Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда. Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 57-ФЗ.
Комментарий к статье 56
1. Комментируемая статья посвящена гражданско-правовой ответственности за возмещение вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания. Закон устанавливает равную ответственность как в отношении юридических лиц, так и в отношении граждан. Возможны два варианта возмещения вреда: 1)добровольно; 2)по решению суда или арбитражного суда. Существуют два способа определения размера вреда: 1)в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру; 2)при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Таким образом, комментируемая статья основана на общих положениях возмещения вреда, заложенных ФЗ «Об охране окружающей среды». Следует подробнее остановиться на таксах и методиках. Приказом Минприроды от 28 апреля 2008 г. N 107была утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания. Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания была разработана в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира вследствие: 1) уничтожения почвенных беспозвоночных животных при уничтожении почвы, подстилки (в составе почвы); 2) уничтожения иных видов беспозвоночных животных при уничтожении их местообитаний; 3) уничтожения либо незаконного добывания особей соответствующего вида животных; 4) уничтожения либо незаконного изъятия яиц птиц или рептилий; 5) уничтожения либо незаконного изъятия икры амфибий. Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного среде обитания объектов животного мира вследствие: 1) уничтожения либо запечатывания почвы и подстилки, иных местообитаний беспозвоночных животных; 2) разрушения обитаемых либо регулярно используемых гнезд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений животных, используемых для воспроизводства (размножения); 3) уничтожения среды обитания объектов животного мира (уничтожение, изменение местообитаний, ухудшение условий размножения, нагула, отдыха, путей миграции объектов животного мира и др.). Исчисление размера вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания, осуществляется при выявлении фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе законодательства об охране и использовании животного мира и среды его обитания, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений, лабораторных анализов и экспертных оценок. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты были утверждены Приказом Минсельхозпрода от 25.05.1999 г. №399. В данных таксах указаны суммы причиненного ущерба за незаконный отстрел или умерщвление другими способами одной особи независимо от пола и возраста. В случае причинения ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, на территории государственных заповедников и государственных заказников ущерб исчисляется в двойном размере, по сравнению с указанным в шкале. За незаконную раскопку выводковых нор барсука, лисицы, енотовидной собаки, сурка, выдры, дикого кролика, а также незаконное разрушение одного жилища ондатры или бобра или одной плотины бобра ущерб исчисляется в трехкратном размере суммы иска за особь соответствующего вида. Вред, причиненный водным биоресурсам, также может возмещаться добровольно (размер вреда определяется в акте, составленным государственным органом) либо на основании решения суда. При этом приоритет отдается таксам и методикам. Так, в настоящее время действуют: Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 Постановление Правительства РФ от 26.09.2000 N 724 Приказом МПР России от 30.03.2007 N 71 была утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. В соответствии с ч.2 ст.53 ФЗ «О рыболовстве» размер ущерба, который причинен водным биоресурсам и который следует считать крупным, порядок его определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. №625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным». В соответствии с ним размер ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным, определяется согласно приложению федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в тоннах (для морских млекопитающих - в единицах голов) как разница между объемом фактически добытых (выловленных) водных биоресурсов и квотой добычи (вылова) водных биоресурсов, указанной в разрешении на их добычу (вылов), выданном индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. В случае добычи (вылова) видов водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением допустимого прилова), размер ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным, исчисляется из всего объема добытых (выловленных) сверх допустимого прилова водных биоресурсов. Этот порядок не применяется к водным биоресурсам, занесенным в Красную книгу РФ. Кроме взыскания вреда за незаконную добычу зверей и птиц с нарушителя взыскивается стоимость продукции, если таковая не была изъята. Суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат. Обращает внимание, что в этой части некоторые субъекты РФ принимали свои нормативные акты. Характерно, что в Республике Бурятия было установлено, что при