Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул XXIIi. О фидеикоммиссарных наследствах

Поиск

Мы должны теперь перейти к фидеикоммиссам. Сперва рас­смотрим фидеикоммиссарные наследства.

1. Надлежит знать, что вначале все фидеикоммиссы были недей­
ствительными, так как лицо, к которому обращался завещатель с
просьбой передать наследство, не понуждалось к тому никаким
законом: завещатели, желая оставить наследство или легаты лицам,
не могущим получить по завещанию, обращались с просьбой о пе­
редаче такого наследства, легата к тем лицам, которые могли насле­
довать по завещанию. Такие наследства, легаты названы фидеиком-
миссами потому, что никаким законом произвол лиц, обязанных
передать наследство, не ограничивался, а удерживал их только стыд
перед теми, кто их просил. Впоследствии Август впервые в отдель­
ных случаях из расположения к известным лицам, или, как некото­
рые говорят, вследствие просьбы того или другого наследодателя,
или вследствие недобросовестности некоторых лиц, приказал консу­
лам принуждать таких лиц к выполнению возложенного на них по­
ручения; это показалось справедливым и желательным, и мало-
помалу такое вмешательство обратилось в постоянную функцию
консульской юрисдикции. К консулам выказали такую любовь, что
мало-помалу выработалась даже должность особого претора, кото?
рый должен был разрабатывать право фидеикоммиссов; этого пре­
тора стали называть фидеикоммиссарным.

2. Во-первых, следует знать, что необходимо назначать лицо на­
следником на законном основании и возвращение этого наследства
другому предоставить его честности. В противном случае завеща­
ние, в котором никто не назначен наследником, будет недействи­
тельно. Итак, когда мы напишем: "Луций Тиций, будь наследни­
ком", то можем прибавить: "прошу тебя, Луций Тиций, лишь только
будешь в состоянии принять мое наследство, возвратить его Сею".
Мы можем просить также о возвращении части наследства: нам
предоставлена свобода оставлять фидеикоммиссы под условием или
просто, с момента наступления определенного срока.

3. Хотя наследство будет передано, однако лицо, возвратившее
его, все-таки останется наследником, а тот, кто получил наследство,
считается то наследником, то легатарием.

4. Но во времена Нерона в консульство Требелия Максима и
Энея Сенеки издано постановление сената, которым определено:


182 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

4. Et in Neronis quidem temporibus Trebellio Maximo et Annaeo
Scneca consulibus senatus consultum factum est, quo cautum est, ut, si
hereditas ex fideicommissi causa restituta sit, omnes actiones, quae
iure ciuili heredi et in heredem competerent, ei et in eum darentur, cui
ex fideicommisso restituta esset hereditas. post quod senatus
consultum praetor utiles actiones ei et in eum qui recepit hereditatem
quasi heredi et in heredem dare coepit.

5. Sed quia heredes scripti, cum aut totam hereditatem aut paene
totam plerumque restituere rogabantur, adire hereditatem ob nullum
uel minimum lucrum recusabant atque ob id extinguebantur
fideicommissa: postea Vespasiani Augusti temporibus Pegaso et
Pusione consulibus senatus censuit, ut ei, qui rogatus esset hereditatem
restituere, perinde liceret quartam partem retinere, atque lege Falcidia
ex legatis retinere conceditur. ex singulis quoque rebus, quae per
fideicommissum relinquuntur, eadem retentio permissa est. post quod
senatus consultum ipse heres onera hereditaria sustinebat: ille autem,
qui ex fldeicommisso recepit partem hereditatis, legatarii partiarii loco
erat, id est eius legatarii, cui pars bonorum legabatur. quae species
legati partitio uocabatur, quia cum herede legatarius partiebatur
hereditatem. unde quae solebant stipulationes inter heredem et
partiarium legatarium interponi, eaedem interponebantur inter eum,
qui ex fideicommisso recepit hereditatem, et heredem, id est ut et
lucrum et damnum hereditarium pro rata parte inter eos commune sit.

