Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разорение, хаос и восстание в ВиттенбургеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Но прежде чем простой человек получил доступ к Библии, "Девяносто пять тезисов" в одиночку стали причиной образования массового движения. То, что до этого являлось войной одного человека, Лютера, превратилось в лютеранство. Один из сторонников Лютера, Карлштадт, взял управление новым движением в свои руки, пока Лютер находился в Вартбурге. Однако он выбрал неверное направление, что вывело Лютера из себя, и он вырвался из своего укрытия, дабы остановить беспредел, творившийся в Виттенбурге. В соответствии с распоряжениями Карлштадта монахи и монахини оставляли монастыри. Но не это расстроило Лютера — он выступал против монашеских обетов. Ему не понравилось то, что начались разрушения церковных росписей и алтарей. Священников забрасывали камнями; алтарь монастыря францисканцев был полностью разрушен. Священники, проводившие мессу, были силой изгнаны из городской церкви. Когда же члены нового движения были арестованы, по всему городу вспыхнули мятежи. Церковные богослужения были остановлены, дом приходского священника в Айленбурге оказался разграблен, а монахи-августинцы торжественно сожгли все картины, украшавшие стены монастыря. Лютер ворвался в город и набросился с резкой критикой на Карлштадта. Он напомнил ему, что людские души завоевываются любовью. Он спрашивал у людей, пойманных в огне восстания, почему те сбрасывали статуи и картины, которые могли многое значить для других людей, поклонявшихся Господу. Лютер просил их не забывать о тех, кто слабее и нуждается в их монашеских обетах, их картинах и их статуях. Лучше всего истинная природа Реформации раскрывается в словах самого Лютера:
"Дайте людям время. Мне потребовались три года постоянной работы, размышлений и дискуссий, чтобы прийти к тому, что я сейчас имею; как же может простой человек, не сведущий в этих вопросах, пройти эту же дистанцию за три месяца? Не думайте, что злоупотребления исчезнут вместе с разрушением объектов, с помощью которых эти злоупотребления и происходили. Мужчины могут согрешить с женщинами и вином. Должны ли мы, зная это, запретить вино и уничтожить женщин? Люди поклонялись солнцу, луне и звездам. Должны ли мы сорвать их с небес? Подобные опрометчивые действия и сопровождающее их насилие свидетельствуют о недостаточном доверии к Богу. Посмотрите, как многого Он смог достичь через меня, хотя я всего лишь молился и проповедовал. Все, что произошло, стало возможным лишь благодаря Слову. Если бы я захотел, то мог бы разжечь разрушительное пламя в Вормсе. Однако пока я спокойно сидел и пил пиво с Филиппом и Амсдорфом, Бог подготовил Папе Римскому сокрушительный удар"59. Лютер был реформатором, и его основной задачей было проведение реформ. Исправив неверный дух, он тем не менее не отказался от многих реформ Карлштадта и начал проводить в жизнь свои идеи. Лютер снова вернулся за кафедру и стал ежедневно выступать с проповедями. Он реструктурировал богослужение, самостоятельно написал многие гимны и напечатал первую мессу на немецком языке. Свои реформы Лютер начал в Витгенбурге. Там он был в безопасности - люди любили, уважали и защищали его. Однако Лютер не мог покинуть территорию Саксонии. Фридриху, саксонскому правителю, не нужно было даже пальцем шевелить для того, чтобы защитить его, поскольку поддержки людей было для этого достаточно. Выступить против Лютера означало выступить против народа. Никто же из представителей религиозной или светской власти в стране не хотел вызвать своими действиями настолько отрицательную реакцию по отношению к себе. Реформы Лютера включали в себя также и заботу общества о бедных. В то время попрошайничество было запрещено. Деньги, которые раньше выделялись монастырям, теперь использовались для поддержки сирот, студентов, а также выплат приданого бедным девушкам. Месса была видоизменена. Старая, нудная рутина была заменена проповедью Евангелия. Карлштадт стал совершать нападки на обет безбрачия, в чем Лютер его безоговорочно поддержал. Он же был лично ответствен за побеги монахинь из их монастырей. Когда же те оказались под опекой Лютера, он благословил их сочетаться браком со священниками, также оставившими монастыри. Его решительная рыжая жена Лютер также взял себе в жены бывшую монахиню, хотя до этого усердно пытался найти ей какого-нибудь другого жениха. Все началось после того, как он организовал ее побег из монастыря, что, по мнению Лютера, было его долгом перед Господом, хотя подобные выходки и карались в то время смертной казнью. Его будущую жену звали Катрин фон Бора, и она была одной из многих монахинь, на которых работы Лютера