Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул IV. О свободнорожденных

Поиск

Свободнорожденным бьшает тот, кто тотчас по рождении сво-

[, будь он рожден от брака двух свободнорожденных или от

[оотпущенных, или от одного родителя вольноотпущенного,

•го свободнорожденного. Но если кто рождается от свободной

>и и от отца-раба, то он тем не менее рождается свободным, как

:, кто родился от свободной матери и неизвестного отца, так

ачат он во внебрачной связи. Достаточно, чтобы мать была

>дною в то время, когда дитя рождается, хотя бы и зачала, бу-

рабынею. И наоборот, если она зачала, будучи свободною, а

па, сделавшись затем рабынею, то все-таки решено, чтобы тот,

рождается, родился свободным, так как несчастье матери не

»о перейти и на того, кто находился в ее утробе. Отсюда возник

лощий вопрос: если рабыня, которая беременна, отпущена на

>, а родила, сделавшись впоследствии опять рабынею, то рожда-

i она свободного или раба? Марцелл утверждает, что рождается

одный, потому что достаточно, чтобы тот, кто находится в ут-

, имел свободную мать хотя бы в какой-либо период ее беремен-

и; это — действительно правильное решение.

1. А тому, кто родился свободнорожденным, не вредит то об-

тельство, что он находился в рабстве и что впоследствии был

'шен на волю, так как очень часто было постановляемо, что

тцение на волю не вредит правам рождения.

ТИТУЛ V. О ВОЛЬНООТПУЩЕННЫХ

Вольноотпущенные — это те, которые отпущены на волю из за-яого рабства. Отпущение же на волю есть дарование свободы, нно: всякий до тех пор, пока находится в рабстве, подчинен пол­власти господина; будучи же отпущен на волю, раб осво-дается от власти господина. Так оно пошло по общенародному ву, потому что по естественному праву все рождались, свобод­на и отпущение на волю было неизвестно, так как неизвестно ю и рабство; но после того как общенародным правом устано-и институт рабства, то последовало и благодетельное отпущемие золю; и хотя все мы по законам естественного права называемся им именем "люди", однако по законам общенародного права лось три рода людей: свободные, в противоположность им, рабы, ретий род— вольноотпущенные, т.е. те, которые перестали быть ами.


ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

uno communi nomine homines appellaremur, iure gentitim tria та hominum esse coeperunt, liberi et his contrarium serui et um genus libertini, qui desierant esse serui.

1. Multis autem modis manumissio procedit: aut enim ex
is constitutionibus in sacrosanctis ecclesiis aut uindicta aut
' amicos aut per epistulam aut per testamentum aut aliam
nlibet ultimam uoluntatem. sed et aliis multis modis libertas

0 competere potest, qui tam ex ueteribus quam nostris
titutionibus introducti sunt.

2. Serui uero a dominis semper manumitti solent: adeo ut uel in
situ manumittantur, ueluti cum praetor aut proconsul aut praeses
ilneum uel in theatrum eat.

3. Libertinorum autem status tripertitus antea fuerat: nam qui
umittebantur, modo maiorem et iustam libertatem
equebantur et fiebant ciues Romani, modo minorem et Latini ex
Iunia Norbana fiebant, modo inferiorem et fiebant ex lege Aelia
ia dediticiorum numero. sed dediticiorum quidem pessima
icio iam ex multis temporibus in desuetudinem abiit, Latinorum
nomen non frequentabatur: ideoque nostra pietas omnia augere
meliorem statum reducere desiderans in duabus constitutionibus
smendauit et in pristinum statum reduxit, quia et a primis urbis
ae cunabulis una atque simplex libertas competebat, id est eadem,

1 habebat manumissor, nisi quod scilicet libertinus fit qui
Jmittitur, licet manumissor ingenuus sit. et dediticios quidem per
titutionem expulimus, quam promulgauimus inter nostras
iones, per quas suggerente nobis Triboniano uiro excelso
store antiqui iuris altercationes placauimus: Latinos autem
inos et omnem quae circa eos fuerit obseruantiam alia
litutione per eiusdem quaestoris suggestionem correximus, quae

imperiales radiat sanctiones, et omnes libertos nullo nec aetatis imissi nec dominii manumissoris nec in manumissionis modo imine habito, sicuti antea obseruabatur, ciuitate Romana


А ПЕРВАЯ



Производится отпущение на волю многими способами: имен-и согласно священным постановлениям, в церковных собрани- л посредством виндикты, или в присутствии друзей, или пись-, или посредством духовного завещания, или посредством дру-кой угодно последней воли. Но свободу раб может получить и ми другими способами, которые введены в употребление как ми постановлениями, так и нашими.