6. Ergo si quidem non plus quam dodrantem hereditatis scriptus
hercs rogatus sit restituere, tunc ex Trebelliano senatus consulto
restituebatur hereditas et in utrumque actiones hereditariae pro rata
parte dabantur: in heredem quidem iure ciuili, in eum uero qui
recipiebat hereditatem ex senatus consulto Trebelliano tamquam in
heredem. at si plus quam dodrantem uel etiam totam hereditatem
restituere rogatus sit, locus erat Pegasiano senatus consulto, et heres,
qui semel adierit hereditatem, si modo sua uoluntate adierit, siue
retinuerit quartam partem siue noluerit retinere, ipse uniuersa onera


КНИГА ВТОРАЯ 133

если кому возвращено наследство на основании фидеикоммисса, то иски, которые по цивильному праву даются наследнику и против него, (претор) установит и по отношению к тому, кому на основании фидеикоммисса возвращено наследство. После этого постановления сената претор стал давать так называемые аналогичные иски тому, кто получает наследство, т. е. квази-наследнику, равно и против него.

5. Но так как лица, назначенные наследниками, в большинстве
случаев, когда их просили возвратить все наследство или только
часть его, отказывались получать наследство вследствие ли того,
что не получали никакой решительно выгоды, или вследствие слиш­
ком малой выгоды, и так как это обстоятельство уничтожало фи-
деикоммиссы, то впоследствии во времена Всепасиана в консульство
Пегаса и Пузиона сенат решил, чтобы лицо, которое просили пере­
дать наследство, имело право на удержание четвертой части, подоб­
но праву на удержание части наследства, предоставляемому законом
Фальцидия о легатах; подобное право удержания представлено так­
же из отдельных вещей, которые оставляются через фидеикоммиссы.
После этого сенатского постановления сам наследник нес все по­
следствия, связанные с наследством, а тот, кто в силу фидеикоммисса
получал остальную часть наследства, находился в условиях легата­
рия на часть, т. е. того легатария, в пользу которого совершался
отказ части наследства. Этот вид легата называется долевым, пото­
му что легатарий делит наследство с наследником. Вот откуда про­
изошло то, что те же ситуации, которые обыкновенно заключались
между наследником и легатарием на часть, заключались также меж­
ду лицом, получившим наследство в силу фидеикоммисса, и наслед­
ником, т. е. и прибыль, и убыток от наследства был общим соответ­
ственно доле каждого.

6. Следовательно, если назначенного наследника просили пере­
дать не более четвертой части наследства, то по Требеллиановскому
сенатскому постановлению наследство возвращалось и обеим сто­
ронам давались иски о наследстве на соответственные части: против
наследника — по цивильному праву, а против того, кто получал
наследство — на основании Требеллиановского сенатского поста­
новления; но если просили возвратить более трех четвертей или даже
все наследство, то имело место Пегазиановское сенатское постанов­
ление. Наследник, однажды вступивший во владение наследством, —
если только он по своему желанию вступил, — сам нес все послед-



ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА


hereditaria sustinebat. sed quarta quidem retenta quasi partis et pro parte stipulationes interponebantur tamquam inter partiarium legatarium et heredem: si uero totam hereditatem restituerit, emptae et ucnditae hsrcditatis stipulationes interponebantur. scd si recuset schptus heres adire hereditatem ob id, quod dicat eam sibi suspectam esse quasi damnosam, cauetur Pegasiano senatus consulto, ut desiderante eo, cui restituere rogatus est, iussu praetoris adeat et restituat hereditatem perindeque ei et in eum qui recipit hereditatem actiones dentur, acsi iuris est ex Trebelliano senatus consulto: quo casu nullis stipulationibus opus est, quia simul et huic qui restituit securitas datur et actiones hereditariae ei et in eum transferuntur qui recipit hereditatem, utroque senatus consulto in hac specie concurrente.