произвели огромное впечатление. Будучи недовольной своим положением еще до знакомства с работами Лютера, она написала ему письмо от своего собственного имени, а также от имени других одиннадцати монахинь, вместе с которыми и собиралась покинуть монастырь.60 Лютер составил план и привлек к его исполнению отца одной из монахинь, который каждую неделю возил в монастырь копченую сельдь. Он пользовался доверием тамошних церковных властей, поэтому его повозку не проверяли и не обыскивали, когда в назначенный день он выгрузил в монастыре двенадцать бочек сельди и спрятал в них двенадцать монахинь. Одной из них была Катрин.61 Катрин стала монахиней против своей воли, так же как и многие другие монахини. Именно поэтому Лютер обращался к их отцам с предложением помочь освободить дочерей. Катрин попала в монастырь из-за своей мачехи. Девочка обладала твердым характером и была очень сообразительной. Это не понравилось новой жене ее отца и стало причиной, по которой Катрин была отправлена с глаз долой в возрасте девяти или десяти лет.62 Когда двенадцать монахинь оказались в безопасности, три из них вернулись домой к своим семьям, а стальные девять были доставлены к порогу Лютера. Он нашел мужей для восьми из них. Все, кроме Катрин, обрели семью. Она же стала помогать по хозяйству в соседском доме. Катрин было двадцать шесть лет, ее рыжие волосы окаймляли высокий лоб, ниже которого располагались длинный нос и мощный подбородок. Один биограф сказал, что она была "смышленой саксонкой с острым языком".63 Даже несмотря на то, что общество считало, будто она уже минула лучший возраст для вступления в брак, Катрин влюбилась в мужчину, который ответил ей взаимностью. Однако его родители воспротивились этому браку, поскольку девушка была беглой монахиней. Отношения закончились ничем, и ее сердце было разбито. Лютер же, к тому времени уже сильно подружившийся с Катрин, порекомендовал ей нескольких потенциальных женихов. По-прежнему испытывая боль, оставшуюся после недавнего разрыва отношений, она отказалась. Лютер возразил, что в достаточно зрелом возрасте Катрин не следует быть переборчивой. Она же снова ответила отказом, но предложила Лютеру две кандидатуры - мужчин, за одного из которых она все же согласилась бы выйти замуж. Одной из кандидатур в списке был сам Лютер!64 Лютер был ошеломлен подобным поворотом событий! Конечно же, нет! Лютер не мог жениться — или он просто так думал. Ведь в любой момент он мог быть повешен как еретик. Жениться в таком положении было просто смешно. С таким настроением Лютер отправился проведать своих родителей, однако поддержка брака отцом заставила его изменить свое решение. Счастливый от того, что сын оставил монастырь, тот хотел, чтобы Мартин женился и завел детей, которые продолжили бы их род. Теперь уже и Лютер видел выгоды от вступления в брак. Очнувшись, он мог порадовать своего отца и еще более разъярить Папу Римского. Помимо этого, Лютер мог бы иметь ребенка, который продолжил бы его род в случае мученической смерти Лютера. Для Лютера и Катрин в браке не было ничего романтичного. Он женился по обязанности; она выходила замуж, будучи подавленной после предыдущей неудачи. Но оба они восхищались друг другом и питали чувство глубокого уважения.65 "Я не могу сказать, что безумно влюблен, но испытываю к ней глубокую нежность", - говорил Лютер. 10 июня он написал: "Божьи дары нужно хватать как можно скорее". 13 июня 1525 года Лютер женился на Катрин.66 Косы на моей подушке Неожиданное бракосочетание Лютера повлекло за собой целую волну слухов. Один из наиболее распространенных утверждал, что Лютер уже жил с Катрин до брака, хотя в действительности он лишь ежедневно навещал ее. Для Лютера же подобное бракосочетание было единственно возможным. Позже он написал об этом следующее: "Если бы я не женился быстро и в тайне, а посвятил бы в это дело еще несколько человек, каждый бы из них сделал все возможное для того, чтобы воспрепятствовать моему решению, поскольку все мои друзья говорили: "Лучше не эту, а другую девушку". Друзья Лютера хотели, чтобы он женился на более достойной.67 Вступление в брак в возрасте сорока одного года стало для Лютера не самым легким опытом. Привыкший к несколько другой жизни, он писал: "В первый год брака много к чему приходится привыкать... Ты просыпаешься утром и обнаруживаешь на своей подушке волосы, которые там раньше не лежали".68 Катрин вступила в брак, не чувствуя никаких барьеров. Ее твердый характер и решительность быстро навели порядок в жизни Лютера. Например, она заменила старую, заплесневевшую солому в его матрасе на новую. Поглощенный постоянными заботами о проведении реформ, Лютер смертельно уставшим падал поздно вечером в кровать, не замечая запаха.
