Титул I. О наследовании по закону 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул I. О наследовании по закону



Без завещания умирает тот, кто или совсем не оставил завеща- ния, или сделал его не по закону, или оставил завещание, которое впоследствии уничтожилось или сделалось недействительным, или не дало наследников.

1. Наследства, оставшиеся от умерших без завещания, по закону
XII таблиц принадлежат "своим наследникам".

2. "Своими наследниками" считаются, как мы еще выше сказа­
ли, те лица, которые были во власти покойного, например: сын,
дочь, внук, внучка от сына, правнук или правнучка по мужской ли­
нии. Безразлично, притом, родные ли это дети или усыновленные.

2а. К "своим наследникам" следует отнести также и тех лиц, ко­торые, хотя и родились не от законного брака, но, вступивши в от­правление обязанностей по курии своей общины, приобретают пра­ва своих согласно мысли императорских постановлений, недавно относительно их изданных. Сюда же следует причислить и лиц, удо­влетворявших требованиям наших императорских постановлении, в которых мы приказали: если лицо, вступившее во внебрачный поло­вой союз с такой женщиной, с которой представляется юридическая возможность брака, приживет с нею детей, а затем, заключив с нею брачный договор, будет иметь от нее сыновей или дочерей, то под властью родителей будут не только дети, которые родились в закон­ном браке, но также и первые, которые дали родившимся впоследст­вии положение законных; мы решили придерживаться этого поста­новления и в том случае, когда дети не родятся после заключения брачного договора или даже когда они родятся, да умрут.

26. Внук или внучка и правнук или правнучка находятся в числе "своих наследников" только в том случае, если предшествующее лицо перестает быть во власти родителя, все равно, случится ли это вследст­вие смерти или по какой-либо другой причине, как, например, вследст­вие эманципации. Таким образом, если сын будет во власти отца в то время, когда этот последний умирает, то внук не может быть "своим наследником". "Своими наследниками" считаются также постумы, которые были бы во власти отца, если бы родились при его жизни.

3. "Своими наследниками" могут быть и лица, даже не знающие
о том, что они наследники; посему "своими наследниками" могут
являться даже душевнобольные: в тех случаях, когда приобретается
для нас помимо нашего ведома, может приобретаться и для душев­
нобольных. В момент смерти родителя право собственности как бы
продолжает существовать и посему сироты не нуждаются в участии


198 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

nobis, ex his causis et furiosis adquiri potest. et statim morte parentis quasi continuatur dotninium: et ideo nec tutoris auctohtate opus est in pupillis, cum etiam ignorantibus adquiritur suis heredibus hereditas: nec curatohs consensu adquihtur furioso, sed ipso iure.

4. Interdum autem, licet in potestate mortis tempore suus heres
non fuit, tamen suus heres parenti efficitur, ueluti si ab hostibus quis
reuersus fuerit post mortem patris sui: ius enim postliminii hoc facit.

5. Per contrarium euenit ut, licet quis in familia defuncti sit
mortis tempore, tamen suus heres non flat, ueluti si post mortem suam
pater iudicatus fuerit reus perduellionis ac per hoc memoria eius
damnata fuerit: suum enim heredem habere non potest, cum flscus ei
succedit. sed potest dici ipso iure esse suum heredem, sed desinere.

6. Cum filius flliaue et ex altero filio nepos neptisue extant,
pariter ad hereditatem uocantur nec qui gradu proximior est
ulteriorem excludit: aequum enim esse uidetur nepotes neptesque in
patris sui locum succedere. pari ratione et si nepos neptisque sit ex filio et
ex nepote pronepos proneptisue, simul uocantur. et quia placuit nepotes
neptesque, item pronepotes proneptesque in parentis sui locum succedere,
conueniens esse uisum est non in capita, sed in stirpes hereditatem diuidi,
ut filius partem dimidiam hereditatis habeat et ex altero filio duo pluresue
nepotes alteram dimidiam. item si ex duobus filiis nepotes extant et 'ex
altero unus forte aut duo, ex altero tres aut quattuor, ad unum aut duos
dimidia pars pertinet, ad tres uel ad quattuor altera dimidia.