7. Sed quia stipulationes ex senatus consulto Pegasiano descendentes et ipsi antiquitati displicuerunt et quibusdam casibus captiosas cas homo excelsi ingenii Papinianus appellat et nobis in legibus magis simplicitas quam difflcultas placet, ideo omnibus nobis suggestis tam similitudinibus quam differentiis utriusque senatus consulti placuit exploso senatus consulto Pegasiano, quod postea supcruenit, omncm auctoritatcm Trebelliano senatus consulto praestare, ut ex eo fldeicommissahae hereditates restituantur, siue habcat heres ex uoluntate testatoris quartam siue plus siue minus siue penitus nihil, ut tunc, quando uel nihil uel minus quarta apud eum remaneat, liceat ei uel quartam uel quod deest ex nostra auctoritate retinere uel repetere solutum, quasi ex Trebelliano senatus consulto pro rata portione actionibus tam in heredem quam in fideicommissarium competentibus. si uero totam hereditatem sponte restituerit, omnes hereditariae actiones fldeicommissario et aduersus eum competunt. sed etiam id, quod praecipuum Pegasiani senatus consulti fuerat, ut, quando recusabat heres scriptus sibi datam hereditatem adire, necessitas ei imponeretur totam hereditatem uolenti fideicommissario restituere et omnes ad eum et contra eum transire


КНИГА ВТОРАЯ 185

ствия, связанные с наследством, все равно, удержал ли он четвертую часть наследства или не пожелал удержать. Но раз была удержана часть, то заключались стипуляции на часть и соответственно части, как это происходило между легатарием на часть и наследником. Если же наследник возвратил все наследство, то заключались стипу­ляции купли-продажи. Но если назначенный наследник откажется вступить во владение наследством, потому что по его расчетам оно для него убыточно, но на этот случай сенатским постановлением Пегазия определено: наследник должен по приказу претора принять и возвратить наследство, если того желает лицо, которому просят возвратить наследство; затем должны быть установлены иски для этого лица, равно и против него, как это и будет по закону согласно Требеллиановскому сенатскому постановлению. В этом случае нет надобности ни в каких стипуляциях, так как одновременно дается обеспечение тому, кто возвращает наследство, и устанавливаются иски, возникающие из наследства, для того, кто получит наследство, равно и против него, так как оба сенатских постановления в этом случае сходятся.

7. Но стипуляции, ведущие свое начало от сенатусконсульта Пе­газия, отвергнуты еще в древности; знаменитый Папиниан называет их в некоторых случаях хитросплетениями; да и по нашему мнению, в законах должно быть больше простоты, чем трудности; почему после разбора сходства и различия того и другого сенатского поста­новления, мы постановили, с отменой Пегазиановского сенатского постановления, позднейшего по времени, признать действующим Требеллиановское сенатское постановление. Таким образом, в силу этого сенатского постановления фидеикоммиссарные наследства возвращаются, все равно, получает ли наследник по желанию завещате­ля четвертую часть, больше четвертой части или меньше или вовсе ни­чего не получает; но в том случае, когда у наследника не останется ниче­го или меньше четверти, то ему по нашему усмотрению предоставляется или получить четвертую часть, или недостающее до этой части, или же требовать уплаты стоимости сего, на том основании, что по Требеллиа­новскому сенатскому постановлению предоставляются иски на пропор­циональные части как против наследника, так и против фидеикоммис-сария. А если он возвратит добровольно все наследство, то все наслед­ственные иски переходят на фидеикоммиссария и против него. Мы пе­ренесли в Требеллиановское сенатское постановление и главную осо­бенность Пегазиановского сенатского постановления, заклю-


186 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

actiones, et hoc transponimus ad senatus consultum Trebellianum, ut ex hoc solo et necessitas heredi imponatur, si ipso nolente adire fideicommissarius desiderat restitui sibi hereditatem, nullo nec damno nec commodo apud heredem manente.

8. Nihil autem interest, utrum aliquis ex asse heres institutus aut
totam hereditatem aut pro parte restituere rogatur, an ex parte heres
institutus aut totam eam partem aut partis partem restituere rogatur:
nam et hoc casu eadem obseruari praecipimus, quae in totius
hereditatis restitutionem diximus.

