Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Титул IX. Об отеческой властиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под нашею властью находятся наши дети, прижитые в законном браке. 1. Брак или так называемый матримоний — это союз мужчины 2. Право же родительской власти, которую имеем над детьми, (^./Поэтому тот, кто рождается от тебя и твоей супруги, находится под твоей властью, а также и тот, кто рождается от твоего сына и его жены, иначе говоря, твой внук или внучка, находятся под твоей властью; равным образом и правнук или правнучка, и дальнейшие поколения. Рожденный, однако, от твоей дочери находится не под твоей властью, а под властью своего отца. ТИТУЛ X. О БРАКЕ \ Римские граждане считаются вступившими в законный брак тогда, когда они заключают его согласно предписаниям законов, мужчины — в совершеннолетнем возрасте, женщины — в возрасте, когда они способны к брачной жизни, причем безразлично, будет ли вступающий в брак отцом семейства или сыном семейства; однако требуется, чтобы сыновья получили согласие родителей, под властью которых они находятся. Что это должно быть так, убеждают нас законы и цивильного, и естественного права; таким образом, приказание родителей должно получить преимущество пред всем остальным. Отсюда явился вопрос, может ли дочь сумасшедшего выходить замуж, или сын сумасшедшего жениться? Так как относительно сына расходились во мнениях, то последовало наше решение, по которому позволено было сыну сумасшедшего отца так же, как и его дочери, жениться и без вмешательства отца согласно тому порядку, который установлен нашей конституцией. 1. Но не на всех женщинах можем мы жениться: от брака с некоторыми женщинами мы должны воздерживаться. Так, между теми лицами, которые состоят в родственной связи, брак не может быть заключен: между отцом и дочерью, например, между дедом и внучкой, матерью и сыном, бабкой и внуком и т. д.; и если такие лица вступают в любовную связь, то говорят, что этот брак преступный и нечистый (кровосмешение). Это правило до того свято должно соблюдаться, что 2 - 4285 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА
nd auiam et nepotem et usque ad infinitum: et si tales personae inter se coierint, nefarias atque incestas nuptias contraxisse dicuntur. et haec adeo ita sunt, ut, quamuis per adoptionem parentum liberorumue loco sibi esse coeperint, non possint inter se mathmonio iungi in tantum, ut etiam dissoluta adoptione idem iuris maneat: itaque eam, quae tibi per adoptionem fllia aut neptis esse coeperit, non poteris uxorem ducere, quamuis eam emancipaueris. 2. Inter eas quoque personas, quae ex transuerso gradu 3. Fratris uel sororis flliam uxorem ducere non licet. sed nec 4. Duorum autem fratrum uel sororum liberi uel fratris et sororis 5. Item amitam licet adoptiuam uxorem ducere non licet, item 6. Adfinitatis quoque ueneratione quarundam nuptiis abstinere
КНИГА ПЕРВАЯ даже те, которые вступают в родственные связи хотя бы посредством адоптирования5, не могут сочетаться браком; это правило не лишается своей силы даже и тогда, когда акт адоптирования уничтожен, поэтому тебе нельзя жениться на той, которая сделалась твоей дочерью или внучкой посредством адоптирования, хотя бы она тобою была уже эманципирована. \ 2. Также между теми лицами, которые соединяются между собой родственными узами не по прямой линии, наблюдается почти то же самое, хотя не в столь большой степени. Без сомнения, брак между братом и сестрой безусловно запрещен, все равно, будут ли они полнородные6, или неполнородные7. Если же какая-либо девушка сделается твоею сестрой вследствие того, что твой отец провозгласил ее своею дочерью, то, конечно, между нею и тобой не может быть брачного союза до тех пор, пока акт адоптирования не уничтожен; когда же акт адоптирования уничтожен эманципацией, то можешь на ней жениться; а если и ты эманципирован, то нет никакого препятствия к браку; отсюда ясно, что если кто желает адоптировать зятя, то должен эманципировать его раньше своей дочери. И если кто-либо желает адоптировать невестку, то должен эманципировать ее раньше сына. 3. Нельзя жениться на дочери брата или сестры; но и на внучке 4. Дети двух братьев или сестер, или брата и сестры могут всту 5. Но нельзя жениться на тетке со стороны отца, хотя бы и адопти 6. Необходимо также воздерживаться от вступления в брак с не 5 Т. е. усыновления (прим. ред.). Т. е. происходят от общего отца и матери. Т. е. происходят от общего отца и разных матерей или от одной матери и разных отцов. 2» ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА aut priuigna: nam si adhuc nurus est, id est si adhuc nupta est filio tuo, alia ratione uxorem eam ducere non possis, quia eadem duobus nupta esse non potest: item si adhuc priuigna tua est, id est si mater eius tibi nupta est, ideo eam uxorem ducere non poteris, quia duas uxores eodem tempore habere non licet. 7. Socrum quoque et nouercam prohibitum est uxorem ducere, quia 8. Mariti tamen filius ex alia uxore et uxoris filia ex alio marito 9. Si uxor tua post diuortium ex alio filiam procreauerit, haec non est 10. Illud certum est seruiles quoque cognationes impedimento 11. Sunt et aliae personae, quae propter diuersas rationes nuptias 12. Si aduersus ea quae diximus aliqui coierint, nec uir nec uxor 13. Aliquando autem euenit, ut liberi, qui statim ut nati sunt in КНИГА ПЕРВАЯ