Катрин также привела в порядок финансы своего мужа. Банковский счет Лютера был постоянно пуст, поскольку Мартин был очень щедрым человеком. Он говорил, что Бог дал человеку пальцы для того, чтобы через них легко проскальзывали деньги. Катрин взяла кошелек мужа под свой контроль и скопила достаточно денег для покупки новой собственности.69 В браке проявился новый талант Катрин, о существовании которого она не знала, пребывая в монастыре. Она открыла в себе способности менеджера, хозяйки и администратора. Катрин преуспевала во всем, стремясь сделать свое с Мартином хозяйство экономически независимым. Лютеры жили в монастыре августинцев, который передало им правительство. Здание монастыря насчитывало сорок комнат, но часто случалось так, что каждая комната была заполнена людьми. Мартин и Катрин сами имели шесть детей, а кроме этого, у них было еще шесть племянников и племянниц; также Лютер взял к себе нескольких осиротевших детей. Родственники Катрин приходили помочь супругам, а ее тетя Магдалена стала для детей замечательной "нянечкой". Учителя и студенты также находили пристанище в доме Лютеров. Мартин и Катрин были прекрасными партнерами - он приглашал студентов, а она брала с них плату!70 Лютеру потребовалось некоторое время, чтобы приспособиться к жизни в окружении такого количества людей, но очень скоро он полюбил это. Однажды он написал следующее о своем сыне Хансе: "Когда я сижу и пишу, он поет мне песню, но если делает это слишком громко, я начинаю немного ворчать; он же продолжает петь все так же громко".71
Застольные беседы В доме, где постоянно кипела бурная деятельность, между Лютером и жившими с ним студентами установились наставнические отношения. Проводимое ими вместе время стало известно как "застольные беседы". Студенты собирались вокруг Лютера за обеденным столом, задавали ему вопросы и записывали полученные ответы в своих тетрадях. Катрин пыталась собирать со студентов деньги за записываемые ими откровения, но Лютер ей этого не позволил. Позже многие из этих студентов опубликовали информацию, полученную ими в то время.72 Во время бесед Лютер садился с одной стороны обеденного стола, а студенты, Катрин и дети - с другой. Катрин быстро уставала от сыпавшихся вопросов; также ей очень не нравилось то, что Лютер никак не мог приступить к трапезе, поскольку ему постоянно приходилось говорить. Однажды Катрин спросила со своего места: "Доктор, почему вы не прекратите говорить и не поедите?" Лютер ответил: "Прежде чем открыть свой рот, женщины должны повторить молитву "Отче наш"73. Хотя Катрин и была достаточно сложным человеком, Лютер отдавал жене должное в той области, где она была сильнее; в особенности же это касалось домашних дел. Он называл жену "своим ребром", "своей цепью" и "своей хозяйкой", отмечая то, как она справлялась с домашними обязанностями.74 Однако Катрин делала гораздо больше, чем просто вела хозяйство. Она сделала это хозяйство процветающим. Жена Лютера одновременно управляла сразу двумя хозяйствами - монастырем августинцев, а также еще одним домом, унаследованным ею в Цульсдорфе, который находился в двух днях пути от Виттенбурга. Катрин имела поля, сады, коров, свиней, голубей, гусей, собаку (которую Лютер любил настолько сильно, что надеялся увидеть на Небесах), пруд с рыбой и пивоваренное производство.75 Пусть вас не смущает тот факт, что Катрин владела пивоваренным производством. В те времена производить пиво было роскошью, пить же пиво означало питать свое тело. Тогда пиво для людей было тем же, чем для нас сегодня являются протеиновые напитки и пищевые добавки. Даже сегодня в Германии отношение ее жителей к алкоголю отличается от отношения к нему американцев. Для немцев важной является умеренность. Кроме того, пиво являлось для Лютера настоящей необходимостью, поскольку он часто болел. Катрин больше нравилась ее земля в Цульсдорфе, чем в Виттенбурге, но из-за своих частых болезней Лютер не любил, когда она уезжала. Однажды, когда Катрин хотела