Титул VIII. О ноксальных исках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул VIII. О ноксальных исках



На случай преступления рабов, — если они, например, соверши­ли кражу, разграбили имущество, причинили убыток или нанесли обиду, — даны ноксальные иски, по которым господину виновного предоставляется или уплатить цену тяжбы, или выдать раба голо­вою для наказания.

1. Под словом поха разумеется субъект, причинивший вред, то
есть раб, словом noxia обозначается само преступление, т. е. кража,
убыток, грабеж, обида.

2. Дело выдачи виновного раба представляется совершенно
основательным: было бы несправедливым, если бы беспутность ра­
бов причиняла убыток господам, помимо их самих.

3. Господин, против которого возбужден ноксальный иск по по­
воду его раба, освобождается от возмещения убытков в случае выда­
чи истцу раба, и господин теряет собственность в рабе навсегда. В
то же время, раб, возместивший убытки, причиненные преступлени­
ем тому, кому был выдан головою, отпускается на волю при помощи
претора даже против воли господина.

4. Установлены ноксальные иски или законами, или эдиктом
претора; законами, например, XII таблиц, установлен иск из во­
ровства, законом Аквилия — иск из причиненного ущерба, эдиктом
претора установлены, например, иски из правонарушений и иск о
насильственно захваченном имуществе.

5. Все ноксальные иски преследуют того, кто имеет власть над
совершившим преступление, а именно: если совершит преступление
твой раб, то иск предъявляется к тебе до тех пор, пока он в твоей
власти; если он перейдет во власть другого, то иск предъявляется к
этому второму; если же раб сделается самостоятельным, то иск
предъявляется прямо к нему и выдача его истцу прекращается. С
другой стороны, прямой иск переходит в ноксальный, если, напри­
мер, свободный человек совершит проступок и затем сделается тво-


344 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

noxiam commiserit et is seruus tuus esse coeperit (quod casibus quibusdam effici primo libro tradidimus), incipit tecum esse noxalis actio, quae ante directa fuissct.

6. Si seruus domino noxiam commiserit, actio nulla nascitur:
namque inter dominum et eum qui in eius potestate est nulla obligatio
nasci potest. ideoqpe et si in alienam potestatem seruus peruenerit aut
manumissus fuerit, neque cum ipso neque cum eo, cuius nunc in
potestate sit, agi potest. unde si alienus seruus noxiam tibi commiserit
ct is postea in potcstate tua csse coeperit, intercidit actio, quia in eum
casum deducta sit, in quo consistere non potuit: ideoque licet exierit de
tua potestate, agere non potes, quemadmodum si dominus in seruum
suum aliquid commiserit, nec si manumissus uel alienatus fuerit seruus,
ullam actionem contra dominum habere potest.

7. Sed ueteres quidetn haec et in flliis familias masculis et feminis
admiserunt. noua autem hominum conuersatio huiusmodi asperitatem
recte respuendam essc existimauit et ab usu communi haec penitus
recessit: quis enim patitur filium suum et maxime filiam in noxam alii
dare, ut paene per corpus pater magis quam filius periclitetur, cum in
filiabus etiam pudicitiae fauor hoc bene excludit? Et ideo placuit in
seruos tantummodo noxales actiones esse proponendas, cum apud
ueteres legum commentatores inuenimus saepius dictum ipsos fllios
familias pro suis delictis posse conueniri.

IX. SI QVADRVPES PAVPERIEM FECISSE DICITVR

Animalium nomine, quae ratione carent, si quidem lasciuia aut feruore aut feritate pauperiem fecerint, noxalis actio lege duodecim tabularum prodita est (quae animalia si noxae dedantur, proficiunt reo ad liberationem, quia ita lex duodecim tabularum schpta est): puta si equus calcitrosus calce percusserit aut bos cornu petere solitus petieht. haec autem actio in his, quae contra naturam mouentur, locum habet: ceterum si genitalis sit feritas, cessat. denique si ursus fugit a domino et sic nocuit, non potest quondam dominus conueniri, quia desinit


КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ 345

им рабом (что бывает в некоторых случаях, как мы сказали в первой книге), то против тебя предъявляется ноксальный иск, который прежде был прямым.

6. Но если раб совершит преступление у своего господина, то не
возникает никакого иска, т.к. между господином и тем, кто в его
власти, не может возникнуть никакого обязательства, поэтому, если
раб перейдет под чужую власть или сделается свободным, то нельзя
предъявить иска ни к нему самому, ни к тому, в чьей власти он те­
перь находится. Поэтому, если против тебя совершит преступление
чужой раб, а потом окажется под твоей властью, то уничтожается
иск, так как иск оказался в тех условиях, при которых он не может
существовать. Поэтому, если этот раб выйдет из под твоей власти,
то все-таки нельзя предъявить иска. С другой стороны, если госпо­
дин совершит преступление против своего раба, то последний не
может иметь иска против первого даже в случае отпущения на волю
или отчуждения.

7. Древние применяли только что изложенные правила к членам
семейства мужского и женского пола. Но современное состояние
нравов заставило совершенно основательно отказаться от этой
строгости, которая и вышла из употребления. Какой, в самом деле,
отец может допустить выдачу сына или, в особенности, дочери? Не
страдает ли при этом личность отца больше личности сына? И не
уничтожит ли подобная выдача покровительство целомудрию доче­
ри? Посему решено давать ноксальные иски исключительно против
преступлений рабов. Действительно, и древние комментаторы на­
ших законов весьма часто говорят, что сыновья семейства могут
быть лично преследуемые за совершенные ими проступки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.003 с.)