9. Si quis una aliqua re deducta siue praecepta, quae quartam
continet, ueluti fundo uel alia re rogatus sit restituere hereditatem,
simili modo ex Trebelliano senatus consulto restitutio flat, perinde ac
si quarta parte retenta rogatus esset reliquam hereditatem restituere.
sed illud interest, quod altero casu, id est cum deducta siue praecepta

aliqua re restituitur hereditas, in solidum ex eo senatus consulto

actiones transferuntur et res quae remanet apud heredem sine ullo

onere hereditario apud eum manet quasi ex legato ei adquisita, altero

uero casu, id est cum quarta parte retenta rogatus est heres restituere

hereditatcm et restituit, scindantur actiones et pro dodrante quidem

transferantur ad fideicommissarium, pro quadrante remaneant apud

hercdcm. quin etiam licet in una re, qua deducta aut praecepta

restituere aliquis hereditatem rogatus est, maxima pars hereditatis

contineatur, aeque in solidum transferuntur actiones et secum

deliberare debet is, cui restituitur hereditas, an expediat sibi restitui.

eadem scilicet interueniunt et si duabus pluribusue rebus deductis

praeceptisue restituere hereditatem rogatus sit. sed et si certa summa

deducta praeceptaue, quae quartam uel etiam maximam partem

hereditatis continet, rogatus sit aliquis hereditatem restituere, idem

iuris est. quae diximus de eo qui ex asse heres institutus est, eadem

transfehmus et ad eum qui ex parte heres scriptus est.


 

КНИГА ВТОРАЯ lg7

 


чавшемуся в том, что на наследника в случае отказа принять наслед­ство возлагается обязанность возвратить наследство в полном со­ставе фидеикоммиссарию, выразившему на то свое желание, и что все иски переходят к наследнику и против него; другими словами, для наследника обязательно Требеллиановское сенатское постанов­ление в том случае, когда он сам не пожелает принять наследство, а фидеикоммиссарий потребует возвращения наследства. Таким обра­зом, наследник не терпит убытка и не получает прибыли.

8. Безразлично, просит ли лицо, назначенное наследником всего
наследства, о возвращении наследства в полном его составе или
частью, или просят лицо, назначенное наследником части, о воз­
вращении этой части или части этой части: в последнем случае по
нашему предписанию соблюдаются те постановления, которые мы
издали относительно возвращения целого наследства.

9. Если просят возвратить наследство после того, как та или
другая вещь, содержащая четверть наследства, например, земля или
тому подобное, отнята или раньше получена, то и в этом случае
возвращение наследства совершается на основании Требеллианов-
ского сенатского постановления, как если бы просьба была направ­
лена на возвращение части наследства, оставшейся после удержания
четвертой части. Но особенность заключается в том, что в первом
случае, т. е. когда возвращается наследство после вычета или пред­
варительного получения той или другой вещи, устанавливаются
иски по этому сенатскому постановлению в полном объеме и вещь,
остающаяся у наследника, остается у него без всякого долга по на­
следству, как если бы она была приобретена на основании легата; во
втором случае, т. е. когда наследник согласно просьбе возвратил
наследство, после предварительного удержания четвертой части
иски распределяются и переходят к фидеикоммиссарию в размере
трех четвертей, а в размере четверти остаются у наследника. Иски
переходят в полном объеме на фидеикоммиссария даже в том случае,
когда о возвращении наследства просят при условии предваритель­
ного вычета или получении вещи, составляющей большую часть
наследства; посему тот, кому возвращается наследство, должен
предварительно обсудить, выгодно ли для него это возвращение. То
же самое наблюдается и в том случае, если просят о возвращении
наследства при условии вычета или предварительного получения
двух или более вещей. Этот же закон действует и в том случае, когда
просьба о возвращении наследства предъявлена при условии пред-


188 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

10. Praeterea intestatus quoque moriturus potest rogare eum, ad
quem bona sua uel legitimo iure uel honorario pertinere intellegit, ut
hereditatem suam totam partemue eius aut rem aliquam, ueluti
fundum hominem pecuniam, alicui restituat: cum alioquin legata nisi
ex testamento non ualeant.