приобрести еще одну ферму, Лютер удерживал ее до тех пор, пока этого не сделал другой человек. "О, Кати, - говорил он, - у тебя есть любящий муж. Пусть кто-нибудь другой становится императрицей".76 Пытаясь угодить Лютеру, Катрин проводила рядом с ним много времени. В какой-то степени она стала его личным доктором. Лютер страдал от многих болезней: подагры, бессонницы, геморроя, запоров, камней в почках, головокружения и звона в ушах. Катрин стала очень искусной в приготовлении растительных лекарственных средств, в припарках и массаже. Сваренное же ею пиво, которое так расхваливал Лютер, было прекрасным лекарством от бессонницы и нескольких болезней. В письме, написанном Лютером своей жене, он благодарил ее за неустанную заботу обо всем и обо всех: "Праведной, беспокоящейся леди Катрин Лютер, доктору в Цульсдорфе и Виттенбурге, моей доброй и любимой жене. Мы искренне благодарим тебя за то, что ты не спишь ночами, думая о нас, ибо с того момента, как ты начала беспокоиться о нас, возле моей двери вспыхнул огонь, а вчера, несомненно, благодаря твоему беспокойству, огромный камень мог бы упасть на нас и раздавить, как мышей в мышеловке. Если ты перестанешь беспокоиться, я боюсь, что земля поглотит нас. Молись, и пускай Бог беспокоится. Отдай Ему свою ношу"77. Семейная жизнь начинала нравиться Лютеру все больше и больше, а его любовь к жене продолжала расти. Раньше Лютер учил, что брак является необходимостью для плоти. Но, узнав о нем не понаслышке, стал называть брак возможностью для духовного роста. "Первая любовь пьянит, - говорил Лютер о браке, - когда же это опьянение проходит, тогда наступает настоящая любовь между мужем и женой"78. Именно такая любовь царила в отношениях Мартина и Катрин Лютер. Любовь Лютера стала настолько сильной, что он назвал свое самое любимое Послание Павла "Моя Катрин фон Бора". Однажды он сказал о жене следующее: "Во всех домашних делах я полностью полагаюсь на Кати. Во всем же остальном я подчиняюсь Святому Духу"79. Лютер много говорил и писал о браке. Ниже приведены некоторые из его наиболее известных цитат: "Естественно, христианин должен любить свою жену. Он должен любить ближнего, а поскольку жена является самым близким из всех ближних, его любовь к ней должна быть наиболее глубокой. Также жена должна быть и его ближайшим другом". "Брак - это не шутка, над ним необходимо работать, о нем нужно молиться... Взять себе жену достаточно просто, но постоянно любить ее - гораздо сложнее... потому что одного лишь союза плоти недостаточно; должна существовать схожесть вкусов и характеров. А эта схожесть не приходит внезапно". "Мир и любовь в браке являются даром, который следует сразу после дара понимания Евангелия". "Некоторые браки появляются исключительно из похоти, но похоть испытывают также вши и блохи. Любовь начинается тогда, когда мы имеем желание служить другим людям". "Я не собираюсь убирать волнение из брака. Я могу даже увеличить его, и произойдет чудо, о котором знают лишь те, кто испытал его". "Нет ничего приятнее, чем гармония в браке, и ничего более огорчительного, чем разногласия... После разногласий наибольшую боль доставляет потеря ребенка. Я знаю, как это тяжело"80.
Любовь к детям и их утрата Лютерам была не понаслышке знакома боль, связанная с утратой детей. Всего у них было шесть детей, из которых двое умерли. Их смерть стала для Лютера, наверное, самым тяжелым моментом во всей его жизни. Он получал от общения с детьми такое огромное удовольствие, что потеря их буквально раздирала его душу на части. Иногда Лютеру казалось, что он так никогда и не оправится от этой боли. К своей роли отца Лютер относился с такими же трепетным волнением и юмором, как и к роли мужа. Однажды он сказал: "Вывешивая подгузники своих детей, отец веселит этим соседей. Пускай они смеются, Бог и ангелы также улыбаются на Небесах"8'. Свое отцовство Лютер считал одной из важнейших обязанностей, говоря, что нет большей силы, данной Богом, чем та, которую он дает родителям.
