Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 17. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания

Поиск

 

Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также иными законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и заключается в следующем:

в установлении нормативов изъятия объектов животного мира;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

в установлении других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

 

Комментарий к статье 17

 

1. Комментируемая статья устанавливает основы нормирования в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Данное нормирование полностью укладывается в систему нормативов, установленную ФЗ «Об хране окружающей стреды». Данные нормативы относятся к категории нормативов допустимого изъятия прирдных компонентов. Целью таких норматиавов является ограничение воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Нормирование в данном случае заключается, прежде всего, в установлении нормативов изъятия объектов животного мира. Так, в сфере рыболовства они называются общими допустимыми уловами.

Общие допустимые уловы водных биоресурсов - это научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида. Под «определенным районом» следует понимать, очевидно, рыбопромысловый район.

Следует сказать, что с 1991 по 2007 год уловы водных биоресурсов во внутренних водных объектах страны уменьшились более чем в 2 раза. При этом общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2005 г. №768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» Федеральное агентство по рыболовству ежегодно, не позднее 5 декабря, утверждает распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов на предстоящий год:

а) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях применительно к следующим видам квот их добычи (вылова):

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

б) во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к следующим видам квот их добычи (вылова):

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства;

квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства.

Распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов осуществляется в той последовательности, в которой они перечислены в каждом из подпунктов. Объем последующего общего допустимого улова применительно к виду квоты определяется по остаточному принципу по отношению к предыдущим видам квот для каждого из указанных подпунктов.

Общие допустимые уловы применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации определяются Федеральным агентством по рыболовству с учетом согласованных с соответствующими прибрежными субъектами Российской Федерации предложений бассейновых научно-промысловых советов на основании данных регулярных наблюдений за распределением, численностью и воспроизводством водных биоресурсов, данных о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между прибрежными субъектами Российской Федерации в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов за предыдущий год промысла по видам водных биоресурсов и районам промысла, а также данных по объемам фактического освоения этих квот прибрежными субъектами Российской Федерации за предыдущий год промысла.

Общие допустимые уловы применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях определяются Федеральным агентством по рыболовству на основании ежегодного плана проведения ресурсных исследований водных биоресурсов.

Общие допустимые уловы применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях определяются Федеральным агентством по рыболовству на основании заявок граждан и юридических лиц в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами учебных и культурно-просветительских работ.

Общие допустимые уловы применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов определяются Федеральным агентством по рыболовству на основании заявок граждан и юридических лиц в соответствии с утвержденными в установленном порядке программами выполнения работ по рыбоводству, воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов.

Общие допустимые уловы применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства определяются Федеральным агентством по рыболовству на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Общие допустимые уловы применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации определяются Федеральным агентством по рыболовству на основании предложений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Общие допустимые уловы применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации для иностранных государств определяются Федеральным агентством по рыболовству в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Кроме того, рассматриваемое нормирование заключается и в установлении других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Так, например, в литературе выделяют организационное, экономическое, территориальное, технологическое нормирование.

Организационное - упорядочение процесса охоты путем подбора определенного контингента и количества охотников, ознакомление их с порядком проведения охоты, обучение рациональным приемам добычи зверей и птиц, распределение между ними участков охотугодий, установление резерватов, налаживание сбора оперативной информации о ходе промысла. Экономическое - использование таких рычагов, как цена, прибыль, размеры платы, премирование. Например, при оплате труда за килограмм сданного мяса охотниками добываются преимущественно наиболее крупные особи, ценные производители. При оплате труда по расценке за тушку животного (независимо от ее веса) отстреливаются в основном средние и мелкие особи. Территориальное - установление участков, на которых ведется интенсивная охота. Существуют две разновидности территориального нормирования: так называемая переложная система промысла (попеременно часть угодий в запуске, а на другой части ведется максимальное изъятие животных) и система промысла с постоянными резерватами (зонами, где охота не ведется). Опустошенные в результате интенсивной охоты охотничьи участки к осени будут заселены из резерватов и неопромышляемых угодий молодыми зверьками. Взрослые же особи (воспроизводственное поголовье) должны быть сохранены от воздействия промысла. Суть технологического способа нормирования состоит в таком пространственном размещении стационарных орудий лова, которое позволяет эффективно отлавливать все виды животных на одних и тех же промысловых путиках (маршрутах движения охотника, на которых в определенных местах установлены самоловы)[62].

Следует также сказать, что рассматриваемое нормирование существует не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.

Следует сказать, что некоторые из таких актов были предметом оспаривания.

Так, например, были признаны противоречащим федеральному законодательству раздел 4 Нормативов пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением правительства Кировской области от 14 апреля 2008 года N 128/128. Разделом 4 Нормативов установлена предельная площадь егерского обхода (от 8 тыс. гектаров до 23 тыс. гектаров), обслуживаемого одним штатным егерем, в зависимости от охотхозяйственной зоны и обеспеченности транспортными средствами и горюче-смазочными материалами.

Верховный Суд РФ указал, что нормирование по установлению лимитов изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, находящимся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, установление стандартов, нормативов и правил использования и охраны животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с федеральными законами, а установление объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, - в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.(см.подробнее Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2010 г. №10-Г10-1).

Такое толкование полностью согласуется и с позицией федерального законодателя, изложенной им во вступившем в силу с 1 апреля 2010 года специального Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым установление нормативов отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со ст.38 данного нормативного акта поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

К нормативам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы биотехнических мероприятий.

К нормам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов и нормы пропускной способности охотничьих угодий.

Нормативы, предусмотренные данной статьей, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Нормы, предусмотренные рассматриваемой статьей, разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

 

Глава III. ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И

СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.198 (0.009 с.)