Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания

Поиск

 

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 57-ФЗ.

 

Комментарий к статье 56

 

1. Комментируемая статья посвящена гражданско-правовой ответственности за возмещение вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания. Закон устанавливает равную ответственность как в отношении юридических лиц, так и в отношении граждан.

Возможны два варианта возмещения вреда:

1)добровольно;

2)по решению суда или арбитражного суда.

Существуют два способа определения размера вреда:

1)в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру;

2)при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Таким образом, комментируемая статья основана на общих положениях возмещения вреда, заложенных ФЗ «Об охране окружающей среды».

Следует подробнее остановиться на таксах и методиках.

Приказом Минприроды от 28 апреля 2008 г. N 107была утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.

Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания была разработана в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира вследствие:

1) уничтожения почвенных беспозвоночных животных при уничтожении почвы, подстилки (в составе почвы);

2) уничтожения иных видов беспозвоночных животных при уничтожении их местообитаний;

3) уничтожения либо незаконного добывания особей соответствующего вида животных;

4) уничтожения либо незаконного изъятия яиц птиц или рептилий;

5) уничтожения либо незаконного изъятия икры амфибий.

Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного среде обитания объектов животного мира вследствие:

1) уничтожения либо запечатывания почвы и подстилки, иных местообитаний беспозвоночных животных;

2) разрушения обитаемых либо регулярно используемых гнезд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений животных, используемых для воспроизводства (размножения);

3) уничтожения среды обитания объектов животного мира (уничтожение, изменение местообитаний, ухудшение условий размножения, нагула, отдыха, путей миграции объектов животного мира и др.).

Исчисление размера вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания, осуществляется при выявлении фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе законодательства об охране и использовании животного мира и среды его обитания, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений, лабораторных анализов и экспертных оценок.

Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты были утверждены Приказом Минсельхозпрода от 25.05.1999 г. №399.

В данных таксах указаны суммы причиненного ущерба за незаконный отстрел или умерщвление другими способами одной особи независимо от пола и возраста.

В случае причинения ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, на территории государственных заповедников и государственных заказников ущерб исчисляется в двойном размере, по сравнению с указанным в шкале.

За незаконную раскопку выводковых нор барсука, лисицы, енотовидной собаки, сурка, выдры, дикого кролика, а также незаконное разрушение одного жилища ондатры или бобра или одной плотины бобра ущерб исчисляется в трехкратном размере суммы иска за особь соответствующего вида.

Вред, причиненный водным биоресурсам, также может возмещаться добровольно (размер вреда определяется в акте, составленным государственным органом) либо на основании решения суда. При этом приоритет отдается таксам и методикам. Так, в настоящее время действуют:

Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 N 515
«Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов»

Постановление Правительства РФ от 26.09.2000 N 724
«Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам».

Приказом МПР России от 30.03.2007 N 71 была утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

В соответствии с ч.2 ст.53 ФЗ «О рыболовстве» размер ущерба, который причинен водным биоресурсам и который следует считать крупным, порядок его определения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. №625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным».

В соответствии с ним размер ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным, определяется согласно приложению федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в тоннах (для морских млекопитающих - в единицах голов) как разница между объемом фактически добытых (выловленных) водных биоресурсов и квотой добычи (вылова) водных биоресурсов, указанной в разрешении на их добычу (вылов), выданном индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.

В случае добычи (вылова) видов водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением допустимого прилова), размер ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным, исчисляется из всего объема добытых (выловленных) сверх допустимого прилова водных биоресурсов.

Этот порядок не применяется к водным биоресурсам, занесенным в Красную книгу РФ.

Кроме взыскания вреда за незаконную добычу зверей и птиц с нарушителя взыскивается стоимость продукции, если таковая не была изъята. Суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат.

Обращает внимание, что в этой части некоторые субъекты РФ принимали свои нормативные акты.