Крестьянское восстание В то время как Лютер страстно продвигал вперед свои реформы, они, в свою очередь, совершали переворот в его душе. Стоило ему лишь принести перемены в жизнь церкви, как переменам тут же подверглись состояние души и жизнь Лютера, в первую очередь, его отношения с женой, а потом и огромная любовь, которую он испытывал к своим детям. Эти чувства раскрывали перед Лютером приготовленное для него Богом изобилие, о котором он даже не догадывался. Поиск немецкими крестьянами подобного изобилия в конце концов привел к тому, что Лютер столкнулся с серьезными проблемами. Устремившись за Лютером, крестьяне стали использовать Реформацию в качестве возможности восстать против знати. Представители знати владели землей, контролировали места в правительстве и использовали крестьян. Не имея представления о том, что написано в Библии, крестьяне решили воспользоваться силой Реформации для выполнения своих требований. Они хотели сами выбирать себе священников, а также положить конец крепостному праву, в соответствии с которым крестьянин был привязан к земле и к своему хозяину. Кроме этого, крестьяне требовали достойную оплату труда на полях. Лютер симпатизировал крестьянам, но позже он дал немецким дворянам один совет, на основании которого его впоследствии обвинили в соучастии в насилии против крестьян. Лютер понимал причины, подтолкнувшие крестьян к восстанию, но просил их не прибегать к бунтам и насилию. Однако они не прислушались к его совету, а вместо этого сразу же перешли к активным действиям. Крестьяне сначала отказались платить какие бы то ни было налоги, а затем стали грабить замки и монастыри. Дворяне использовали все свои силы для того, чтобы сломить повстанцев, — в результате жизни лишились шесть тысяч крестьян. Лютер пытался успокоить и примирить враждующие стороны и "привести их к кресту", но поскольку крест не был их мотивацией, они в тот момент не желали менять свой фокус. Реакция Лютера на возникшую ситуацию выразилась в послании, адресованном знати. Лютер назвал свое послание "Против ограбления и избиения крестьянских полчищ ". В нем он просил дворян признать свою вину, обратиться к Богу за помощью и предложить крестьянам новые условия жизни. Только в случае неприятия крестьянами этих условий Лютер оправдывал их суровое наказание. Он писал: "Уничтожение, подавление и избиение [крестьян], тайное или открытое, без особой на то причины может быть еще более отвратительным, пагубным и ужасным, чем само восстание. Однако подобные действия могут быть оправданы как действия человека, стоящего перед необходимостью убить бешеного пса: если ты не нанесешь ему удар, он набросится на тебя и на всю твою землю"82. Дворяне выступили против повстанцев и подавили восстание. Лютеру показалось, что те неправильно поняли его мысли, и написал им второе послание, названное "Открытое письмо, касающееся преступлений против крестьян". Лютер хотел убедиться, что дворяне понимают, что их христианским долгом являлось не только подавление восстания, но также и проявление милосердия в отношении крестьян и стремление к обновлению взаимоотношений с ними после победы. Крестьяне обвинили Лютера в том, что знать так жестоко расправилась с. их восстанием; знать же, в свою очередь, обвинила Лютера и Реформацию в подстрекательстве к крестьянскому восстанию. Как и многие другие люди, обладающие апостольским призванием, Лютер привык к постоянным обвинениям в свой адрес. Вы можете сказать, что Лютер был толстокожим, но, как мне кажется, подобное качество придает реформатору силы противостоять оказываемому на него давлению. Внутри реформаторов происходили перемены, помогавшие им лучше соответствовать своему призванию и делу, которому они служили. Это позволяло им двигаться вперед, даже несмотря на полное непонимание окружающих людей, или же, как в случае с Лютером, их ненависть и обвинения - в вышеописанной ситуации - со стороны знати и крестьян, в других случаях - со стороны членов собственной семьи и иных протестантских реформаторов. Ненависть папского двора по отношению к Лютеру продолжала расти, а император Карл V невзлюбил его сразу же, как только увидел во время Конгресса в Вормсе, хотя на то не было особых причин. Императора просто раздражало то, что один человек может послужить источником такого количества проблем. Карл приложил все усилия для того, чтобы придать законную силу принятому во время Конгресса указу, однако лютеранство к тому времени обладало уже такой популярностью, что с успехом противостояло всем попыткам сокрушить себя. Лютеранских служителей согнали с кафедр, но