ТОП 10:

Статья 9. Участие коренных малочисленных народов и этнических общностей в охране и использовании объектов животного мира, сохранении и восстановлении среды их обитания



 

Граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами, предусмотренными в статьях 48 и 49 настоящего Федерального закона.

 

Комментарий к статье 9

1. Комментируемая статья посвящена определению специальных прав коренных малочисленных народов. Они представляют собой малочисленные этнические общности (от нескольких сотен до 40 тыс.), постоянно проживающие на территориях своих предков (для большинства из них таковыми являются более 100 районов Севера, входящих в состав 28 субъектов Российской Федерации) и сохраняющие самобытность языка, культуры, традиционную систему жизнеобеспечения благодаря ведению оленеводства и промыслового хозяйства; ввиду своей малочисленности некоторые из них находятся на грани исчезновения.

Им предоставлено, в частности, право на приоритетное пользование животным миром на указанных территориях, которое включает в себя: предоставление для них первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности и другие права.

Так, например, в соответствии с ч.2 ст.11 ФЗ «Об охоте» в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к охотничьим ресурсам также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.

В связи с необходимостью защиты коренных малочисленных народов в природоресурсном законодательстве содержится целый комплекс соответствующих норм.

К числу одних из основных нормативных актов в данной сфере следует отнести Федеральный закон от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Ст.10 данного нормативного акта предусматривает, что на территориях их традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:

поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений.

В отношении коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ установлено, что представители указанных народов обладают преимущественным правом на использование живых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Следует сказать, что ФЗ «О рыболовстве» прямо предусматривает такой вид рыболовства как рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Субъектами рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются:

1) лица, относящиеся к указанным народам. Существует Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255, и Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р;

2)их общины. Причем общины являются вполне самостоятельным субъектом права. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ они рассматриваются как некоммерческие организации.

Общинами коренных малочисленных народов признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.

Члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации.

Конституция РФ включает в сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «б», «м» ч. 1 ст. 72).

Достаточно активно в последние несколько лет развивалось законодательство субъектов Российской Федерации в области традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Причем важно отметить, что развитие законодательства в этой сфере в отдельных субъектах Российской Федерации за последние годы осуществлялось более быстрыми темпами и носило опережающий характер по сравнению с федеральным законодательством. Поэтому вполне правомерным в данном случае будет утверждение, согласно которому в значительной степени при разработке соответствующих федеральных законодательных актов использовался не только международный и зарубежный опыт регулирования данных отношений, но и достижения в этой сфере в области законодательного регулирования субъектов Российской Федерации. Если обратиться к анализу регламентации данных отношений в настоящее время, то, прежде всего, следует сказать, что в некоторых субъектах Федерации права коренных народов в сфере традиционного природопользования декларируются на уровне их основных законов - конституций и уставов.

Так, ст. 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) закрепляет положение, по которому Республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов и малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права на владение землей и ресурсами и пользование ими в соответствии с законом, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-промысловыми угодьями. Статья 30 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа направлена на защиту прав граждан из числа коренных малочисленных народов Севера при промышленной разработке природных ресурсов. В соответствии с предписаниями этой статьи на территориях проживания и традиционной хозяйственной деятельности, перечень которых устанавливается законами автономного округа, гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей могут передаваться в собственность земельные участки, охотничьи угодья, оленьи пастбища. В случаях предоставления земельных участков на территориях проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов для целей, не связанных с традиционным природопользованием, органы местного самоуправления выясняют их мнение на местном референдуме[28].

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.006 с.)