ТОП 10:

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира



 

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

 

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира относятся:

определение государственной политики в области охраны и использования животного мира;

определение единой инвестиционной политики в области охраны и использования животного мира;

разработка и совершенствование федерального законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в пределах территории Российской Федерации;

регулирование использования объектов животного мира, в том числе установление нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

регулирование численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;

установление порядка предоставления разрешений на пользование животным миром;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 апреля 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ;

предоставление разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также предоставление разрешений на содержание и разведение иных объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

установление порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции, а также предоставление разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы таких животных, их частей и полученной из них продукции;

проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение типовой нормативно-методической документации, организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

ведение Красной книги Российской Федерации;

создание или участие в создании особо охраняемых природных территорий и акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

установление единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования, единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира;

ведение государственного учета численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на этих территориях;

установление порядка государственной статистической отчетности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

защита прав, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их проживания в части сохранения и устойчивого использования объектов животного мира;

разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира между субъектами Российской Федерации;

заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования животного мира;

осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами.

 

Комментарий к статье 5

 

1. Комментируемая статья посвящена определению полномочий органов государственной власти РФ в сфере регулирования фаунистических отношений. Под полномочиями следует понимать права, обязанности, ответственность того или иного органа. Более широким термином, по сравнению с термином «полномочия», является компетенция. Компетенция – это правовая сфера деятельности того или иного органа, его полномочия.

Безусловно, в федеративном государстве важно разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами определяется Конституцией Российской Федерации, которая предусматривает:

1) компетенцию Российской Федерации;

2) совместную компетенцию Федерации и ее субъектов;

3) компетенцию субъектов Российской Федерации.

Полномочия России в области фаунистических отношений основываются на ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ. К ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции относятся:

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе в области фаунистических отношений);

федеральная государственная собственность (в данном случае - на животный мир) и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;

определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

гражданское, гражданско - процессуальное законодательство (которое используется при разрешении споров в области охраны и использования объектов животного мира);

метеорологическая служба, стандарты, эталоны (в том числе в области фаунистических отношений, охраны окружающей среды в целом).

Исходя из содержания ФЗ «О животном мире», условно можно выделить следующие полномочия, которые реализуются на федеральном уровне:

определение государственной политики в области регулирования фаунистических отношений;

нормативное регулирование;

регулирование численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; ведение государственного учета численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на этих территориях;

осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;

ведение Красной книги Российской Федерации;

разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира между субъектами Российской Федерации.

Перечень полномочий не является исчерпывающим.

Обращает на себя внимание то, что в комментируемой статье говорится в целом об органах государственной власти, а не об органах исполнительной власти, которые непосредственно и осуществляют управление как таковое.

Компетенция Федерального Собрания и его палат установлена в ст. 102, 103, 105 и 106 Конституции РФ. Статус этих органов и порядок реализации их компетенции предусмотрены также в ст. ст. 97 - 101, 104, 107 и 108 Конституции РФ. Основная форма участия законодательных (представительных) органов РФ в регулировании общественных отношений - это принятие законов, иных нормативных правовых актов.

Президент РФ определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти представляют собой сложную иерархическую, разветвленную, многоотраслевую функциональную систему, объединяющую в себе как коллегиальные, так и единоличные органы.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий федеральные органы исполнительной власти подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Правительство РФ, которое является органом общей компетенции, осуществляет и обеспечивает общее руководство экономикой, социально-культурной, политической и административной сферами, разрабатывает и обеспечивает исполнение государственного бюджета, защиту интересов государства, охрану собственности и общественного порядка, проводит меры по обеспечению защиты прав и свобод граждан, охране государственной безопасности и т.д. и реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Иными словами, Правительство РФ должно осуществлять государственное управление.

Правительство РФ функционирует посредством работающих под его руководством федеральных органов исполнительной власти отраслевой и специальной (функциональной) компетенции (министерства, комитеты, агентства, надзоры, службы и т.д.), которые руководят отдельными отраслями государственного управления.

В соответствии с ныне действующим Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Данный Указ закрепил трехзвенную систему федеральных органов исполнительной власти, где координирующими и определяющими государственную политику в соответствующей сфере (области) являются федеральное министерство и находящиеся в его ведении федеральная служба и (или) федеральное агентство. В результате реорганизации структуры и системы федеральных органов исполнительной власти было сокращено большое количество министерств и осуществлено их укрупнение.

Компетенция упраздненных ведомств была распределена между созданными федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами в соответствии с возложенными на них функциями[21].

Следует отметить, что структура органов в сфере экологического управления неоднократно менялась. Наиболее радикальные изменения (после 2004 г.) произошли в 2008 г., когда была изменена подчиненность органов экологического управления. Кроме того, следует отметить попытку воссоздания комитетов. В частности, это можно проиллюстрировать на примере Федерального агентства по рыболовству, которое сначала подчинялось Министерству сельского хозяйства, затем было трансформировано в Государственный комитет по рыболовству, подчиненный Правительству, а в 2008 г. снова стало Агентством, также подчиненным Правительству.

Функция нормотворчества органов исполнительной власти по вопросам окружающей среды не ограничивается лишь исполнением многочисленных норм, предусмотренных экологическим законодательством. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Правительство достаточно активно реализует это право.

Кроме того, функцию нормотворчества осуществляют и министерства, так, например, Министерство природных ресурсов и экологии самостоятельно определяет порядок регулирования численности объектов животного мира, а также порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов.

Комментируемый закон к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны и использования животного мира относит и защиту прав, охрану исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их проживания в части сохранения и устойчивого использования объектов животного мира. Следует сказать, что на решение данной проблемы направлены и нормы других природоресурсных актов.

Обращает на себя внимание то, что вопросы охраны исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в соответствующей сфере в данном Законе закреплены только за федеральными органами государственной власти. Что касается соответствующих полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в сфере охраны и использования объектов животного мира, то они в указанной сфере вообще никак не обозначены, хотя субъекты Федерации и обладают целым рядом полномочий в области охраны и использования объектов животного мира (ст. 6.1).

Получается, что, обладая и теми и другими видами полномочий (и полномочиями в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, и полномочиями в сфере охраны и использования объектов животного мира), субъекты Федерации в то же время почему-то не обладают никакими полномочиями в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в части охраны и использования объектов животного мира[22].

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.196 (0.005 с.)