7. Cum autem quaeritur, an quis suus heres existere potest: eo
tempore quaerendum cst, quo certum est aliquem sine testamento
decessisse: quod accidit et destituto testamento. hac ratione si fllius
exheredatus fuerit et extraneus heres institutus est, filio mortuo postea
certum fuerit heredem institutum ex testamento non fieri heredem, aut
quia noluit esse heres aut quia non potuit: nepos auo suus heres existet,
quia quo tempore certum est intestatum decessisse patrem familias,
solus inuenitur nepos. et hoc certum est.

8. Et licet post mortem aui natus sit, tamen auo uiuo conceptus,
mortuo patre eius posteaque deserto aui testamento suus heres


КНИГА ТРЕТЬЯ 199

и согласии опекуна, так как для своих наследников наследства приобретаются помимо ведома наследника. Душевнобольному при­обретается наследство не в силу согласия попечителя, а в силу са­мого закона.

4. Иногда "своим наследником" является тот, кто в момент
смерти наследодателя не находился под его властью; это бывает,
например, в том случае, когда наследник вернулся из плена после
смерти своего отца. Это — следствие права postliminium.

5. И наоборот, бывает так, что лицо, бывшее в момент смерти
наследодателя под его властью, не будет "своим наследником". Этот
случай имеет место, например, тогда, когда память отца, осужденно­
го после смерти за преступление в государственной измене, предана
забвению, так как отец не имеет "своего наследника" в том случае,
когда наследство конфисковано. Можно, однако, сказать, что по
закону имеется "свой наследник", но не осуществляющий своих
прав.

6. Если имеются на лицо сын или дочь, или внучка от одного из
сыновей, то они точно также призываются к наследованию, и тот,
кто в ближайшей степени родства, не исключает последующего, так
как находили справедливым, чтобы внук и внучка наследовали мес­
то и долю своего отца. На том же основании призывается к наследо­
ванию внук или внучка со стороны сына и правнук и правнучка от
внука, все нераздельно. И так как существовало мнение, что внуки и
внучки, равным образом, правнуки или правнучки наследуют место
своего родителя, то решили, что было бы последовательным делить
наследство не по количеству лиц, а по числу поколений; таким обра­
зом, сын получает половину наследства, а два или более внуков со
стороны одного из сыновей получают другую половину наследства.
Далее, если окажутся внуки от двух сыновей и у одного из сыновей
окажется случайно один или два сына, а у другого — три или четы­
ре, то одна половина наследства принадлежит одному или двум ли­
цам, а другая — трем или четырем.

7. Вопрос о том, может ли кто быть "своим наследником", дол­
жен быть поставлен тогда, когда известно, что наследодатель умер,
не оставив завещания. Такой вопрос уместен и тогда, когда завеща­
ние недействительно. На этом основании, если сын лишен наслед­
ства и наследником назначено постороннее лицо и если после смерти
сына будет известно, что назначенный по завещанию наследник не
наследует, — потому ли, что не желает или не может, — то наслед­
ником деда будет внук, так как в то время, когда стало известным,
что отец семейства умер без завещания, единственным наследником
оказывается внук. Это не возбуждает никакого сомнения.

8. Если внук, зачатый при жизни деда, родится после его смерти,
то он будет "своим наследником" в том случае, когда отец его умер,


200 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

efficitur. planc si ct conceptus et natus fuerit post mortem aui, mortuo patre suo desertoque postea aui testamento suus heres auo non existit, quia nullo iure cognationis patrem sui patris tetigit. sic nec ille est inter liberos auo, quem filius cmancipatus adoptauerat. hi autem cum non sunt quantum ad hereditatem liberi, neque bonorum possessionem petere possunt quasi proximi cognati. haec de suis heredibus.

9. Emancipati autem liberi iuri ciuili nihil iuris habent: neque
enim sui heredes sunt, quia in potestate esse desierunt parentis, neque
alio ullo iure per legcm duodecim tabularum uocantur. sed praetor
naturali aequitate motus dat eis bonorum possessionem unde liberi,
perinde ac si in potestate parentis mortis tempore fuissent, siue soli sint
siue cum suis heredibus concurrant. itaque duobus liberis extantibus,
emancipato et qui mortis tempore in potestate fuerit, sane quidem is
qui in potestate fuerit solus iure ciuili heres est, id est solus suus heres
est: sed cum emancipatus beneflcio praetoris in partem admittitur,
euenit, ut suus heres pro parte heres fiat.

