Титул VIII. О делении вещей и их свойствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титул VIII. О делении вещей и их свойствах



 

1. Гай во 2-й книге «Институций». Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие - человеческого права. Вещи божественного права - это, например, вещи священные и религиозные. Святые вещи, как, например, стены и врата (города), также некоторым образом относятся к вещам божественного права. Вещи божественного права не входят в чье-либо имущество. То же, что относится к вещам человеческого права, входит большей частью и в чье-либо имущество; но (эти вещи) могут и не входить в чье-либо имущество, ибо вещи, входящие в состав наследства, не входят в чье-либо имущество, пока не явится какой-либо наследник. Вещи, которые являются вещами человеческого права, суть или публичные, или частные. Те, которые являются публичными, не считаются находящимися в чьем-либо имуществе, но считаются вещами, принадлежащими самой совокупности; частные же вещи - это те, которые принадлежат отдельным лицам.

§ 1. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, некоторые - бестелесные. Телесные вещи - те, которые могут быть осязаемы, например участок земли, человек (раб), золото, серебро и, наконец, другие неисчислимые вещи. Бестелесные вещи - те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве[77], (такие) как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом. Для (понятия) вещи не имеет значения, что в составе наследства имеются телесные вещи, ибо и плоды, извлекаемые из участка земли, являются телесными вещами, и то, что нам должно быть дано на основании какого-либо обязательства, большей частью является телесными вещами, как, например, участок, человек (раб), деньги; ибо само право наследования, и само право пользоваться вещью и извлекать плоды, и само право обязательства являются бестелесными. К этой категории относятся и права городских и сельских имений, которые называются сервитутами.

2. Марциан в 3-й книге «Институций». Некоторые вещи в силу естественного права являются общими для всех, некоторые принадлежат совокупности, некоторые не принадлежат никому, большинство же вещей принадлежит отдельным людям, каковые у каждого приобретаются по разным основаниям.

§ 1. В силу естественного права, конечно, является общим для всех следующее: воздух, текучая вода и море, а следовательно, и берега моря.

3. Флорентин в 6-й книге «Институций». Также камушки, жемчуг и прочее, что мы находим на берегу, немедленно становятся нашими в силу естественного права.

4. Марциан в 3-й книге «Институций». Никому не запрещается доступ на берег моря с целью рыбной ловли, лишь бы данное лицо воздерживалось от входа в виллы, сооружения и памятники, так как эти (предметы) не относятся к праву народов, как море, ведь так написал божественный Пий рыбакам (городов) Формии и Капена.

§ 1. Но почти все реки и гавани являются публичными.

5. Гай во 2-й книге «Повседневных или Золотых дел». Пользование берегами является публичным на основании права народов, равно как и пользование самой рекой. Поэтому каждый волен причаливать на судне к берегу, привязывать канат к деревьям, растущим на берегу, [сушить сети и вытаскивать из моря], складывать какой-либо груз на берегу, равно как и плавать по реке. Но собственность принадлежит тем, чьи имения прилегают к реке; поэтому им принадлежат и деревья, растущие по берегам.

§ 1. Ловящим рыбу в море предоставляется устраивать для своего пребывания хижину на берегу.

6. Марциан в 4-й книге «Институций». Так что они становятся хозяевами земли, на которой они строят, но лишь до тех пор, пока сохраняется строение; после же разрушения строения земля как бы в силу права, вытекающего из возвращения[78], приходит в прежнее положение, и если другой возводит строение на том же месте, то это место становится его местом.

§ 1. Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например, находящиеся в гражданских общинах театры, стадионы[79] и т.п. и если что-либо другое из принадлежащего общине является общим. Поэтому общий раб, принадлежащий общине, не считается принадлежащим отдельным лицам по долям, но принадлежит совокупности, и потому Божественные братья дали рескрипт в том смысле, что раба общины можно допрашивать под пытками[80] для доказательства обстоятельств, говорящих как против члена общины, так и в пользу его[81]. Поэтому и отпущенный на свободу раб общины не обязан испрашивать разрешения магистрата, если он вызывает в суд кого-либо из членов общины[82].

§ 2. Вещи священные, и религиозные, и святые не находятся в составе чьего-либо имущества.