Характерно, что в Республике Бурятия было установлено, что при невозможности изъятия незаконно добытых диких животных и выработанной из них продукции взыскивается их стоимость по рыночным ценам, Республике Алтай - по рыночным ценам в двукратном размере. В Пермской области цены незаконно добытой или уничтоженной продукции для возмещения ее стоимости (за 1 кг) были следующие: мясо медведя - пять, мясо лося, кабана - 0,4; шкура медведя независимо от размера и качества - десять минимальных размеров оплаты труда в РФ. В Астраханской области таксы для исчисления размеров взысканий стоимости мяса и стоимости шкур незаконно добытых диких животных следующие: за мясо (тушу) лося - 40, оленя благородного - 24, кабана - 15, сайгака - 6; за шкуры лося - 2,8, оленя - 1,8, кабана - 1,2; за шкурки бобра, выдры - шесть, куницы - четыре МРОТ и т.п.

Самые «оригинальные» расценки расчета стоимости продукции в связи с присвоением (использованием) или порчей мяса, жира, шкур, желез внутренней секреции охотничье - промысловых животных установлены в Республике Башкортостан. За 1 кг мяса лося, марала, косули, сайгака взимается один, мяса кабана, медведя - 1,5, мяса барсука, сурка - два; за жир медведя - 100 (20 кг x 5,0 МРОТ), за жир барсука - 30 (5 кг x 6,0), за жир сурка - шесть (2 кг x 3,0); за медвежью желчь, бобровую струю - 15; за шкуры выдры - 15, медведя, рыси, бобра европейского - 10, куницы лесной, норки (американской, европейской) - восемь, барсука, горностая - три; лося, марала, пятнистого оленя - четыре, косули, кабана, сайгака - два МРОТ. В расценках стоимости продукции, получаемой от медведя, в Республике Башкортостан был фактически заложен двойной счет: вес мяса взят по наивысшей мерке.[106]

2. Следует также отметить, что непосредственно жизнедеятельность объектов животного мира может быть связана с нанесением ущерба сельскому, лесному, водному хозяйству.

Поэтому природопользователи должны принимать меры по предотвращению такого рода ущерба (в частности, регулировать численности диких копытных животных - лосей и кабанов, вести добычу волков, серых ворон, создавать искусственные преграды, не допуская концентрации животных близ сельскохозяйственных угодий, железнодорожных и автомобильных дорог), а также вовремя ставить в известность специально уполномоченные органы власти о необходимости проведения мероприятий по предотвращению ущерба, например, вести отстрел кабанов «на потравах», регулировать численность чаек, цапель в прудовых хозяйствах.

В случае же невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда. В данном случае законодатель не предусматривает обязательного экологического страхования. Страхование осуществляется на добровольной основе в страховой организации. Такое страхование, по сути, является разновидностью имущественного страхования.

По мнению Г.П. Серова, экологическое страхование включает в себя страхование природных объектов как имущества и страхование гражданско-правовой ответственности владельца опасного производственного объекта[107].

Н.А.Васильев указывает: «обращаясь к проблеме обязательного экологического страхования, подчеркнем, прежде всего, важность и особую криминологическую значимость превентивной функции института обязательного экологического страхования как одного из институтов, положительно влияющих на снижение уровня преступности, а также выделим его обеспечительные функции как важнейшего инструмента мер безопасности и компенсационных мер»[108].

Однако вопрос о функциональном назначении экологического страхования определяется по-разному.

Г.А. Моткин рассматривает в качестве основной функции экологического страхования компенсацию возможных (вероятностных) убытков, возникающих у источника загрязнения или третьих лиц[109].

Т.В. Петрова называет в качестве одной из основных функций экологического страхования превентивную функцию. Соответственно основной акцент в их правовом обеспечении должен быть сделан на превентивные функции страхования, то есть на порядок формирования и использования соответствующих денежных фондов[110].

Правовое закрепление функции экологического страхования получили в Модельном законе СНГ «Об экологическом страховании».

Модельный закон СНГ «Об экологическом страховании» (принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ Постановление от 13 июня 2000 г. N 15-6)[111] предусматривает такие функции данного института, как стимулирование, нейтрализации угроз безопасности личности, государства; обеспечение возмещения вреда.

Точка зрения о выделении предотвращения вреда в качестве функции страхования обосновывается также в трудах многих ученых, занимающихся исследованием гражданско-правовых аспектов страхования.

3. Безусловно, ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях.

В случаях же, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут соответствующие должностные лица.

В данном случае пользователи животным миром на основании ст. 40 настоящего Закона вправе предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц. Однако в данном случае необходимо доказать необоснованность действий должностных лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.203.142 (0.01 с.)