Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 50. Цели и задачи экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира

Поиск

 

Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира предусматривает:

установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и природопользователями, а также между пользователями животным миром и пользователями иными видами природных ресурсов;

создание стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 148-ФЗ)

экономическую защиту государственных интересов в области охраны и использования объектов животного мира;

экономическую защиту пользователей животным миром.

 

Комментарий к статье 50

 

1. Т.В. Петрова понимает экономический механизм как правовую категорию в двух плоскостях: во-первых, как механизм реализации эколого-правовых норм и всего экологического права в целом и, во-вторых, в качестве опосредованного правового механизма регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды с использованием таких экономических инструментов, как платежи, налоги, льготы, цены, субсидии и т.п.[98].

Под экономическим механизмом охраны окружающей среды автор понимает совокупность правовых средств (элементов экономического механизма), с помощью которых у субъектов хозяйственной деятельности стимулируется экономическая заинтересованность в проведении экологических мероприятий, принятии мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду и обеспечении рационального природопользования.

Экономическое регулирование является одним из действенных рычагов охраны и использования объектов животного мира, наряду с мерами административного, разрешительного характера.

Согласно ст. 4 настоящего Закона животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Поэтому экономическое регулирование осуществляется, прежде всего, на государственном уровне.

К направлениям такого регулирования относится, в частности:

установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и природопользователями, а также между пользователями животным миром и пользователями иными видами природных ресурсов. Это выражается в принятии различных экологических программ, в финансировании полномочий, переданных на региональный уровень, в стимулировании природоохранной деятельности самих хозяйствующих субъектов.

В качестве конечных целей экономического регулирования можно рассматривать создание стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира; экономическую защиту государственных интересов в области охраны и использования объектов животного мира; экономическую защиту пользователей животным миром.

Следует сказать, что зачастую экономическое регулирование неразрывно связано с административным регулированием.

Так, субъектами промышленного рыболовства могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Рыболовство запрещается осуществлять иностранным лицам российскими юридическими лицами и предпринимателями с судов, принадлежащих иностранным лицам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Данное положение действует с 1 января 2009 года.

Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира является частью общей системы экономического регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» экономический механизм охраны природной среды в целом имеет целью планирование и финансирование природоохранных мероприятий; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Однако в настоящее время в Российской Федерации экономический механизм охраны окружающей среды реализуется недостаточно эффективно. Одной из причин этого является то, что в законодательстве вышеперечисленные элементы экономического механизма только декларируются. Для преодоления указанного пробела депутатами Государственной Думы ФС РФ, субъектами РФ, а также экологическими общественными объединениями, отдельными учеными, специалистами в сфере экологического права предлагается принятие ряда законодательных актов, направленных, в частности, на регулирование экологического аудита и обязательного экологического страхования. По идее разработчиков законопроектов это должны быть специальные федеральные законы, которые будут иметь свой отдельный, узкоспециальный предмет правового регулирования[99].

 

Статья 51. Структура экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира

 

Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира включает в себя:

учет и экономическую оценку объектов животного мира;

экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром;

бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира;

экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира;

целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

 

 

Комментарий к статье 51

1. Комментируемая статья определяет основные элементы экономического механизма охраны и использования объектов животного мира.

К таковым относятся:

1)учет и экономическая оценка объектов животного мира. Это осуществляется путем ведения кадастров и реестров (см.комментарий к статье 14);

2)экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром. Данные платежи имеют характер не налогов, а сборов (см.комментарий к статье 52);

3)бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира. (см.комментарий к ст.18);

4)экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира;. (см.комментарий к ст.56,57)

5)целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Ранее действовало Письмо Госналогслужбы от 12.08.1994 г. №ЮБ-6-04/296 «О зачислении средств о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения и от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства».

Предусматривается образование специального фонда для премирования государственных инспекторов органов рыбоохраны, лиц, которым предоставлены права государственных инспекторов, и общественных инспекторов рыбоохраны, отличившихся в борьбе с нарушениями правил рыболовства и охраны рыбных запасов, путем отчисления:

- 50 процентов средств, получаемых от реализации конфискованных орудий лова, плавучих и других транспортных средств и взимания штрафов, налагаемых судом в качестве уголовного наказания;

- 30 процентов средств, получаемых от реализации изъятой рыбы, морских млекопитающих и водных беспозвоночных, от взимания штрафов, налагаемых в качестве меры административного взыскания, а также сумм, взысканных в возмещение ущерба, причиненного гражданами незаконным выловом, добычей или уничтожением ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в рыбохозяйственных водоемах.

Такой порядок премирования работников рыбоохраны был установлен, когда суммы указанных штрафов подлежали зачислению в бюджет. При этом в бюджет перечислялись суммы штрафов, оставшиеся после образования фонда премирования.

Учитывая изложенное, а также бассейновый принцип управления органов рыбоохраны, при котором перечисление средств из экологических фондов для премирования работников рыбоохраны будет затруднено, Министерство финансов Российской Федерации посчитало целесообразным перечислять в экологические фонды суммы штрафов после создания специального фонда премирования в соответствии с действующим положением.

50 процентов от сумм штрафов, взысканных в административном и судебном порядке, сумм, поступивших от реализации конфискованной продукции незаконной охоты, остается в распоряжении органов охотничьего хозяйства и направляется на поощрение лиц, обнаруживших конкретные случаи нарушения правил охоты и представивших соответствующие документы;

- суммы, получаемые по гражданским искам за нарушение правил охоты, полностью оставляются органам охотничьего хозяйства. До 50 процентов этих средств направляется на премирование работников органов охотничьего хозяйства и других организаций, проявивших активную деятельность по охране животного мира и сред его обитания. Остальная сумма по гражданским искам используется на приобретение для работников Госохотнадзора форменной одежды и другие мероприятия, связанные с деятельностью органов охотничьего хозяйства и направленные на ее улучшение.

Остальные суммы от взысканных штрафов и от реализации конфискованной продукции (в размере 50 процентов) направлялись в экологические фонды.

Однако сейчас экологических фондов уже не существует. Все они консолидированы в бюджет.

В 2000 г. Министерство финансов Российской Федерации по представлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации отозвало свое письмо от 5 августа 1994 г. N 9-5-2/6, направленное в адрес Государственной налоговой службы Российской Федерации, с разъяснением о порядке зачисления средств, получаемых по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения и от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции, как противоречащее Закону РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды».

Поэтому сейчас никакого специального порядка зачисления средств от конфискации реализации конфискованных орудий незаконной добычи объектов животного мира не существует. Вырученные средства зачисляются в бюджет.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.007 с.)