§ 3. Священные вещи - это те, которые посвящены (богам) обществом, а не частными лицами: если кто-либо частным образом установит для себя святыню, то эта вещь является не священной, а светской. Равным образом если здание сделалось священным, то даже после разрушения строения место[83] продолжает оставаться священным.

§ 4. Но религиозным делает место кто угодно по своей воле, если погребает мертвеца на своей земле. [Но на общем кладбище можно погребать даже без согласия прочих[84].] На чужой, земле разрешается погребать с согласия хозяина: и хотя бы согласие выражено после погребения мертвеца, место делается религиозным.

§ 5. Пустую гробницу скорее следует считать религиозным местом, как об этом свидетельствует Вергилий[85].

7. Ульпиан в 25-й книге «Комментариев к эдикту». Но Божественные братья дали рескрипт в противоположном смысле.

8. Марциан в 4-й книге «Правил». Является святым то, что защищено от противоправных действий людей.

§ 1. Ведь слово «священный» говорится от сагминия; сагминий же - это некая трава, которую обычно носили послы римского народа, чтобы никто на них не нападал, подобно тому как послы греков носят то, что называется керикия[86].

§ 2. Кассий сообщает, что Сабин правильно ответил в том смысле, что в муниципиях стены являются святыми и что следует воспретить, чтобы на них что-либо помещалось[87].

9. Ульпиан в 62-й книге «Комментариев к эдикту». Священные места - это те, которые публично посвящены (богам), безразлично находятся ли они в городе или в поле.

§ 1. Следует знать, что публичное место может стать священным тогда, когда принцепс посвятил его или дал (кому-либо) власть посвятить.

§ 2. Следует заметить, что священное место - это одно, а святилище - другое. Священное место - эта освященное место, а святилище - это место, в котором покоятся святыни; это может быть и в частном здании; если хотят освободить место от его религиозного характера, то следует вынести оттуда святыни.

§ 3. В собственном смысле слова мы называем святым то, что не является ни священным, ни светским, но что является неприкосновенным[88]; так, законы являются святыми, ибо они закреплены некоторой санкцией. Что подкреплено некоторой санкцией, то является святым, хотя бы и не было посвящено Богу[89]; иногда в санкции устанавливают, что тот, кто совершит там нечто[90], наказывается смертью.

§ 4. Муниципальные стены нельзя ни восстанавливать без разрешения принцепса или презеса, ни присоединять к ним, ни помещать на них что-либо.

§ 5. Священная вещь не подлежит оценке.

10. Помпоний в 6-й книге «Из Плавция». Аристон говорит, что захваченное морем становится публичным так же, как то, что построено в море, становится частным.

11. Он же во 2-й книге «Из разных лекций». Если кто-нибудь повредит стены, то он наказывается смертью, как и тот, кто перелезет через стену с помощью лестницы или иным способом, ибо римским гражданам не разрешается выходить (из города) иначе как через ворота; перелезание через стены является враждебным актом и должно быть отвергнуто: и Рем, брат Ромула, был убит, как передают, за то, что он хотел перебраться через стену.

 

Титул IX. О сенаторах

 

1. Ульпиан в 62-й книге «Комментариев к эдикту». Никто не спорит, что бывший консул имеет преимущество перед женой бывшего консула; но следует рассмотреть, имеет ли преимущество бывший префект над женой бывшего консула; считал бы, что имеет, так как в мужском поле заключается большее достоинство.

§ 1. Консулярными женщинами мы называем жен бывших консулов, Сатурнин же добавляет к ним и матерей (бывших консулов), что, впрочем, нигде не было введено и нигде не было принято

2. Марцелл в 3-й книге «Дигест». Кассий Лонгин не считает, что дозволено тому, кто за безнравственный поступок был изгнан из сената и не был в нем восстановлен, судить и выступать в качестве свидетеля, так как закон Юлия о взятках запрещает это.

3. Модестин в 6-й книге «Правил». Божественные Север и Антонин позволили, чтобы сенатор, изгнанный из сената, не умалялся в гражданской правоспособности, но оставался в Риме.

4. Помпоний в 12-й книге «Из разных лекций» Кто не достоин низшего звания, тот еще более не достоин высшего звания.