Рабы обыкновенно получают от своих господ свободу в лю-емя, так что они отпускаются на волю даже на пути, когда, siep, претор или проконсул, или начальник идет в баню или в

Положение же вольноотпущенных было раньше троякого ро-[менно: те, которые отпускались на волю, получали или пол-законную свободу и делались римскими гражданами, или гую и делались по закону Юния Норбана латинскими гражда­нин получали весьма малую свободу и уподоблялись, по зако-1Я Сенция, сдавшимся на капитуляцию. Но в высшей степени дное положение сдавшихся римскому народу уже с давних пор лось, а имя латинян попадалось не часто; поэтому мы, стре-нашем человеколюбии все упорядочить и привести в лучшее ™е, исправили этот недостаток посредством двух поста-ий и восстановили прежний порядок вещей, так как еще с иш города Рима существовала одна простая свобода, т.е. та, ю имел отпускающий на волю, разве только с тою разницей, тускаемый на волю считается, конечно, вольноотпущенником, ы отпускающий на волю и был свободнорожденным. Мы нили и класс дедитициев посредством постановления, которое шродовали в числе других решений. Этим мы, благодаря за-тьному мужу квестору Трибониану, прекратили древние юри-ie споры; положение же латинян Юнианских и все ограниче-торым они подвергались, мы исправили, благодаря тому же >у, посредством другого постановления, которое занимает место среди императорских узаконений: всем решительно ам дали мы права римского гражданства, не обращая ника-[имания на возраст раба, отпускаемого на волю, и господи-ускавшего его, и не устанавливая никакого различия, как то режде, в форме отпущения; напротив, мы прибавили много >в, которыми может быть предоставляема рабам свобода


 

КНИГА ПЕРВАЯ

1. Производится отпущение на волю многими способами: имен
но, или согласно священным постановлениям, в церковных собрани­
ях, или посредством виндикты, или в присутствии друзей, или пись­
менно, или посредством духовного завещания, или посредством дру­
гой какой угодно последней воли. Но свободу раб может получить и
многими другими способами, которые введены в употребление как
старыми постановлениями, так и нашими.

2. Рабы обыкновенно получают от своих господ свободу в лю­
бое время, так что они отпускаются на волю даже на пути, когда,
например, претор или проконсул, или начальник идет в баню или в
театр.

3. Положение же вольноотпущенных было раньше троякого ро­
да, а именно: те, которые отпускались на волю, получали или пол­
ную и законную свободу и делались римскими гражданами, или
неполную и делались по закону Юния Норбана латинскими гражда­
нами, или получали весьма малую свободу и уподоблялись, по зако­
ну Элия Сенция, сдавшимся на капитуляцию. Но в высшей степени
незавидное положение сдавшихся римскому народу уже с давних пор
изменилось, а имя латинян попадалось не часто; поэтому мы, стре­
мясь в нашем человеколюбии все упорядочить и привести в лучшее
состояние, исправили этот недостаток посредством двух поста­
новлений и восстановили прежний порядок вещей, так как еще с
колыбели города Рима существовала одна простая свобода, т.е. та,
которую имел отпускающий на волю, разве только с тою разницей,
что отпускаемый на волю считается, конечно, вольноотпущенником,
хотя бы отпускающий на волю и был свободнорожденным. Мы
упразднили и класс дедитициев посредством постановления, которое
мы обнародовали в числе других решений. Этим мы, благодаря за­
мечательному мужу квестору Трибониану, прекратили древние юри­
дические споры; положение же латинян Юнианских и все ограниче­
ния, которым они подвергались, мы исправили, благодаря тому же
квестору, посредством другого постановления, которое занимает
первое место среди императорских узаконений: всем решительно
либертам дали мы права римского гражданства, не обращая ника­
кого внимания на возраст раба, отпускаемого на волю, и господи­
на, отпускавшего его, и не устанавливая никакого различия, как то
было прежде, в форме отпущения; напротив, мы прибавили много
способов, которыми может быть предоставляема рабам свобода


ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА

donauimus: multis additis modis, per quos possit libertas seruis cum ciuitate Romana, quae sola in praesenti est, praestari.

VI. QVI EX QVIBVS CAVSIS MANVMITTERE NON POSSVNT

Non tamen cuicumque uolenti manumittere licet. nam is qui in fraudem creditorum manumittit nihil agit, quia lex Aelia Sentia impedit libertatem.