11. Eum quoque, cui aliquid restituitur, potest rogare, ut id
rursus alii totum aut pro parte uel etiam aliud aliquid restituat.

12. Et quia prima fideicommissorum cunabula a flde heredum
pendent et tam nomen quam substantiam acceperunt et ideo diuus
Augustus ad necessitatem iuris ea detraxit: nuper et nos eundem
principem superare contendentes ex facto quod Tribonianus uir
excelsus quaestor sacri palatii suggessit, constitutionem fecimus,
per quam disposuimus: si testator fldei heredis sui commisit, ut uel
hereditatem uel speciale fideicommissum rcstituat, et neque ex
scriptura neque ex quinque testium numero, qui in fideicommissis
legitimus esse noscitur, res possit manifestari, sed uel pauciores
quam quinque uel nemo penitus testis interuenerit, tunc siue pater
hercdis siue alius quicumque sit, qui fidem elegit heredis et ab eo
aliquid restitui uoluerit, si heres perfidia tentus adimplere fidem
recusat negando rem ita essc subsccutam, si fideicommissarius
iusiurandum ei detulerit, cum prius ipse de calumnia iurauerit,
necesse eum habere uel iusiurandum subire, quod nihil tale а
testatore audiuit, uel recusantcm ad fideicommissi uel uniuersitatis
uel specialis solutionem coartari, ne depereat ultima uoluntas
testatoris fidei heredis commissa. eadem obseruah censuimus et si а
legatario uel fideicommissario aliquid similiter relictum sit. quod si
is, a quo relictum dicitur, confiteatur quidem aliquid a se relictum
esse, sed ad legis suptilitatem decurrat, omnimodo cogendus est
soluere.


I кни

КНИГА ВТОРАЯ 189

верительного вычета или получения определенной денежной суммы, составляющей четвертую или даже большую часть наследства. Ска­занное о наследнике всего наследства мы переносим и на того, кто назначен наследником части.

10. Кроме того, намеревающийся умереть без завещания может
просить того, к кому, по его мнению, перейдет по цивильному или
преторскому праву его имущество, о том, чтобы он возвратил на­
следство в полном составе или часть, или отдельный предмет из не­
го, например: имение, раба, деньги, тому или другому лицу, так как
легаты имеют значение только по завещанию.

11. Этого последнего он может просить также о передаче, в
свою очередь, другому лицу всего им полученного или части, или
даже чего-либо другого.

12. Вначале фидеикоммиссы зависели от добросовестности на­
следников. Этим обстоятельством обусловилось и название их, и
содержание. Затем божественный Август придал им обязательный
характер. Недавно и мы, желая превзойти этого императора, по
докладу, сделанному нашим знаменитым Трибонианом, квестором
нашего дворца, издали постановление, которым постановили: если
завещатель обратился к своему наследнику с просьбой о возвраще­
нии наследства или о передаче специального фидеикоммисса и если
эта просьба не может быть доказана ни письменным доказатель­
ством, ни пятью свидетелями (известно, что при фидеикоммиссах
требуется по закону пять свидетелей), — потому ли, что их будет
меньше пяти или совсем их не окажется, — то наследник в случае
отказа выполнить просьбу наследодателя должен присягнуть, что
ему не известна подобная воля завещателя или в противном случае
он должен уплатить стоимость фидеикоммисса, входит ли в состав
его все наследство или часть его; при этом фидеикоммиссарий при­
сягает в своей добросовестности; не обращается внимание и на то,
является ли наследодатель отцом наследника или посторонним ли­
цом. Таким образом, последняя воля завещателя, поставленная в
зависимость от добросовестности наследника, обеспечена исполне­
нием. По нашему решению подобное правило соблюдается и в том
случае, когда обяжут легатами фидеикоммиссария такой же прось­
бой. Поэтому, если лицо, обязанное просьбой, признает, что у него
оставлено нечто, то оно во всяком случае должно выполнить прось­
бу, хотя бы оно и ссылалось на букву закона.


