Статья 18. Государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 18. Государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания



 

В целях реализации требований настоящего Федерального закона осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания.

Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством Российской Федерации.

Региональные и местные программы разрабатываются и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Мероприятия по охране отдельных объектов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей среде.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

 

 

Комментарий к статье 18

 

 

1. Государственные программы являются одним из важных средств государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира, среды его обитания. Характерно, что комментируемая статья включена в третью главу, посвященной вопросам охраны.

2. Что касается программ, то на их разработку распространяются нормы Федерального закона от 20.07.1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством Российской Федерации. Так, следует отметить Федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России» (2001-2010 годы), утвержденную Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 г. №860. Однако стоит сказать, что Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2005 N 1952-р реализация Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)» была завершена в 2005 году, хотя программа в целом так и не была завершена.

Данная программа включала в себя подпрограмму «Сохранение редких и исчезающих видов животных»

На начало 2001 года редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны России, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации, были признаны 415 видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов; 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза охраны природы. Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует специально разработанных мероприятий на федеральном уровне.

Целью подпрограммы являлось сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:

создание нормативной базы охраны редких и исчезающих видов животных и растений и мест их обитания, а также разработка документов, регламентирующих ведение кадастров животного и растительного мира и Красных книг;

сохранение редких и исчезающих видов животных и растений в первую очередь на особо охраняемых природных территориях;

создание искусственных популяций, в том числе путем разработки и осуществления мероприятий по восстановлению популяций редких и исчезающих видов животных и растений.

Работы по подпрограмме было намечено выполнять в два этапа.

На I этапе (2002 - 2004 годы) было запланировано первоочередные мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений, включая развитие нормативно-правовой базы.

На II этапе (2005 - 2010 годы) - мероприятия по восстановлению редких и исчезающих видов животных и растений, разработке и осуществлению технологий создания искусственных популяций.

Мероприятиями подпрограммы предусматривались:

создание новых и поддержание действующих питомников, ферм, дендрариев и центров по разведению, интродукции и реинтродукции редких видов животных и растений, закладка модельных участков по реставрации природных сообществ;

восстановление популяций редких видов животных и растений, сохранение генотипов животных и растений с применением криотехнологий;

выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям по охране и мониторингу состояния популяции амурского тигра, чукотско-аляскинской популяции белого медведя;

регулирование традиционного охотничьего промысла;

научные исследования в области охраны и восстановления редких видов наземных и водных животных, растений и растительных сообществ;

мониторинг редких видов наземной и водной флоры и фауны и ведение кадастров редких видов животного и растительного мира;

информационное и нормативно-правовое обеспечение сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.

Все мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений осуществляются с участием общественных организаций (Российская лига защиты животных и др.).

3. Распространены также территориальные, местные программы - о сохранении гнездовий серой цапли и среды обитания бобров, об очистке притоков реки Томь и Москвы - реки, «Соболь», «Бурый медведь», «Рысь», «Лось». В Ульяновской области действует Областная целевая программа по охране окружающей среды на 2007-2012 г.г. Однако финансирование подобных программ осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ.

4. Мероприятия по охране отдельных объектов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей среде. Это обеспечивает комплексный, экосистемный подход, обеспечивающий сохранение всех полезных объектов животного мира.

 

Статья 19. Организация охраны животного мира и среды его обитания

 

Организация охраны животного мира осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации, а специально уполномоченных государственных органов субъекта Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

 

Комментарий к статье 19

 

 

1. Комментируемая статья носит отсылочный характер, так как компетенция упоминаемых в ней органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления предусматривается в ст. 5 - 9 настоящего Закона (см. комментарии к ним).

Так, например, в Архангельской области действует Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Оно действует на основании Постановления администрации Архангельской области от 21 декабря 2007 г. №247-па. Данное Управление было организовано в связи с передачей Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области охраны и пользования объектов животного мира.

Распоряжением главы администрации Оренбургской области N 1089-р от 7 декабря 1999 г. «Об уполномоченном представителе главы администрации области» в целях сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов Ириклинского водохранилища, являющегося уникальным водоемом, расположенном на территории Оренбургской области, а также осуществления надлежащего контроля за воспроизводством, сохранением рыбных запасов, отловом рыбы и ее реализацией, был введен институт уполномоченного представителя главы администрации Оренбургской области на Ириклинском водохранилище.

2. Полномочия специально уполномоченных государственных органов в области государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания предусмотрены в положениях об этих органах и в ст. ст. 12, 13 и 16 настоящего Закона (см. комментарии к ним).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.013 с.)