1. Licet autem domino, qui soluendo non est, testamento seruum
suum cum libertate heredem instituere, ut fiat liber heresque ei solus et
necessarius, si modo nemo alius ex eo testamento heres extiterit, aut
quia nemo heres scriptus sit, aut quia is qui scriptus est qualibet ex
causa heres non extiterit. idque eadem lege Aelia Sentia prouisum est
ct recte: ualde enim prospiciendum erat, ut egentes homines, quibus
alius heres extaturus non esset, uel seruum suum necessarium heredem
habeant, qui satisfacturus esset creditoribus, aut hoc eo non faciente
creditores res hereditarias serui nomine uendant, ne iniuria defunctus
afficiatur.

2. Idemque iuris est et si sine libertate seruus heres institutus est.
quod nostra constitutio non solum in domino, qui soluendo non est,
sed generaiiter constituit noua humanitatis ratione, ut ex ipsa scriptura
institutionis etiam libertas ei competere uideatur, cum non est
uerisimile eum, quem heredem sibi elegit, si praetermiserit libertatis
dationem, seruum remanere uoluisse et neminem sibi heredem fore.

3. In fraudem autem creditorum manumittere uidetur, qui uel
iam eo tempore quo manumittit soluendo non est, uel qui datis
libertatibus desiturus est soluendo esse. praeualuisse tamen uidetur,
nisi animum quoque fraudandi manutnissor habuit, non impediri
libertatem, quamuis bona eius creditoribus non sufficiant: saepe enim
de facultatibus suis amplius quam in his est sperant homines. itaque
tunc intellegimus impediri libertatem, cum utroque modo fraudantur
creditores, id est et consilio manumittentis et ipsa re, eo quod bona
non suffectura sunt creditoribus.


КНИГА ПЕРВАЯ



вместе с правами римского гражданства, единственного в наше вре­мя.

ТИТУЛ VL О ТОМ, КТО И ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ НЕ МОЖЕТ ОТПУСКАТЬ НА ВОЛЮ

Но не всякий желающий может отпускать раба на волю; ибо тот, кто отпускает раба на волю для обмана кредиторов, ничего не достигает: по закону Элия Сенция такой раб не получает свободы.

1. А господин, несостоятельный должник, может посредством ду­
ховного завещания назначить своего раба наследником, даровав ему
предварительно свободу, чтобы он, сделавшись свободным, был един­
ственным его наследником, которого называем необходимым, если
только по этому завещанию нет никакого другого наследника, по той
ли причине, что не назначен никто другой наследником, или потому,
что тот, кто назначен наследником, почему-либо не оказался таким. Это
постановлено тем же законом Элия Сенция, и справедливо, так как
сильно следовало бы заботиться о том, чтобы неимущие люди, которые
не имеют в виду другого наследника, могли оставить обязательным
наследником или своего раба, для того, чтобы он заплатил долги креди­
торам, или, если он этого не сделал бы, чтобы кредиторы продавали
наследственное имущество от имени раба, дабы память умершего не
подверглась нареканиям.

2. То же же правило действует, если назначен наследником раб, не
получивший свободы. Это мы постановили не только относительно
господина, который оказывается несостоятельным должником, но и
вообще, вследствие нового гуманного взгляда на вещи, чтобы знали,
что свобода приобретается уже вследствие одного письменного назна­
чения наследника, так как невероятно, чтобы господин хотел оставить
рабом того, кого выбрал себе в наследники, хотя и не упомянул о даро­
вании ему свободы, равно невероятно и желание, чтобы не бьшо у него
вовсе наследников.

3. А для обмана кредиторов отпускает раба на волю, по-
видимому, тот, кто уже в то время, когда отпускает, является несо­
стоятельным должником, и тот, кто, дав рабу свободу, думает осво­
бодиться от уплаты долгов. Однако одержало, по-видимому, верх то
мнение, что дарованию свободы не представляется препятствия, если
отпускающий на волю не имел намерения обмануть, хотя его имуще­
ство не достаточно для удовлетворения кредиторов: люди часто
полагаются на свои средства гораздо больше, чем на самом деле
можно положиться. Итак, мы поняли, что для свободы препятствие
является тогда, когда кредиторы были обмануты в двух отношениях,
т. е. в образе мыслей отпускающего на волю и в том, что имущества
не будет достаточно для удовлетворения кредиторов.



ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА


4. Eadem lege Aelia Sentia domino minori annis uiginti non aliter
manumittere permittitur, quam si uindicta apud consilium iusta causa
manumissionis adprobata fuerint manumissi.

5. Iustae autem manumissionis causae sunt, ueluti si quis patrem
aut matrem aut fllium filiamue aut fratrem sororemue naturales aut
pacdagogum nutricem educatorcm aut alumnum alumnamue aut
collactaneum manumittat, aut seruum procuratoris habendi gratia, aut
ancillam matrimonii causa, dum tamen intra sex menses uxor ducatur,
nisi iusta causa impediat, et qui manumittitur procuratoris habendi
gratia ne minor septem et decem annis manumittatur.

