Статья 25. Переселение и гибридизация объектов животного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 25. Переселение и гибридизация объектов животного мира



 

Акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

 

Комментарий к статье 25

 

1. Акклиматизация представляет собой биолого-биотехнический процесс, включающий в себя вселение объектов, доставленных из одних регионов, стран, в другие, где их ранее не было или они исчезли, с целью их полной или частичной натурализации.

Переселение объектов животного мира - это перемещение уже обитающих объектов животного мира в новые места обитания.

Гибридизация – это скрещивание особей разных видов в целях получения жизнеспособных гибридов. В частности, существуют гибриды зубра с бизоном и домашним скотом.

Рыболовство в целях акклиматизации водных биоресурсов осуществляется для:

а) вселения объектов акклиматизации в водные объекты рыбохозяйственного значения с целью:

создания устойчивых промысловых запасов водных биоресурсов;

улучшения кормовой базы водного объекта рыбохозяйственного значения;

б) формирования ремонтно-маточных стад водных биоресурсов.

Для некоторых регионов акклиматизация имеет особое значение.

Так, обширная территория Камчатского полуострова долгое время была изолирована от азиатского материка мощными ледниками и морскими пространствами, отсутствовала возможность ее заселения типично пресноводными видами рыб. В связи с чем до начала XX века во внутренних водоемах Камчатки обитали лишь жилые формы лососей, гольцов и колюшек, а также в бассейнах некоторых рек встречался хариус. Поэтому еще в 20–30-е годы прошлого века отечественными ихтиологами и рыбоводами неоднократно поднимался вопрос об акклиматизации на полуострове типично пресноводных видов рыб.

Первой в 1930 году была предпринята попытка вселения серебряного карася. Его акклиматизация на Камчатке проводилась в плановом порядке по инициативе Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии (в настоящее время ТИНРО-центр) без каких-либо предварительных исследований и оценки возможного влияния вселенца на местную ихтиофауну, и в первую очередь на лососей[74].

Акклиматизация проводится в двух формах: полноцикловая и поэтапная. Полноцикловая акклиматизация (натурализация) - конечная фаза процесса акклиматизации, когда вселенец приспособился к новым условиям, определилась его ниша и взаимоотношения с аборигенами в экосистеме заселяемого водоема, установилось подвижное равновесие численности новой популяции и появилась возможность ее использования в кормовых и промысловых целях. Поэтапная акклиматизация - незавершенная акклиматизация, когда некоторые этапы развития вселенца не могут завершиться в условиях водоема вселения и проходят в других водоемах или под протекцией человека. Частным случаем поэтапной акклиматизации, характеризующим тип, метод хозяйственной деятельности и предусматривающим регулярный выпуск посадочного материала на нагул в уже апробированные водоемы, является зарыбление.

Надо отметить, что акклиматизационные работы могут проводиться не во всех водоемах. В частности, не допускается их проведение в водоемах с эндемичной фауной.

В настоящее время действует приказ Росрыболовства от 1 апреля 2009 г. №257 «Об утверждении порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов».

Рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации осуществляется на основании разрешений, удостоверяющих право на добычу (вылов) водных биоресурсов из среды их обитания, выдаваемых в соответствии с Правилами оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 775.

Федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по рыболовству, занимающиеся искусственным воспроизводством водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации реализовывать добытые (выловленные) водные биоресурсы после их использования в целях искусственного воспроизводства водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения. Средства, полученные от реализации добытых (выловленных) водных биоресурсов, учитываются на лицевых счетах для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, и расходуются на содержание данных учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 10 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 645).

Добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации осуществляется в соответствии с Правилами добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1017.

Вопросы, связанные с применением данных требований, возникали и в судебной практике.

Так, в соответствии с договором, заключенным между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) последний должен был осуществить формирование ремонтно-маточного стада осетровых видов рыб каспийского бассейна, получить от них половые продукты и использовать их для целей искусственного воспроизводства в рамках выделенной квоты на добычу в 2006 году водных биологических ресурсов в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации.

