Статья 23. Охрана животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 23. Охрана животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях



 

На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".

 

Комментарий к статье 23

 

1. Комментируемая статья содержит отсылочную норму к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях. В соответствии с ним, особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния, поэтому охрана животного мира и среды его обитания на этих территориях обладает определенной спецификой.

Особо охраняемые природные территории подразделяются на большое количество разновидностей, где каждая наделена особым, присущим только ей правовым режимом.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно - оздоровительные местности и курорты.

Правовой статус данных территорий регулируется комплексными нормами. Поэтому охрана животного мира и среды его обитания на данных территориях регулируется вместе с охраной других природных ресурсов.

К особо охраняемым природным территориям с наиболее консервативным режимом охраны относятся заповедники. Одним из старейших заповедников, который ориентироваван, прежде всего, на охрану объектов животного мира, является заповедник «Кедровая падь», расположенный в Приморье. В 2004 г. он получил статус биосферного.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Статья 8.39 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

 

Статья 24. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира

 

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.

Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Часть третья утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.

Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

 

 

Комментарий к статье 24

1.Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений на территории Российской Федерации обеспечивается в настоящее время рядом российских законодательных актов и международных конвенций. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Россия обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений.

Важнейшие нормы об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира сформулированы в Федеральных законах «О животном мире» (1995 г.), «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Закон о животном мире установил, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу РФ и (или) Красные книги субъектов РФ.

Так, например, Красная книга г.Москвы, впервые опубликованная в 2001 г., насчитывает более 630 видов животных и растений на 61 укрупненных местообитаниях[72].

Сходны по содержанию и требования Закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Принципиальное новшество - создание генетических банков. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания. С некоторой долей условности этот блок законодательства можно разделить на следующие разделы: статус и порядок ведения Красной книги РФ; правила добывания; порядок выдачи разрешений; оборот; Красные книги субъектов РФ[73].

Правовой статус Красной книги РФ определен Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 «О Красной книге Российской Федерации». Красная книга РФ ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных, обитающих на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Действует также приказ Госкомэкологии от 03.10.1997 г. №1435 «Об утверждении порядка ведения Красной книги Российской Федерации».

Ведение Красной книги Российской Федерации включает:

сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

занесение в установленном порядке в Красную книгу Российской Федерации (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги Российской Федерации;

подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В Красную книгу Российской Федерации включаются объекты животного и растительного мира, отвечающие следующим условиям:

а) объекты животного и растительного мира, нуждающиеся в специальных мерах охраны, а именно:

объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения;

уязвимые, узкоэндемичные, эндемичные и редкие объекты животного и растительного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно - климатических зон;

объекты животного и растительного мира, реальная или потенциальная хозяйственная ценность которых установлена и при существующих темпах эксплуатации их запасы поставлены на грань исчезновения, в результате чего назрела необходимость принятия срочных мер по их охране и воспроизводству;

объекты животного и растительного мира, которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием, в силу их уязвимости (обитающие на краю ареала, естественно редкие и т.д.);

б) объекты животного и растительного мира, подпадающие под действие международных соглашений и конвенций;

в) объекты животного и растительного мира, занесенные в Международную Красную книгу и Красную книгу государств - участников СНГ.

Осуществление мероприятий по сохранению указанных объектов животного и растительного мира и мест их обитания проводят природопользователи, юридические и физические лица, деятельность которых связана с изучением, охраной, восстановлением и использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды в пределах своей компетенции в соответствии с государственными программами по охране объектов животного и растительного мира и среды их обитания.

2. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира.

Статья 8.29. КоАП РФ предусматривает такой состав как уничтожение мест обитания животных. Административная ответственность наступает за уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных. Обращает на себя внимание крайне незначительный размер санкций: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

В связи с этим возможно увеличение санкций на уровне административного законодательства субъектов РФ.

Уголовный кодекс РФ содержит ст.259 «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации».

Наличие в УК рассматриваемого состава является отражением неблагоприятной ситуации в деле сохранения исчезающих видов и их популяций.

Предметом преступления являются критические места обитания организмов, занесенных в Красную книгу РФ, являющихся объектом исключительной федеральной государственной собственности, подлежащих особой охране. К таковым следует отнести, например, территории Курильских островов и лежбища на Командорских островах, где находятся лежбища морских котиков, озера Прикаспия - места обитания розового фламинго и др.

Критическими местами обитания организмов, занесенных в Красную книгу, следует признать те части территорий и акваторий, которые для них незаменимы. Они исключительно важны для размножения данной популяции, вида. В этом, например, выражается исключительность озера Байкал для определенных видов рыб, которые эндемичны.

Объективная сторона состоит в уничтожении критических мест обитания для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшем гибель популяций этих организмов.

Последствия данного преступления - гибель популяции, т.е. совокупности особей одного вида, в течение большого числа поколений населяющих определенное пространство и обеспечивающих эволюционную устойчивость всего вида данных организмов; их гибель может привести к исчезновению отдельных видов организмов с лица Земли, к нарушениям в экосистемах, почвообразующих процессах, опылении растений и т.п.

Состав по конструкции материальный, так как ответственность связана с наступлением последствий - гибелью целых популяций организмов. Между деянием и последствием должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона может характеризоваться как умыслом так и неосторожностью.

3. Что касается оборотоспособности таких объектов животного мира, то действует Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации».

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 06.01.1997 г. №13 были утверждены Правила добывания объектов животного мира, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу РФ, за исключением водных биологических ресурсов».

Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов (далее - объекты животного мира), допускается в исключительных случаях в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов.

Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях.

Добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

По факту каждого добывания на месте составляется акт с указанием количества добытых объектов животного мира, времени, места, орудий добывания, фамилий лиц, ответственных и привлеченных для добывания.

Неиспользованные разрешения по окончании срока их действия возвращаются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с объяснением причин.

Сроки и способы добывания объектов животного мира определяются в соответствии с целями добывания и не должны наносить ущерб естественным популяциям этих видов животных и местам их обитания.

Орудия и способы добывания объектов животного мира должны обеспечивать избирательность действия и снижать нанесение физических и психических травм животным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.095 с.)