невозможности изъятия незаконно добытых диких животных и выработанной из них продукции взыскивается их стоимость по рыночным ценам, Республике Алтай - по рыночным ценам в двукратном размере. В Пермской области цены незаконно добытой или уничтоженной продукции для возмещения ее стоимости (за 1 кг) были следующие: мясо медведя - пять, мясо лося, кабана - 0,4; шкура медведя независимо от размера и качества - десять минимальных размеров оплаты труда в РФ. В Астраханской области таксы для исчисления размеров взысканий стоимости мяса и стоимости шкур незаконно добытых диких животных следующие: за мясо (тушу) лося - 40, оленя благородного - 24, кабана - 15, сайгака - 6; за шкуры лося - 2,8, оленя - 1,8, кабана - 1,2; за шкурки бобра, выдры - шесть, куницы - четыре МРОТ и т.п. Самые «оригинальные» расценки расчета стоимости продукции в связи с присвоением (использованием) или порчей мяса, жира, шкур, желез внутренней секреции охотничье - промысловых животных установлены в Республике Башкортостан. За 1 кг мяса лося, марала, косули, сайгака взимается один, мяса кабана, медведя - 1,5, мяса барсука, сурка - два; за жир медведя - 100 (20 кг x 5,0 МРОТ), за жир барсука - 30 (5 кг x 6,0), за жир сурка - шесть (2 кг x 3,0); за медвежью желчь, бобровую струю - 15; за шкуры выдры - 15, медведя, рыси, бобра европейского - 10, куницы лесной, норки (американской, европейской) - восемь, барсука, горностая - три; лося, марала, пятнистого оленя - четыре, косули, кабана, сайгака - два МРОТ. В расценках стоимости продукции, получаемой от медведя, в Республике Башкортостан был фактически заложен двойной счет: вес мяса взят по наивысшей мерке.[106] 2. Следует также отметить, что непосредственно жизнедеятельность объектов животного мира может быть связана с нанесением ущерба сельскому, лесному, водному хозяйству. Поэтому природопользователи должны принимать меры по предотвращению такого рода ущерба (в частности, регулировать численности диких копытных животных - лосей и кабанов, вести добычу волков, серых ворон, создавать искусственные преграды, не допуская концентрации животных близ сельскохозяйственных угодий, железнодорожных и автомобильных дорог), а также вовремя ставить в известность специально уполномоченные органы власти о необходимости проведения мероприятий по предотвращению ущерба, например, вести отстрел кабанов «на потравах», регулировать численность чаек, цапель в прудовых хозяйствах. В случае же невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда. В данном случае законодатель не предусматривает обязательного экологического страхования. Страхование осуществляется на добровольной основе в страховой организации. Такое страхование, по сути, является разновидностью имущественного страхования. По мнению Г.П. Серова, экологическое страхование включает в себя страхование природных объектов как имущества и страхование гражданско-правовой ответственности владельца опасного производственного объекта[107]. Н.А.Васильев указывает: «обращаясь к проблеме обязательного экологического страхования, подчеркнем, прежде всего, важность и особую криминологическую значимость превентивной функции института обязательного экологического страхования как одного из институтов, положительно влияющих на снижение уровня преступности, а также выделим его обеспечительные функции как важнейшего инструмента мер безопасности и компенсационных мер»[108]. Однако вопрос о функциональном назначении экологического страхования определяется по-разному. Г.А. Моткин рассматривает в качестве основной функции экологического страхования компенсацию возможных (вероятностных) убытков, возникающих у источника загрязнения или третьих лиц[109]. Т.В. Петрова называет в качестве одной из основных функций экологического страхования превентивную функцию. Соответственно основной акцент в их правовом обеспечении должен быть сделан на превентивные функции страхования, то есть на порядок формирования и использования соответствующих денежных фондов[110]. Правовое закрепление функции экологического страхования получили в Модельном законе СНГ «Об экологическом страховании». Модельный закон СНГ «Об экологическом страховании» (принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ Постановление от 13 июня 2000 г. N 15-6)[111] предусматривает такие функции данного института, как стимулирование, нейтрализации угроз безопасности личности, государства; обеспечение возмещения вреда. Точка зрения о выделении предотвращения вреда в качестве функции страхования обосновывается также в трудах многих ученых, занимающихся исследованием гражданско-правовых аспектов страхования. 3. Безусловно, ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях же, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут соответствующие должностные лица. В данном случае пользователи животным миром на основании ст. 40 настоящего Закона вправе предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц. Однако в данном случае необходимо доказать необоснованность действий должностных лиц.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.203.142 (0.01 с.) |