10. At hi, qui emancipati a parente in adoptionem se dederunt,
non admittuntur ad bona naturalis patris quasi liberi, si modo cum is
moreretur in adoptiua familia sint. nam uiuo eo emancipati ab
adoptiuo patre perinde admittuntur ad bona naturalis patris, ac si
emancipati ab ipso essent nec umquam in adoptiua familia fuissent: et
conuenienter quod ad adoptiuum patrem pertinet extraneorum loco
esse incipiunt. post mortem uero naturalis patris emancipati ab
adoptiuo et quantum ad hunc aeque extraneorum loco fiunt et
quantum ad naturalis parentis bona pertinet nihilo magis liberorum
gradum nanciscuntur: quod ideo sic placuit, quia iniquum erat esse in
potestate patris adoptiui, ad quos bona naturalis patris pertinerent,
utrum ad liberos eius an ad adgnatos.

11. Minus ergo iuris habent adoptiui quam naturales. namque
naturales emancipati beneflcio praetoris gradum liberorum retinent,
licet iure ciuili perdunt: adoptiui uero emancipati et iure ciuili perdunt
gradum liberorum et a praetore non adiuuantur. et recte: naturalia


КНИГА ТРЕТЬЯ 201

не выполнив завещания деда. Но постум, зачатый и рожденный пос­ле смерти деда, не будет "своим наследником", не смотря на то, что отец умер и завещание деда не выполнено, так как он, постум, не был ни в каком родстве с отцом своего отца. Таким образом, в числе детей деда не будет и тот, кого усыновил эманципированный сын. Эти последние, не пользуясь по отношению к наследству положени­ем детей, не могут требовать у претора владения наследством, ссы­лаясь на то, что они ближайшие когнаты. Такие действуют правила относительно "своих наследников".

9. Эманципированные дети по законам цивильного права не
имеют в отношении наследства никаких прав: они не "свои наслед­
ники", так как вышли из власти родителя, а закон XII таблиц не
призывает их к наследованию ни по какому другому основанию. Но
претор в интересах справедливости дает им владение наследством,
называемое unde liberi (для детей), как если бы они в момент смерти
родителя были в его власти, все равно, единственные ли они наслед­
ники или они конкурируют вместе со "своими наследниками". Итак,
при двух детях, из которых одно — эманципировано, другое во
власти родителя в момент его смерти, наследником по цивильному
праву будет только тот, кто был во власти родителя, т. е. только он
"свой наследник". Но эманципированный благодаря содействию
претора допускается к наследованию части. Поэтому "свой наслед*
ник" получает только часть наследства.

10. Но эмаципированные родителем дети, давите себя усыно­
вить, не допускаются к наследованию после родного отца, если
только во время смерти родного отца они были в усьшовившей их
семье. Но дети, эманципированные отцом — усыновителем при жиз­
ни их родного отца, допускаются к наследованию после родного
отца, как и в том случае, когда они, будучи эманципированы род­
ным отцом, не находились вовсе в адоптировавшей семье. Согласно
этому, по отношению к отцу-усыновителю они занимают место по­
сторонних. Однако эманципированные отцом-усыновителем после
смерти родного отца, они в отношении первого являются посторон­
ним, в отношении же последнего они, тем не менее, пользуются тем
же положением, что и дети. Такое решение принято потому, что
было бы несправедливым, если бы отцу-усыновителю предоставля­
лось решение вопроса, кому принадлежит имущество родного отца,
его ли агнатам или детям.

11. Итак, усыновленные дети пользуются меньшими правами, чем
родные: родные дети, будучи эманципированы, благодаря претору по­
лучают преимущества детей, которые они по законам цивильного права
потеряли; усыновленные же лица теряют вследствие эманципации по­
ложение детей и по цивильному праву, при этом не получают помощи и
от претора. И это правильно, ведь цивильные законы не могут уничто-



ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА


enim iura ciuilis ratio peremere non potest nec, quia desinunt sui heredes esse, desinere possunt filii flliaeue aut nepotes neptesue esse: adoptiui uero emancipati extraneorum loco incipiunt esse, quia ius nomenque filii filiaeuc, quod per adoptionem consecuti sunt, alia duili ratione, id est emancipatione, perdunt.

