральным агентством

по рыболовству;

рай

k - средневзвешенный (по численности населения соответствующих

i

районов и местностей) районный коэффициент к заработной плате в i-м

субъекте Российской Федерации, установленный решениями органов

государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти

за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,

высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми

климатическими условиями.

Если районные коэффициенты к заработной плате в субъекте Российской

рай

Федерации не установлены, то k принимается равным 1;

i

V - размер субвенций, предоставляемых на реализацию полномочий в

рф

области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов

из федерального бюджета, предусмотренный федеральным законом о федеральном

бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

i - субъект Российской Федерации;

n - количество субъектов Российской Федерации.

2. Количество инспекторов, необходимое субъекту Российской Федерации

для проведения охранных мероприятий на водных объектах (N), определяется

i

по следующей формуле:

 

N = Y x K x K x K,

i i 1i 2i 3i

 

где:

Y - норматив численности инспекторов в субъекте Российской Федерации,

i

определяемый с учетом:

соблюдения правил техники безопасности;

площади акватории и длины береговой линии охраняемых озер и водохранилищ;

длины береговой линии охраняемых рек;

характеристики охраняемых рек (ширина, наличие порогов, водопадов, заболоченности, плотин, шлюзов и др.);

доступности обслуживаемой территории;

экологической обстановки на территории субъекта Российской Федерации;

K - поправочный коэффициент к нормативу численности инспекторов,

1i

учитывающий количество рыбопользователей (юридических лиц) на обслуживаемой

территории:

принимается равным 1, если количество рыбопользователей (юридических лиц) по субъекту Российской Федерации составляет 500 и менее;

принимается равным 1,2, если количество рыбопользователей (юридических лиц) по субъекту Российской Федерации составляет более 500;

K - поправочный коэффициент к нормативу численности инспекторов,

2i

учитывающий плотность населения на обслуживаемой территории:

принимается равным 0,8, если плотность населения в субъекте Российской Федерации составляет менее 1 человека на 1 кв. километр;

принимается равным 1, если плотность населения в субъекте Российской Федерации составляет от 1 до 50 человек включительно на 1 кв. километр;

принимается равным 1,2, если плотность населения в субъекте Российской Федерации составляет более 50 человек на 1 кв. километр;

K3 - поправочный коэффициент к нормативу численности инспекторов,

i

учитывающий количество инспекций на территории субъекта Российской

Федерации:

принимается равным 1, если количество инспекций по субъекту Российской Федерации составляет менее 25;

принимается равным 1,2, если количество инспекций по субъекту Российской Федерации составляет 25 и более инспекций.

6. Средства на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов носят целевой характер и поэтому не могут быть использованы на другие цели. В целях предотвращения данных действий предусмотрены контроль и отчетность.

7. В случае использования не по целевому назначению средств, полученных из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, Минфин вправе осуществлять взыскание указанных средств в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

Нецелевое использование полученных средств может выразиться в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения

Взыскание осуществляется в бесспорном порядке. Кроме того, виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности.

8. Контроль за расходованием средств, полученных из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и Счетной палатой Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, подчиненная Минфину.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются, в частности:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

3) осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

См. также комментарий к статье 6.

 

Глава VII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.27.141 (0.011 с.)