190 ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

XXIV. DE SINGVLIS REBVS PER FIDEICOMMISSVM

RELICTIS

Potest autem quis etiam singulas res per fldeicommissum relinquere, ueluti fundum hominem uestem argentum pecuniam numeratam, et uel ipsum heredem rogare, ut alicui restituat, uel legatarium, quamuis a legatario legari non possit.

1. Potest autem non solum proprias testator res per fideicommissum
relinquere, sed et heredis aut legatarii aut fideicommissarii aut cuiuslibet
alterius. itaque et legatarius et fideipommissarius non solum de ea re rogari
potest, ut eam alicui restituat, quae ei relicta sit, sed etiam de alia, siue
ipsius siue aliena sit. hoc solutn obseraandum est, ne plus quisquam
rogetur alicui restituere, quam ipse ex testamento ceperit: nam quod
amplius est, inutiliter relinquitur. cum autem aliena res per
fideicommissum relinquitur, necesse est ei qui rogatus est aut ipsam
redimere et praestare aut aestimationem eius soluere.

2. Libertas quoque seruo per fideicommissum dari potest, ut heres
eum rogetur manumittere uel legatarius uel fideicommissahus. nec interest,
utrum de suo proprio seruo testator roget, an de eo qui ipsius heredis aut
legatarii uel etiam extranei sit. itaque alienus seruus redimi et manumitti
debet: quod si dominus eum non uendat, si modo nihil ex iudicio eius qui
reliquit libertatem percepit, non statim extinguitur fideicommissaria
libertas, sed diflertur, quia possit tempore procedente, ubicumque occasio
redimendi serui fuerit, praestari libertas. qui autem ex causa fideicommissi
manumittitur, non testatoris fit libertus, etiamsi testatoris seraus sit, sed
eius qui manumittit: at is, qui directo testamento liber esse iubetur, ipsius
testatoris flt libertus, qui etiam orcinus appellatur. nec alius ullus directo ex
testamento libertatem habere potest, quam qui utroque tempore testatoris
fuerit, et quo faceret testamentum et quo moreretur. directo autem libertas
tunc dari uidetur, cum non ab alio seraum manumitti rogat, sed uelut ex
suo testamento libertatem ei competere uult.

3. Verba autem fldeicommissorum haec maxime in usu
habeantur: peto, rogo, uolo, mando, fldei tuae committo. quae perinde
singula flrma sunt, atque si omnia in unum congesta essent.


КНИГА ВТОРАЯ

ТИТУЛ XXIV. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВЕЩАХ, ОСТАВЛЕННЫХ ПО­СРЕДСТВОМ ФИДЕИКОММИССА

Всякий в праве оставлять посредством фидеикоммисса также и отдельные вещи, например: землю, раба, одежду, серебро, деньги, может просить или самого наследника или легатария о передаче, хотя нельзя обязать легатария передать другому легат.

1. Завещатель может оставлять посредством фидеикоммисса не
только свои собственные вещи, но и вещи наследника, легатария, фидеикоммиссария или кого-либо другого. Итак, легатария и фи-деикоммиссария можно просить о возврате не только вещи, ему оставленной, но и о возврате другой, все равно, будет ли эта вещь его или чужая. Следует только наблюдать за тем, чтобы не просить кого-либо о возврате большего, чем досталось ему самому по заве­щанию. Просьба о возврате большего почитается недействительной. Когда посредством фидеикоммисса оставляется чужая вещь, то лицо, к которому обращена просьба, должно или выкупить вещь и пред­ставить ее, или уплатить ее стоимость.

2. И свобода может быть дана рабу через фидеикоммисс, так что
об отпущении его на волю просят или наследника, или легатария.