В обоснование отмены судебных актов ответчик ссылался на несоответствие вывода суда о заключенности договора имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, поскольку суд установил, что дополнительное соглашение, заключение которого предусматривалось договором в целях определения количества и качества подлежащей сдаче икры, фактически не было заключено. Заявитель жалобы указывал, что в договоре рассчитана средняя цифра подлежащей поставке икры, при бонитировке количество подлежащей поставке икры могло существенно измениться, количество икры зависело от качества производителей, добытых ответчиком. Как полагал ответчик, суд должен был сделать вывод о том, что договор является незаключенным ввиду несогласования сторонами объема и качества подлежащего поставке товара, тем более, что договором не определены и заводы, на которые должна была осуществляться поставка оплодотворенной икры.(см. подробнее Постановление ФАС Московского округа от 25 ноября 2009 г. №КГ-А40/12006-09-П).

В настоящее время действует Приказ Министерства сельского хозяйства от 14.12.2007 г. №615 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, а также на особо охраняемых природных территориях федерального значения разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания».

Данная административная функция осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзором)

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на проведение мероприятия по акклиматизации, переселению и гибридизации объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, являются:

отсутствие согласования изъятия планируемых к отлову животных (для лимитируемых видов - подтверждения о выделении соответствующего лимита) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

непредоставление в установленный срок недостающих документов, необходимых для получения разрешения;

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной и/или искаженной информации;

непредставление отчета о мероприятиях, проведенных по выданным ранее разрешениям;

неудовлетворительные результаты предыдущих выпусков;

несоответствие заявления на отлов заявлению на выпуск по срокам подачи;

отрицательное заключение компетентной научной организации, решающей проблемы в данной области, или экспертной группы о допустимости заявленного мероприятия.

В рамках проведения мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации проводится изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, путем отлова (далее - отлов) и их выпуск в естественную среду обитания. Заявления на отлов и выпуск переселяемых или акклиматизируемых животных подаются раздельно.

Статья 8.36 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 

Статья 26. Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания

 

 

Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

(часть первая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

 

Комментарий к статье 26

 

 

1. Комментируемая статья определяет специфическую форму пользования животным миром: содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Объектами в данном случае являются дикие звери, птицы и другим объекты животного мира. Содержание и разведение таких объектов могут осуществлять как юридические лица (охотничьи хозяйства, питомники), так и физические лица (в частности, на условиях фермерского, крестьянского, подсобного хозяйств). Данное право реализуется при наличии разрешения, которое выдается специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Таким органом является Росприроднадзор.

В области обрашения с водными биоресурсами этот вид деятельности реализуется в форме рыбоводства.

Рыбоводство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением рыбы, улучшением и увеличением рыбных запасов в водоёмах. Оборудование, которое позволяет выпускать молодняк рыб в дикую среду для развлекательного рыболовства, или для пополнения численности природных видов, обычно относят к рыбным инкубаторным станциям. Рыбоводство повышает численность таких видов, как лососевые, сомообразные, тилапия, треска, карп, форель и других. Увеличение спроса на дикое рыболовство промысловыми заготовщиками рыбы вызвало уменьшение её численности ниже приемлемого уровня. Рыбоводство предлагает альтернативное решение для удовлетворения рыночного спроса на рыбу.

В качестве специфической разновидности рыбоводства рассматривается товарное рыбоводство. Это предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов. Таким образом, последующая реализация уловов является обязательным признаком товарного рыбоводства.

Наиболее инвестиционно привлекательным сегментом рыбохозяйственного комплекса является пастбищное рыбоводство, как вид деятельности по разведению, выращиванию и выпуску в водные объекты рыбохозяйственного значения водных биоресурсов, полученных в регулируемых и контролируемых условиях в целях получения дополнительного промыслового возврата.

В соответствие со ст.12 ФЗ «Об охоте» выделяется такой вид охоты как охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.

Охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания осуществляется в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов.

Охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие разрешения в:

1) закрепленных охотничьих угодьях на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов;

2) общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Отловленные охотничьи ресурсы в случае их гибели должны быть уничтожены.

2. Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

Так, УК РФ содержит ст. 245 «Жестокое обращение с животными».

Уголовная ответственность наступает, если жестокое обращение с животными, повлекло их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.026 с.)