Статья 52. Сборы за пользование объектами животного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 52. Сборы за пользование объектами животного мира



 

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 148-ФЗ)

 

Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда.

Сверхлимитное и нерациональное пользование объектами животного мира влечет взыскание штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Комментарий к статье 52

 

1. Положения комментируемой статьи имеют преимущественно отсылочный характер. Это относится к вопросам, предусматривающим уплату сборов за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые должны быть установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также к положению о том, что сверхлимитное и нерациональное пользование объектами животного мира влечет взыскание штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2004 года на основании главы 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации взимаются сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, которые являются федеральными сборами.

До 1 января 2004 года платежи за пользование животным миром и водными биологическими ресурсами в законодательстве именовались не сбором, а платой за пользование животным миром и за пользование живыми ресурсами (водными биологическими ресурсами).

В литературе отмечается, что применение понятия «плата» вместо понятия «сбор» объяснялось тем, что соответствующие платежи были введены не налоговым законодательством, а законодательством, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира (водных биологических ресурсов). Принадлежность сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов к платежам за пользование природными ресурсами означает, что их установление реализует принцип платности природопользования. Названный принцип является принципом экологического, а не бюджетного или налогового права[100].

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения признаются:

объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира; Поскольку в перечне упоминаются только млекопитающие и птицы, то объекты животного мира, относящиеся к другим классам животных (пресмыкающиеся, земноводные и т.д.), не считаются объектами обложения сбором.

Все перечисленные в пункте 1 статьи 333.3 НК РФ дикие животные и их популяции признаны законодательством о животном мире объектами охоты.

Организации и физические лица, как правило, не осуществляют других, кроме охоты, видов пользования этими объектами животного мира.

объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе объекты водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.

Одной из важных проблем современного промыслового рыболовства является необходимость сокращения неиспользуемого прилова[101].

При осуществлении рыболовства в отношении определенных видов водных биоресурсов прилов вместе с основным видом, и других морских биоресурсов. В основном это касается добычи ценных вводов и, одновременно, малоценных. Если раньше объем прилова, в общем-то, не регулировался, то с 2008 г. объем, устанавливается Росрыболовством.

Такой прилов, по общему правилу, подлежит возвращению в среду обитания.

При этом делаются соответствующие записи в промысловом журнале.

При существенном превышении объема прилова субъект должен сменить позицию лова, отразить свои действия в судовых документах, промысловом журнале и направить информацию о произведенных действиях в территориальные органы Росрыболовства.

Достаточно подробно правила прилова регулируются Правилами рыболовства для отдельных рыбохозяйственных бассейнов. В них, в частности, устанавливается процентное соотношение прилова от общего улова.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ставки сбора за каждый объект животного мира, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях:

охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при:

рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;

рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора.

Градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, которые удовлетворяют следующим критериям:

осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);

зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов и (или) иной продукции из водных биологических ресурсов, произведенной из добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов, составляет не менее 70 процентов за календарный год, предшествующий году выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

численность работников с учетом совместно проживающих с ними членов семей по состоянию на 1 января календарного года, в котором осуществляется выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

Рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в том числе на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования) и реализующие эти уловы и продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов.

Плательщики сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при получении разрешения на добычу объектов животного мира.

Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а в отдельных случаях - единовременного взноса.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного мира.

Таким образом, НК РФ не предусматривает возложение обязанности по исчислению суммы сбора за пользование объектами животного мира на уполномоченных лиц.

Сумма сбора должна исчисляться плательщиком самостоятельно исходя из количества добываемых объектов животного мира, установленных ставок и льгот.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета.

Суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, полученные суммы не носят целевого характера и не могут расходоваться исключительно на охрану объектов животного мира.

Органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по разрешению на добычу объектов животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

По истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира, выданным уполномоченным органом.

2. Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда. Это является общим правилом. Аналогичное требование закреплено в целом и в ФЗ «Об охране окружающей среды»

3. Сверхлимитное и нерациональное пользование объектами животного мира влечет взыскание штрафа. Это влечет за собой, прежде всего, административную ответственность. Кроме того, в этой ситуации может стоять вопрос и о возмещении экологического вреда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.019 с.)