Безразлично, просит ли завещатель о своем собственном рабе, или о том, который принадлежит самому наследнику или легатарию, или даже постороннему. В последнем случае должно выкупить чужого раба и отпустить его на волю. Поэтому, если хозяин, не получивший ничего по завещанию лица, даровавшего свободу, не продаст раба,

то свобода, дарованная через фидеикоммисс, еще не уничтожена, а только отлагается, так как со временем может представиться случай выкупить раба и даровать ему свободу. Тот, кто отпускается на

основании фидеикоммисса, делается либертом не завещателем, хотя бы раб был собственностью завещателя, но того, кто отпускает его на волю. Но тот, кому в самом завещании приказано быть свобод­ным, делается либертом самого завещателя; он еще называется Ор-цином. Но получить свободу прямо по завещанию может только тот, кто принадлежал завещателю по квиритскому праву в оба мо­мента времени, т. е. в момент, когда составлено завещание и когда завещатель умер. Свобода даруется прямо, по-видимому, не тогда, когда об отпущении просят другое лицо, а тогда, когда завещатель желает дать рабу свободу своим завещанием.

3. Годными считаются преимущественно следующие слова фи-
деикоммиссов, которые употребляются в большинстве случаев: тре-



ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА


XXV. DE CODICILLIS

Ante Augusti tempora constat ius codicillorum non fuisse, sed primus Lucius Lentulus, ex cuius persona etiam fldeicommissa coeperunt, codicillos introduxit. nam cum decederet in Africa, scripsit codicillos testamento conflrmatos, quibus ab Augusto petiit per fldeicommissum, ut faceret aliquid: et cum diuus Augustus uoluntatem eius implesset, deinceps reliqui auctoritatem eius secuti fideicommissa praestabant et filia Lentuli legata, quae iure non debebat, soluit. dicitur Augustus conuocasse prudentes, inter quos trebatium quoque, cuius tunc auctoritas maxima erat, et quaesisse, an possit hoc recipi nec absonans a iuris ratione codicillorum usus esset: et Trebatiutn suasisse Augusto, quod diceret utilissimum et necessarium hoc ciuibus esse propter magnas et longas peregrinationes, quae apud ueteres fuissent, ubi, si quis testamentum facere non posset, tamen codicillos posset. post quae tempora cum et Labeo codicillos fecisset, iam nemini dubium erat, quin codicilli iure optimo admitterentur.

1. Non tantum autem testamento facto potest quis codicillos
facere, sed et intestatus quis decedens fideicommittere codicillis
potest. sed cum ante testamentum factum codicilli facti erant,
Papinianus ait non aliter uires habere, quam si speciali postea
uoluntate confirmentur. sed diui Seuerus et Antoninus
rescripserunt ex his codicillis qui testamentum praecedunt posse
fldeicommissum peti, si appareat eum, qui postea testamentum
fecerat, a uoluntate quam codicillis expresserat non recessisse.

2. Codicillis autem hereditas neque dari neque adimi potest, ne
confundatur ius testamentorum et codicillorum, et ideo nec
exheredatio scribi. directo autem hereditas codicillis neque dari neque
adimi potest: nam per fldeicommissum hereditas codicillis iure


КНИГА ВТОРАЯ 193

бую, прошу, хочу, доверяю чести; каждое из этих слов в отдельности имеет такую же обязательную силу, как если бы все воедино были употреблены.

ТИТУЛ XXV. О КОДИЦИЛЛАХ

Известно, что до времен Августа не было права кодициллов; их впервые ввел Луций Лентул, благодаря которому получили свое начало и фидеикоммиссы. Умирая в Африке, Лентул написал коди-циллы, подтвержденные завещанием, в котором просил посредством фидеикоммисса исполнить какую-то просьбу. Божественный Август выполнил его волю; следуя его примеру, и другие стали исполнять фидеикоммиссы, а дочь Лентула уплатила легаты, которые по зако­нам были недействительны. Как говорят, Август, созвав юристов, в числе которых был и Требаций, пользовавшийся тогда величайшим авторитетом, предложил на их разрешение следующий вопрос: до­пустить ли кодициллы и не находятся ли они в противоречии с основными началами права? Требаций убедил Августа в пользу кодициллов, находя, что они весьма полезны и необходимы для граждан по причине продолжительных путешествий, совершав­шихся древними: там, где путешествующим не представлялось возможности сделать завещания, можно было, по крайней мере, оставить кодициллы. После того, как Лабеон оставил кодицил­лы, уже никто не сомневался, что кодициллы допускаются на законном основании.