12. Eadcm haec obseruantur et in ea bonorum possessione, quam
contra tabulas testamenti parentis liberis praeteritis, id est neque
heredibus institutis neque ut oportet exheredatis, praetor pollicetur.
nam eos quidem, qui in potestate parentis mortis tempore fuerunt, et
emancipatos uocat praetor ad eatn bonorum possessionem: eos uero,
qui in adoptiua familia fuerunt per hoc tempus, quo naturalis parens
moreretur, repellit. item adoptiuos liberos emancipatos ab adoptiuo
patre sicut ab intestato, ita longe minus contra tabulas testamenti ad
bona eius admittit, quia desinunt in liberorum numero esse.

13. Admonendi tamen sumus eos, qui in adoptiua familia sunt
quiue post mortem naturalis parentis ab adoptiuo patre emancipati
fuerint, intestato parente naturali mortuo licet ea parte edicti, qua
liberi ad bonorum possessionem uocantur, non admittantur, alia
tamen parte uocari, id est qua cognati defuncti uocantur. ex qua parte
ita admittuntur, si nequc sui heredes liberi neque emancipati obstent
neque adgnatus quidem ullus interueniat: ante enim praetor liberos
uocat tam suos heredes quam emancipatos, deinde legitimos heredes,
deinde proximos cognatos.

14. Sed ea omnia antiquitati quidem placuerunt: aliquam autem
emendationem a nostra constitutione acceperunt, quam super his
personis posuimus, quae a patribus suis naturalibus in adoptionem
aliis dantur. inuenimus etenim nonnullos casus, in quibus fllii et
naturalium parentum successionem propter adoptionem amittebant et
adoptione facile per emancipationem soluta ad neutrius patris
successionem uocabantur. hoc solito more corrigentes constitutionem
scripsimus, per quam deflniuimus, quando parens naturalis fllium
suum adoptandum alii dederit, integra omnia iura ita seruari, atque si
in patris naturalis potestate permansisset nec penitus adoptio fuerit


КНИГА ТРЕТЬЯ 203

жать естественных прав: дети не могут перестать быть сыновьями, до­черьми, внуками и т. д. потому только, что они перестали быть "своими наследниками". Напротив, усыновленные лица, будучи эманципирова-ны, начинают занимать положение посторонних, так как право и на­звание сына, дочери, приобретенное ими путем усыновления, т. е. по цивильному основанию, они утрачивают по цивильному же основанию, т. е. по эманципации.

12. Те же правила соблюдаются и при том наследстве, которое
претор обещает вопреки завещанию родителя обойденным детям, т.
е. тем, которые правильно не назначены наследниками и не исклю­
чены из числа наследников. Лиц, бывших во власти родителя в мо­
мент его смерти, равно и эманципированых, претор призывает к
этому владению наследством; а тех лиц, которые во время смерти
естественного родителя были во власти усьшовившей их семьи, пре­
тор устраняет от наследования. Равным образом, претор не допуска­
ет к наследованию адоптированных детей после эманципации их
отцом-усыновителем, как в том случае, когда нет завещания, так и в
том, когда есть завещание, так как эманципированные перестают
быть в числе детей.

13. Мы должны, однако, напомнить, что те лица, которые нахо­
дятся во власти усьшовившей их семьи и которые эманципированы
отцом-усыновителем после смерти родного отца, не оставившего
завещания, призываются к наследованию на том же основании, на
каком призываются когнаты покойного, хотя в той части эдикта,
которая призывает детей ко владению наследством, они не допуска­
ются, но призываются в другой части эдикта, т. е. в той, в которой
призываются когнаты умершего; с этой стороны они допускаются к
наследованию в том случае, когда нет ни "своих наследников", ни
детей эманципированых, ни какого-либо агната, так как сперва
претор призывает к наследованию детей как "своих наследников",
так и эманципированых, затем законных наследников и, наконец,
ближайших когнатов.

14. Все эти постановления принадлежали древности. Они
несколько исправлены нашим постановлением, изданным относи­
тельно тех лиц, которые отданы на усыновление самими родными
отцами. Мы нашли несколько случаев, когда сыновья, лишенные по
причине усыновления преемства естественным родителям, не допус­
кались к преемству отца-усыновителя, после того как усыновление
легко прекращалось посредством эманципации. Исправляя это по­
ложение согласно нашему обыкновению, мы написали постановле­
ние, которым определили: в том случае, когда отец отдаст на усы­
новление родного сына, все права сына неприкосновенны, как если
бы сьш остался во власти родного отца и не было вовсе никакого
усыновления. Исключение составляет тот только случай, когда усы-