5. Ульпиан в 1-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Мы должны считать сыном сенатора не только того, кто по природе является таковым, но также и приемного сына, и не будет иметь значения, от кого и каким образом он будет усыновлен, неважно также, приобретет ли он его уже удостоившись сенаторского звания или еще до получения сенаторского звания.

6. Павел во 2-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Сыном сенатора является и тот, кто усыновлен им, однако лишь до тех пор, пока остается в его семье. Освобожденный же от его власти, он посредством эманципации лишается титула сына (сенатора).

§ 1. Сын, отданный сенатором в усыновление тому, кто является лицом более низкого звания, считается как бы сенаторским сыном, так как сенаторское звание не отнимается при усыновлении лицом более низкого звания, оно прекращается лишь для того, чтобы получить (звание сына) бывшего консула.

7. Ульпиан в 1-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». Считается, что сын, освобожденный от власти отца сенатора, находится как бы в положении сына сенатора.

§ 1. Также и Лабеон пишет, что даже тот, кто рожден после смерти отца сенатора, является как бы сыном сенатора. Однако Прокул и Пегас считают, что тот, кто был зачат и рожден уже после изгнания его отца из сената, не является как бы сыном сенатора; и их мнение истинно. Ведь поистине не считается сыном сенатора тот, отец которого был изгнан из сената до того, как он родился. Если же он был зачат еще до того, как его отец был изгнан из сената, а рожден уже после утраты отцом этого звания, тем не менее скорее считается как бы сыном сенатора. Ведь многие полагают, что следует учитывать время (именно) зачатия.

§ 2. Если же кто имеет и отца и деда сенаторов, то он считается находящимся на положении сына и внука сенатора. Но если отец утратит это звание до его зачатия, то можно будет расследовать (вопрос о том), что хотя он и не будет находиться на положении сына сенатора, однако дол­жен ли он будет рассматриваться как внук (сенатора)? И скорее всего он должен (будет рассматриваться как внук), так как скорее достоинство деда содействует ему, нежели вредит крах отца.

8. Он же в 6-й книге «Фидеикомиссов». Женщинам, находящимся замужем за сиятельнейшими персонами, принадлежит (титул) сиятельнейших персон. Дочери сенаторов не пользуются титулом сиятельнейших персон, за исключением тех, кому достались сиятельнейшие мужья. Ведь женщин наделяют сиятельнейшим достоинством их мужья, родители же - только до тех пор, пока женщина не будет связана брачными узами с плебеем. Итак, женщина до тех пор будет сиятельнейшей, пока будет находиться в браке с сенатором или пока, разведшись с ним, не вступит в брак с другим, более низкого звания.

9. Папиниан в 4-й книге «Ответов». Снижение статуса отца не делает дочь сенатора, сожительствующую с вольноотпущенником, его женой, ведь высшее достоинство не отнимается у детей из-за снижения статуса отца, изгнанного из сената.

10. Ульпиан в 34-й книге «Комментариев к эдикту». Мы должны считать детьми сенатора не только сыновей сенаторов, но всех тех, кто называется рожденными от них самих или от их детей, независимо от того, будут естественными или приемными детьми сенаторов те, рожденными от которых они называются. Но если кто рожден от дочери сенатора, то мы должны рассмотреть положение его отца.

11. Павел в 41-й книге «Комментариев к эдикту». Считается, что сенаторам дозволяется иметь резиденцию в столице, однако признано, что (сенатор) имеет резиденцию там, откуда он родом, так как считается, что достоинство резиденции дается скорее добавлением, чем заменой.

12. Ульпиан во 2-й книге «О цензах». Бывшие жены бывших консулов имели обыкновение выпрашивать у принцепса, хотя и редко, чтобы вторично выходя замуж за мужчину более низкого звания, они тем не менее оставались бы в звании жен бывших консулов. Так, я знаю, что Антонин Август разрешил это своей двоюродной сестре Юлии Мамейе.

§ 1. Принято, что сенаторами являются те, кто происходит (начиная) от патрициев и консулов вплоть до всех сиятельных мужей, так как только они могут высказывать мнение в сенате.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.02 с.)