1. Оставлять кодициллы может не только тот, кто умирает с за­
вещанием, но и тот, кто умирает без завещания, может оставлять
фидеикоммиссы посредством кодициллов. Однако по мнению Папи-
ниана, кодициллы, оставленные до написания завещания, имеют
силу в том только случае, когда они впоследствии подтверждены
особенной волей. Но божественные Север и Антонин рескриптом
постановили, что можно требовать исполнения фидеикоммисса по
тем кодициллам, которые по времени предшествуют завещанию,
если только ясно, что завещатель впоследствии не отказался от воли,
выраженной в кодициллах.

2. Дабы не смешивать кодицилльного и завещательного права,
установлено, что посредством кодициллов нельзя ни дать, ни отнять
наследства, ни исключать кого-либо из числа наследников, и пра­
вильно, так как посредством фидеикоммисса, сделанного в кодицил-

7 — 4285



ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА


relinquitur. пес condicionem heredi instituto codicillis adicere neque substituere directo potest.

3. Codicillos ^autem etiatn plures quis facere potest: et nullam sollemnitatem ordinationis dcsiderant.


КНИГА ВТОРАЯ 195

лах, наследство оставляется на законном основании. В кодициллах нельзя также вводить условия для назначенного наследника, ни суб-ституировать его.

3. Всякий может оставить несколько кодициллов; они не требу­ют никакой торжественности.


LIBER TERTIVS

I. DE HEREDITATIBVS QVAE AB INTESTATO DEFERVNTVR

Intestatus decedit, qui aut omnino testamentum non fecit aut non iurc fccit aut id quod fecerat ruptum irritumue factum est aut nemo ex eo heres extitit.

1. Intestatorum autem hereditates ex lege duodecim tabularum
primum ad suos heredes pertinent.

2. Sui autetn heredes existimantur, ut et supra diximus, qui in
potestate morientis fuerunt: ueluti filius filia, nepos neptisue ex filio,
pronepos proneptisue ex nepote filio nato, prognatus prognataue. nec
interest, utrum naturales sunt liberi an adoptiui.

2a. Quibus connumerari necesse est etiam eos, qui ex legitimis quidem matrimoniis non sunt progeniti, cuhis tamen ciuitatum dati secundum diualium constitutionum, quae super his positae sunt, tenorem suorum iura nanciscuntur: nec non eos, quos nostrae amplexae sunt constitutiones, per quas iussimus, si quis mulierem in suo contubernio copulauerit non ab initio affectione maritali, eam tamen, cum qua poterat habere coniugium, et ex ea liberos sustulerit, postea uero affectione procedente etiam nuptialia instrumenta cum ea fecerit filiosque uel fllias habuerit: non solum eos liberos, qui post dotem editi sunt, iustos et in potestate esse patribus, sed etiam anteriores, qui et his qui postea nati sunt occasionem legitimi nominis praestiterunt: quod optinere censuimus, etiamsi non progeniti fuerint post dotale instrumentum confectum liberi uel etiam nati ab hac luce subtracti fuerint.

2b. Ita demum tamen nepos neptisue et pronepos proneptisue suorum heredum numero sunt, si praecedens persona desierit in potestate parentis esse, siue morte id acciderit siue alia ratione, ueluti emancipatione: nam si per id tempus, quo quis moreretur, filius in potestate eius sit, nepos ex eo suus heres esse non potest. idque et in ceteris deinceps liberorum personis dictum intellegemus. postumi quoque, qui, si uiuo parente nati essent, in potestate futuri forent, sui heredes sunt.

3. Sui autem etiam ignorantes fiunt heredes et, licet furiosi sint,
heredes possunt existere: quia quibus ex causis ignorantibus adquihtur


КНИГА ТРЕТЬЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.239 (0.014 с.)