204 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

subsecuta: nisi in hoc tantummodo casu, ut possit ab intestato ad patris adoptiui uenire successionem. testamento autem ab eo facto neque iure ciuili neque praetorio aliquid ex hereditate eius persequi potest neque contra tabulas bonorum possessione agnita neque inofficiosi querella instituta, cum nec necessitas patri adoptiuo imponitur uel heredem eum mstitucrc ucl exheredatum facere utpote nullo naturali uinculo copulatum. neque si ex Afmiano senatus consulto ex tribus maribus fuerit adoptatus: nam et in huiusmodi casu neque quarta ei seraatur nec ulla actio ad eius persecutionem ei competit. nostra autem constitutione exceptus est is, quem parens naturalis adoptandum susceperit: utroque enim iure tam naturali quam legitimo in hanc personam concurrente pristina iura tali adoptioni seruauimus, quemadmodum si pater familias sese dederit adrogandum. quae specialiter et singillatim ex praefatae constitutionis tenore possunt colligi.

15. Item uetustas ex masculis progenitos plus diligens solos nepotes uel neptes, qui ex uirili sexu descendunt, ad suorum uocabat successionem ct iuri adgnatorum eos antcponcbat: nepotes autem, qui ex filiabus nati sunt, et pronepotes ex neptibus cognatoram loco numerans post adgnatorum lineam eos uocabat tam in aui uel proaui materni quam in auiae uel proauiae siue patemae siue maternae successionem. diui autem principes non passi sunt talem contra naturam iniuriam sine competenti emendatione relinquere: sed cum nepotis et pronepotis nomen commune est utrisque, qui tam ex masculis quam ex feminis descendunt, ideo eundem gradum et ordinem successionis eis donauerunt: sed ut aliquid amplius sit eis, qui non solum naturae, sed etiam ueteris iuris suffragio muniuntur, portionem nepotum et neptium uel deinceps, de quibus supra diximus, paulo minuendam esse existimauerunt, ut minus tertiam partem acciperent, quam mater eorum uel auia fuerat acceptura, uel pater eoram uel auus paternus siue matemus, quando femina mortua sit cuius de hereditate agitur, hisque, licet soli sint, adeuntibus adgnatos minime uocabant. et quemadmodum lex duodecim tabularum filio mortuo nepotes uel neptes uel pronepotes et proneptes in locum patris sui ad successionem aui uocat: ita et principalis dispositio in locum matris suae uel auiae eos cum iam designata partis tertiae deminutione uocat.


КНИГА ТРЕТЬЯ 205

новленный может быть преемником отца-усыновителя, умершего без завещания. Когда отец-усыновитель сделал завещание, то усы­новленный не может отыскивать наследство ни по преторскому пра­ву, ни по цивильному, ни посредством владения вопреки завещанию, ни посредством жалобы на неофициозное завещание; отец-усыновитель, не связанный с усыновленным никакой естественной связью, не обязан ни назначать его наследником, ни исключать из числа наследников даже в том случае, когда имело место усыновле­ние по Сабинианскому сенатусконсульту, называемое "из трех сы­новей"; в подобного рода случае усыновленный не получает ни чет­вертой части наследства, ни никакого иска. Исключение сделано нашим императорским постановлением для того, кого восходящий родственник примет на усыновление. Так как усыновленный в по­следнем случае совмещает в себе и то и другое право, законное и естественное, то мы для случаев подобного усыновления сохранили прежние права, как если бы дал себя усыновить глава семейства. Все эти определения могут быть специально и подробно уяснены из со­держания вышеупомянутого постановления.

15. Так как в древности пользовалось преимуществом мужское
потомство, то к наследованию своих призывались только внуки и
правнуки по мужской линии: они предпочитались агнатам. Внуки и
правнуки по женской линии, считаясь в числе когнатов, призыва­
лись в древности к наследованию после деда, прадеда, бабки, пра­
бабки со стороны матери, вслед за агнатами. Но императоры не
могли оставить без надлежащего исправления столь существенное
нарушение естественного права. Так как названием внука и правну­
ка обозначаются как лица мужского, так и женского пола, то импе­
раторы установили для тех и других одинаковый порядок преемства.
Но с целью предоставить некоторые преимущества тем лицам, кото­
рых отличает не только природа, но и древнее право, императоры
решили несколько уменьшить долю внуков и внучек и следующих
нисходящих по женской линии, о которых мы выше сказали. Таким
образом, эти лица получили на третью часть меньше, чем их мать
или бабка, отец или дед со стороны отца или матери, если идет речь
о наследстве после женщины; когда не было других нисходящих, то в
случае принятия ими наследства агнаты вовсе не призывались. За­
кон XII таблиц призывает к наследованию после деда, сын которого
умер, внуков и правнуков, внучек и правнучек. Аналогично этому зако­
ну императорские постановления призывают этих лиц к наследованию
вместо матери или бабки с вышеупомянутым ограничением третьей
части.

