ТОП 10:

Статья 6.1. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира



 

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

 

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением;

учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;

участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам.

Комментарий к статье 6.1

1. Комментируемая статья определяет круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира. Прежде всего, это нормативное регулирование соответствующих отношений на регионально уровне, разработка региональных программ, участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации.

Возможность нормативного регулирования фаунистических отношений прямо следует из Конституции РФ. В соответствии с пунктами «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Многие субъекты РФ приняли свои законы «Об охоте», «О рыболовстве» (см.комментарий к ст.3).

Следует отметить, что принятие некоторых нормативных актов на региональном уровне должно сопровождаться их согласованием с федеральными органами исполнительной власти (см.комментарий к ст.6).

По этому вопросу возникали и судебные споры.

Так, общественная организация «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» обратилась в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года N 316-па «О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области», ссылаясь на нарушение порядка его принятия: без согласования с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором). Однако судом было установлено, что постановление администрации Новосибирской области было принято в пределах ее полномочий с соблюдением порядка, установленного федеральным законодательством. (см.подробнее Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2010 г. №67-Г10-4)

Что касается Красной книги, то начиная с 1982 года издано более 30 Красных книг субъектов Российской Федерации. Причем утверждаются положения о Красных книгах на территории каждого субъекта Российской Федерации разными нормативными правовыми актами. Так, в Красноярском крае, Сахалинской, Кемеровской, Ульяновской, Брянской областях и других субъектах Российской Федерации приняты соответствующие законы о Красных книгах. Постановлением Главы администрации Белгородской области от 22 апреля 2002 г. N 204 «О Красной книге Белгородской области» было утверждено Положение о Красной книге. В Мурманской области принято Постановление Правительства Мурманской области от 4 сентября 2002 г. N 325-ПП «О Красной книге Мурманской области». В Астраханской области было принято Постановление Правительства Астраханской области от 16 октября 2006 г. N 360-П «О Красной книге Астраханской области и внесении изменений в Постановление Правительства Астраханской области от 13.06.2006 N 190-П». В Алтайском крае было принято Постановление Законодательного Собрания Алтайского края от 21 января 1998 г. N 3 «О Красной книге Алтайского края».

Таким образом, задача обозначенных Законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством урегулирования многих специфических общественных отношений на местах, направлена не только на дальнейшее развитие законодательства субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды, но и на совершенствование федерального законодательства об охране окружающей среды, во многих случаях приемлющее законотворческий опыт некоторых субъектов Российской Федерации[25].

Что касается международных договоров, то субъекты РФ не наделены полномочиями по самостоятельному заключению международных договоров, однако они могут принимать участие в их реализации. Следует сказать, что ряд субъектов РФ активно участвуют в данном процессе, так, по Постановлению главы администрации Краснодарского края от 23 июля 1995 г. N 413 дельта Кубани вошла в список водно - болотных угодий, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, имеющих международный статус Рамсарских.

Ратификация международных договоров осуществляется Парламентом в форме федерального закона, при этом при необходимости могут сразу вноситься изменения и дополнения в российское законодательство. Ратификации подлежат международные договоры:

исполнение которых требует принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ.

Следует сказать, что для более детального определения раграничения полномочий некоторые субъекты РФ приняли соответствующие нормативные акты. Так, в качестве примера можно привести Закон Республики Карелия от 05.03.2009 г. №1274-3РК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области охраны и использования животного мира».

Так, Законодательное Собрание Республики Карелия осуществляет следующие полномочия:

1) принятие законов Республики Карелия, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением;

2) принятие законов Республики Карелия по вопросам осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов.

Глава Республики Карелия организует деятельность по осуществлению указанных полномочий.

Правительство Республики Карелия осуществляет следующие полномочия:

1) принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением;

2) учреждение Красной книги Республики Карелия;

3) утверждение региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания со сроком реализации более трех лет;

4) принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов;

5) принятие решения о выдаче долгосрочной лицензии на пользование животным миром;

6) принятие решения о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром;

7) принятие решения о введении на территории Республики Карелия ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;

8) утверждение требований к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи на территории Республики Карелия в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченные в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, осуществляют следующие полномочия:

1) в пределах компетенций принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением;

2) в пределах компетенций принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов;

3) разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;

4) участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам;

5) ведение Красной книги Республики Карелия;

6) организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;

7) установление согласованных с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

8) контроль за использованием капканов и ловушек;

9) осуществление контроля за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира;

10) осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

11) организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб;

12) организация и регулирование прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), в том числе распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков;

13) охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

14) определение объектов животного мира, численность которых подлежит регулированию, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

15) регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

16) внесение представлений о введении на территории Республики Карелия ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;

17) ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах Республики Карелия, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;

18) выдача лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

19) выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

20) государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Карелия, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

21) разработка требований к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

22) оповещение органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, а также населения через средства массовой информации о случаях возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяет ст.34 ФЗ «Об охоте».

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся:

1) утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации;

2) разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий;

3) выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты;

5) осуществление иных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отличие от ФЗ «Об охоте», ФЗ «О рыболовстве» не детализирует полномочия, которые осуществляются на региональном уровне.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.007 с.)