состоит женой твоего сына, то нельзя тебе на ней жениться по другой причине, а именно потому, что одна и та же женщина не может быть замужем за двоими; также, если она до сих пор твоя падчерица, т. е. если мать ее за тобой замужем, то ты не можешь на ней жениться, потому что одновременно иметь двух жен не позволяется. 7. Запрещено также жениться на теще и мачехе, так как они счи 8. Но сын мужа от другой жены и дочь жены от другого мужа, 9. Если твоя жена после развода приживет от другого дочь, то
10. Известно то, что родственные узы рабов также служат пре 11. Бывают и другие лица, которым запрещается заключать 12. Среди лиц, пребывающих, вопреки сказанному нами, во вне 13. Некогда же было так, что дети, которые тотчас по рождении
38 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА qualis est is, qui, dum naturalis fuerat, postea curiae datus potestati patris subicitur. nec non is, qui a muliere libera procreatus, cuius matrimonium minime legibus interdictum fuerat, sed ad quam pater consuetudinem habuerat, postea ex nostra constitutione dotalibus instrumentis compositis in potestate patris efficitur: quod et aliis, si ex eodem matrimonio fuerint procreati, similiter nostra constitutio praebuit. XI. DE ADOPTIONIBVS Non solum tamen naturales liberi secundum ea quae diximus in potestate nostra sunt, uerum etiam ii quos adoptamus. 1. Adoptio autem duobus modis fit, aut principali rescripto aut 2. Sed hodie ex nostra constitutione, cum filius familias a patre 3. Cum autem impubes per principale rescriptum adrogatur, КНИГА ПЕРВАЯ впоследствии причислен к курии, подчиняется власти отца. А также рожденный свободной женщиной (с нею брак вовсе не был запрещен законами), с которой отец был в половых связях, впоследствии, согласно нашему постановлению, подпадает под власть отца, если только вступившие в эту связь уговорились о приданом: это предоставлено точно также нашим постановлением и всякому другому, если он не был прижит от связи со свободной женщиной. ТИТУЛ XI. ОБ УСЫНОВЛЕНИИ В нашей власти находятся не только дети, рожденные в конкубинате, согласно нами сказанному, но также и те, кого мы усыновляем. 1. Усыновление же происходит двумя способами, — или властью 2. Но если родной отец отдает в настоящее время сьша на усы 3. Когда же усыновляется по рескрипту императора несовер 8 Т.е. усыновитель (прим. ред.). ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА tabulario, si intra pubertatem pupillus decesserit, restituturum se bona illis, qui, si adoptio facta non esset, ad successionem eius uenturi essent. item non alias emancipare eos potest adrogator, nisi causa cognita digni emancipatione fuerint et tune sua bona eis reddat. sed et si decedens pater eum exheredauerit uel uiuus sine iusta causa eum emancipauerit, iubetur quartam partem ei suorum bonorum relinquere, uidelicet praeter bona, quae ad patrem adoptiuum transtulit et quorum commodum ei adquisiuit postea, 4. Minorem natu non posse maiorem adoptare placet: adoptio 5. Licet autem et in locum nepotis uel neptis uel in locum pronepotis 6. Et tam filium alienum quis in locum nepotis potest adoptare,
7. Sed si quis nepotis loco adoptet uel quasi ex eo filio, quern 8. In plurimis autem causis adsimilatur is, qui adoptatus uel 9. Sed et illud utriusque adoptionis commune est, quod et hi, qui 10. Feminae quoque adoptare non possunt, quia nee naturales 11. Illud proprium est illius adoptionis, quae per sacrum КНИГА ПЕРВАЯ 41 ственным представителем, т. е. перед нотариусом, в том, что в случае смерти сироты до совершеннолетия он возвратит имущество тем лицам, которые таились бы преемниками сироты, если бы не было адоптирования. Адрогатор может эти лица эманципировать только в том случае, если они по расследовании причины окажутся достойными эманципации; в этом случае он возвращает им имущество. Но если отец, умирая, лишит сына наследства, или при жизни без законной причины освободит его от своей власти, то согласно приказу отец должен оставить в пользу эманципированного четвертую часть своего имущества, разумеется, за исключением того имущества, которое перешло к отцу-усыновителю и доход от которого затем получился в его же пользу. 4. Постановлено, что младший не может адоптировать лицо 5. Но разрешается адоптировать лицо в качестве внука или 6. И позволяется усыновлять чужого сына в качестве внука, 7. Но если кто-нибудь адоптирует лицо в качестве внука, считая 8. В большинстве случаев адоптированный или адрогированный 9. Общее обоим видам усыновления будет то, что и те, которые
10. Женщины также не могут усыновлять, так как даже родных 11. Следующее свойственно тому виду усыновления, которое 42 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА dederit, non solum ipse potestati adrogatoris subicitur, sed etiam liberi eius in eiusdem fiunt potestate tamquam nepotes. sic enim et diuus Augustus non ante Tiberium adoptauit, quam is Germanicum adoptauit: ut protinus adoptione facta incipiat Germanicus Augusti nepos esse. 12. Apud Catonem bene scriptum refert antiquitas, serui si a domino adoptati sint, ex hoc ipso posse liberari. unde et nos eruditi in nostra constitutione etiam eum seruum, quern dominus actis interuenientibus filium suum nominauerit, liberum esse constituimus, licet hoc ad ius filii accipiendum ei non sufficit.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.15 (0.016 с.) |