16. Но так как до сих пор оставалось различие между агнатами
и вышеназванными нисходящими, которые основывали свои требо­
вания четвертой части наследства на каком-то постановлении, то


206 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

16. Sed nos, cum adhuc dubitatio manebat inter adgnatos et memoratos nepotes, partem quartam defuncti substantiae adgnatis sibi uindicantibus cx cuiusdam constitutionis auctoritate, memoratam quidem constitutionem a nostro codice segregrauimus neque inseri eam ex Theodosiano codice in eo concessimus. nostra autem constitutione promulgata toti iuri eius derogatum est: et sanximus talibus nepotibus ex filia uel pronepotibus ex nepte et deinceps superstitibus adgnatos nullam partem mortui successionis sibi uindicare, ne Ы, qui ex transuersa linea ueniunt, potiores his habeantur, qui recto iure descendunt. quam constitutionem nostram optinere secundum sui uigorem et tempora et nunc sancimus: ita tamen ut, quemadmodum inter filios et nepotes ex fllio antiquitas statuit non in capita sed in stirpes diuidi hereditatem, similiter nos inter filios et nepotes ex fllia distributionem fleri iubemus, uel inter omnes nepotes et neptes et alias deinceps personas, ut utraque progenies matris suae uel patris, auiae uel aui portionem sine ulla deminutione consequantur, ut, si forte unus uel duo ex una parte, ex altera tres aut quattuor extent, unus aut duo dimidiam, alteri tres aut quattuor alteram dimidiam hereditatis habeant.

II. DE LEGITIMA ADGNATORVM SVCCESSIONE

Si nemo suus heres uel eorum, quos inter suos heredes praetor uel constitutiones uocant, extat et successionem quoquo modo amplectatur: tunc ex lege duodecim tabularum ad adgnatum proximum hereditas pertinet.

1. Sunt autem adgnati, ut primo quoque libro tradidimus, cognati per uirilis sexus personas cognatione iuncti, quasi a patre cognati. itaque eodem patre nati fratres adgnati sibi sunt, qui et consanguinei uocantur, ncc requiritur, an etiam eandem matrem habuerint. item patruus fratris filio et inuicem is illi adgnatus est. eodem numero sunt fratres patrueles, id est qui ex duobus fratribus procreati sunt, qui etiam consobhni uocantur. qua ratione etiam ad plures gradus adgnationis peruenire poterimus. hi quoque, qui post mortem patris nascuntur, nanciscuntur consanguinitatis iura. non tamen omnibus simul adgnatis dat lex hereditatem, sed his, qui tunc proximo gradu sunt, cum certum esse coeperit aliquem intestatum decessisse.


КНИГА ТРЕТЬЯ



мы изъяли это постановление и не позволили перенести его из ко­декса Феодосия в наш. С изданием нашего постановления все это право отменено. Мы определили: если имеются в живых подобные внуки со стороны дочери или правнуки от внучки и другие нисходя­щие по женской линии, то агнаты не виндицируют никакой части преемства. Мы установили такой порядок с той целью, чтобы лица по боковой линии не предпочитались лицам по прямой линии. Мы приказали соблюдать это постановление во всей его точности и теперь. Тем не менее мы повелели, производить раздел наследства между сыновьями и внуками со стороны дочери таким же точно об­разом, как он производился в древности между сыновьями и внука­ми со стороны сына, не по числу лиц, а по числу поколений. Такой же точно порядок должен соблюдаться при разделе наследства меж­ду всеми внуками и внучками и следующими нисходящими. Стало быть, потомство обоего пола, как со стороны матери, так и со сто­роны отца, бабки или деда, получает долю без всякого уменьшения. Если, таким образом, с одной стороны окажется один или двое лиц, а с другой — трое или четверо, то один или двое получат одну поло­вину, а трое или четверо — другую половину наследства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.81.42 (0.336 с.)