6. Semel autem causa adprobata, siue uera siue falsa sit, non
retractatur.

7. Cum ergo certus modus manumittendi minoribus uiginti annis
dominis per legem Aeliam Sentiam constitutus sit, eueniebat, ut, qui
quattuordecim annos aetatis expleuerit, licet testamentum facere possit
et in eo heredem sibi instituere legataquc relinquere possit, tamen, si
adhuc minor sit annis uiginti, libertatem seruo dare non poterat.
quod non erat ferendum, si is, cui totorum bonorum in testamento
dispositio data erat, uni seruo libertatem dare non permittebatur.
quare nos similiter ei quemadmodum alias res ita et seruos suos in
ultima uoluntate disponere quemadmodum uoluerit permittimus,
ut et libertatem eis possit praestare. sed cum libertas inaestimabilis
est et propter hoc ante uicesimum aetatis annum antiquitas
libertatem seruo dari prohibebat: ideo nos mediam quodammodo
uiam eligentes non aliter minori uiginti annis libertatem in
testamento dare seruo suo concedimus, nisi septimum et decimum
annum impleuerit et octauum decimum tetigerit. cum enim
antiquitas huiusmodi aetati et pro aliis postulare concessit, cur non
etiam sui iudicii stabilitas ita eos adiuuare credatur, ut et ad
libertates dandas seruis suis possint peruenire.

VII. DE LEGE FVFIA CANINIA SVBLATA

Lege Fufia Caninia certus modus constitutus erat in seruis testamento manumittendis. quam quasi libertatibus impedientem et


КНИГА ПЕРВАЯ-



4. Тот же самый закон позволяет господину моложе двадцати
лет отпускать раба на волю только в том случае, когда законное
основание отпущения будет установлено посредством виндикты в
присутствии свидетелей.

5. Законным же основанием отпущения на волю будет и тот слу­
чай, когда, например, кто-либо желает освободить отца или мать,
сьша или дочь, родного брата или сестру, педагога, кормилицу, вос­
питателя, питомца или питомицу, молочного брата, раба, для того,
чтобы иметь в нем управляющего делами, или рабыню для вступле­
ния с нею в брак; последнюю, однако, можно отпускать на волю под
тем условием, чтобы она в течение ближайших шести месяцев вышла
замуж, если только не будет к тому законного препятствия; если же
отпускается на волю раб для поручения ему управления делами, то
он должен быть не моложе семнадцати лет.

6. Причина отпущения, однажды признанная законной, не от­
меняется, причем все равно, будет ли она истинной или ложной.

7. Так как закон Элия Сенция установил определенную норму
для господина, недостигшего двадцати лет, на случай отпущения
раба на волю, то следствием являлось то, что господин, не достиг­
ший четырнадцатилетнего возраста, хотя и имел право составлять
духовное завещание, назначить в нем себе наследника и оставить
легаты, однако, если он не достиг еще двадцати лет, то не имел пра­
ва дать рабу свободу. Не следовало бы допускать того, чтобы лицу,
которому предоставлено распределение всего имущества по духов­
ному завещанию, запрещалось даровать свободу одному рабу. По­
этому то мы и позволяем ему распорядиться в своей последней воле
по своему усмотрению как прочим имуществом, так и рабами; таким
образом, он может даровать им и свободу. Но так как значение сво­
боды оценивается с трудом, то в древности на этом основании за­
прещалось господину, не достигшему двадцатилетнего возраста,
освобождать раба, поэтому мы, выбирая, так сказать, средний путь,
позволяем господину моложе двадцати лет даровать в завещании
свободу своему рабу только в том случае, если ему минуло семнад­
цать лет и пошел уже восемнадцатый. Раз еще в древние времена
позволялось господину такого возраста быть представителем тре­
тьих лиц, то почему, спрашивается, твердость суждения такого чело­
века не поможет ему настолько, чтобы он мог рассудить, дать ли
своим рабам свободу.

ТИТУЛ УП. ОБ ОТМЕНЕ ЗАКОНА ФУФИЯ КАНИНИЯ

Закон Фуфия Каниния установил определенные правила на слу­чай отпущения раба на волю по завещанию. Мы решили, что этот закон должен быть отменен, как препятствующий свободе и, так


ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА


 


quodammodo inuidam tollendam esse censuimus, cum satis fuerat inhumanum uiuos quidcm licentiam habere totam suam familiam libertate donare, nisi alia causa impediat libertati, morientibus autem huiusmodi licentiam adimere.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.126 (0.011 с.)