Статья 36. Предоставление животного мира в пользование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 36. Предоставление животного мира в пользование



 

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

 

Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

Часть вторая утратила силу с 1 апреля 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ.

Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации:

ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории;

собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

(в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ)

Предоставление в пользование животного мира континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Комментарий к статье 36

1. Комментируемая статья предусматривает возможность предоставления животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Однако сам порядок предоставления в пользование комментируемая статья не предусматривает. Делается отсылка к ФЗ «Об охоте», а также к гражданскому, земельному, водному и лесному законодательству РФ.

Следует сказать, что иногда законодательство праямо предусматривает специальный субъектный состав природопользователей. Так, в соответствии со ст.15 ФЗ «Об охоте» охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, научными организациями и образовательными организациями. Добыча охотничьих ресурсов при осуществлении охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в объеме, необходимом для проведения научных исследований и обучения.

Законодательство устанавливает в ряде случаев и запреты в отношении иностранных субъектов. Так, рыболовство запрещается осуществлять иностранным лицам, российскими юридическими лицами и предпринимателями с судов, принадлежащих иностранным лицам. Данное положение действует с 1 января 2009 года. Это правило прямо направлено на защиту национальных интересов РФ.

Следует сказать, что многие государства ограничивают права иностранных субъектов на осуществление промысла в их территориальных водах. Так, в 1964 г. Конгрессом США был принят Закон, запрещающий иностранным судам заниматься рыбным промыслом в территориальных водах США и добывать некоторые виды ресурсов континентального шельфа, за исключением случаев, предусмотренных законом или международными соглашениями, в которых США являются одной из сторон.

В соответствии с ч.2 ст. 29 ФЗ «Об охоте» любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются:

1) сведения об охотнике и охотничьем билете;

2) вид охоты, который предполагается осуществлять;

3) сведения о добываемых охотничьих ресурсах;

4) количество добываемых охотничьих ресурсов;

5) сроки охоты и места охоты.

Разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных. В отношении остальных видов охотничьих ресурсов такое разрешение выдается на отлов или отстрел:

1) конкретного количества особей (если в отношении охотничьих ресурсов установлен лимит их добычи);

2) количества охотничьих ресурсов в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон (если в отношении охотничьих ресурсов не установлен лимит их добычи).

Разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.

Следует сказать, что сам непосредственно ФЗ «Об охоте» содержит небольшое количество процедурных норм, предусматривающих порядок выдачи таких разрешений. В этой связи запрограммировано принятие соответствующих подзаконных актов.

В настоящее время действует, в частности, Приказ Минсельхоза РФ от 26.06.2000 г. №569 «Об утверждении положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий».

В соответствии с ним для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными соискатель лицензии подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку с приложением всех необходимых документов.

Характерно, что в состав документации входит и экологическое обоснование (готовится соискателем лицензии и включает в себя краткую характеристику состояния среды обитания и объектов животного мира, перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории).

Лицензирующий орган рассматривает поступившие от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации документы в течение 30 дней с даты поступления, готовит экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии, вносит в долгосрочную лицензию условия пользования охотничьими животными, разработанные на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование охотничьими животными.

Ссылка комментируемого закона на другие отрасли законодательства связана с тем, что использование животного мира требует зачастую и использования других природных ресурсов. Поэтому для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с ФЗ «Об охоте», земельным законодательством и лесным законодательством.

Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Следует сказать, что в части использования лесных участков для нужд охоты возникали и судебные споры.

Так, после создания национального парка община коренных малочисленных народов утратила возможность вести традиционное природопользование и традиционный образ жизни на исконных территориях, поскольку ранее переданные общине в пользование участки лесного фонда были переданы национальному парку.

На основании договора общине «Удэге» на праве безвозмездного срочного пользования был предоставлен участок лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства Кроме того, община обладала долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира.

Поэтому довод Правительства Российской Федерации и национального парка о том, что на момент создания национального парка у заявителя отсутствуют правовые основания для пользования животным миром на оспариваемой территории судом не принимается, поскольку договор N 1 от 01.08.2001 безвозмездного пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства не расторгался в порядке, предусмотренном статьями 450 - 452 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом за кочевой общиной сохраняется право пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.

Отсылка к водному законодательству связана с использованием водного объекта для рыболовства.

Так, одним из ключевых терминов, который использует ФЗ «О рыболовстве», является понятие рыбопромыслового участка. Он представляет собой непосредственно территорию, на которой осуществляется добыча (вылов) водных биоресурсов. Именно рыбопромысловый участок и является предметом договоров, направленных на добычу водных биоресурсов. Согласно первой редакции ст.18 ФЗ «О рыболовстве» данная территория могла состоять как из акватории водного объекта и прибрежной полосы суши, так и из части акватории водного объекта и прибрежной полосы суши. Таким образом, рыбопромысловый участок объединял территорию водного объекта и прилегающую к нему полосу земельного участка.

Однако, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. №260-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и Земельный кодекс Российской Федерации» легальное определение рыбохозяйственных участков оказалось сужено: «Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части».

Под водными объектами рыбохозяйственного значения следует понимать внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, и территориальное море Российской Федерации.

При этом изъятая из определения понятия рыбопромыслового участка прибрежная полоса может использоваться на основании публичного сервитута в целях охоты и рыболовства[85].

Легальное определение понятий акватория и водный объект содержатся в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ.

акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Рыбопромысловый участок формируется в определенных границах. Такое формирование рыбопромыслового участка осуществляется для следующих целей:

· промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах);

· прибрежного рыболовства;

· товарного рыбоводства;

· рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

· организации любительского и спортивного рыболовства.

Данный перечень необходимо рассматривать как исчерпывающий. В него не вошли такие виды рыболовства, как:

· рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;

· рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;

· рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов.

Это вполне оправдано, поскольку рыбопромысловый участок формируется именно в целях изъятия водных биоресурсов, и эти цели не связаны с какой-либо научной деятельностью.

Границы рыбохозяйственных участков не устанавливаются на пруды и обводненные карьеры, в которых все рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения находятся в собственности граждан и юридических лиц.

В настоящее время действует приказ Федерального агентства по рыболовству от 22 апреля 2009 г. №338 «Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков».

Кроме того, на многих российских озерах в изобилии водятся промысловые водоплавающие птицы, обитают выдра и норка. Некоторые российские озера можно использовать для разведения пушного зверя (ондатра и нутрия)[86].

3. Комментируемая статья закрепляет такую специфическую норму, как норму приоритет. В данном случае приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации:

ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории;

собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

В литературе отмечается, что остается, однако, неясным, означает ли это правило приоритет российских лиц только в том случае, когда претендуют на соответствующее предоставление как российские, так и иностранные лица. Есть ли ограничения для иностранцев в случае, когда российские лица не претендуют на предоставление животного мира в пользование?[87]

Кроме того, обращает на себя внимание наличие в этой связи отсылочных понятий: ранее осуществлявшие (в течение какого периода?), соответсвующие средства (какие именно?), специалисты. Все это требует, с нашей точки зрения, соответствующих уточнений.

4. Предоставление в пользование животного мира континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, ст.12.1 ФЗ «Об исключительной экономической зоне» предусматривает, что в исключительной экономической зоне осуществляются промышленное рыболовство, рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов. Такие виды рыболовства осуществляются на разрешительной основе.

Соответствующие нормы содержит и ФЗ «О континентальном шельфе».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.026 с.)