они вышли на улицы, проповедуя перед толпами людей с перил местных таверн. Немецкие города, такие как Страсбург, Аугсбург, Ульм и Нюрнберг, превращались в оплоты лютеранства. Чтобы справиться с ересью, подрывающей единство католического мира, церковь созывала конгресс за конгрессом. Своей кульминации этот процесс достиг в 1530 году, когда был созван Конгресс в Аугсбурге. Лютеру не позволили принять участие в этом мероприятии, и ему пришлось снова отсиживаться в замке на протяжении трехмесячных заседаний Конгресса. В Аугсбурге же присутствовали князья всех немецких территорий. Эти люди представляли светскую власть в огромном государстве, находившемся под управлением императора. Каждый из них находился на одном уровне с Фридрихом Мудрым, правящим территорией, на которой проживал Лютер, и однажды, после Конгресса в Вормсе, спрятавшим Лютера в своем замке Вартбург. Во время Конгресса немецкие князья представили Аугсбургский символ веры, который был составлен на основании учений Лютера. Но император не принял предложенный документ, приказав князьям уничтожить лютеранство и вернуть свою страну в лоно католической церкви. Те отказались; один из князей преклонил перед императором колени и сказал, что пусть лучше он будет обезглавлен, но не заберет у людей Слово Божье. Смелость князей компенсировала отсутствие Лютера, а кредо движения, благодаря их твердости, осталось нерушимым. Император не высказал одобрения, которое так хотели услышать князья, но уже ничем не мог повлиять на лютеранство, которое стремительно распространилось по всей Германии.
Реорганизация церкви К счастью, император был слишком занят ведением войн, и Лютер уже больше не сталкивался с его противодействием. Реформатор не стоял на месте и в скором времени принялся реформировать церковь. Начал он с тщательного исследования богослужения. Лютеру потребовалось совсем немного времени, чтобы увидеть необходимость проведения мессы на немецком языке. Свои реформы Лютер старался проводить неспеша, понимая, что слишком быстрый переход с латыни на немецкий язык может отвернуть от Реформации тех людей, вера которых слишком слаба. Он видел, что люди имели лишь очень отдаленное понятие об основных принципах Царства Божьего, и в связи с этим написал с помощью двух ассистентов два катехизиса на немецком языке: один - для взрослых, а другой - для детей. Лютер считал детский катехизис своей самой важной работой после перевода Библии.83 Лютер стремился, чтобы все его последователи пришли к пониманию евангельской истины и получили представление о Царстве Божьем. Поэтому обязывал их изучать катехизисы. И дети и взрослые должны были выучить их наизусть. Неспособность выполнить задание влекла за собой лишение виновного еды и питья его работодателем либо, в случае с детьми, их родителями.84
Реформа музыки
Реформируя церковь, Лютер отвел музыке важнейшее место в процессе богослужения, заявив, что: "Вслед за Словом Божьим музыка заслуживает величайшей хвалы".85 Это был еще один из вопросов, в котором взгляды Лютера разошлись со взглядами других реформаторов того времени. Ульрих Цвингли, реформатор швейцарской церкви, несмотря на то, что был вышколенным музыкантом, полностью запретил игру на органе. Некоторые из его последователей пошли еще дальше и вдребезги разбили все органы, чтобы таким образом утвердить взгляды своего учителя. Другой реформатор, Жан Кальвин, разрешил пение, но только в унисон. Все гармонии были запрещены. Он считал, что, хотя музыка и являлась Божьим даром, ее следовало использовать только в миру, но не во время службы. Однако Лютер считал музыку адресованной Богу. Он сам являлся прекрасным музыкантом, имел прекрасный голос и хорошо играл на лютне, от которой ему пришлось отказаться, отправившись в молодости в монастырь. Лютер был одним из реформаторов, считавших, что музыка способствует продвижению Евангелия. Он верил, что Бог создал все существующее в этом мире для служения и поклонения Ему; задача же людей заключалась в том, чтобы открывать внутри себя творческие способности и позволять им наполнять каждую сферу своей жизни, используя их для Бога. Лютер говорил: "Я не согласен с тем, что все виды искусства должны быть отброшены в сторону и уничтожены во имя Евангелия, как заявляют некоторые фанатики. Наоборот, я с радостью хотел бы увидеть все виды искусства, в особенности музыку, в служении Тому, Кто сотворил их и дал человеку"86. Лютер настолько любил музыку, что каждую неделю уделял некоторое время репетициям. Прихожане должны были изучать новые песни, чтобы каждое воскресное утро богослужения проходили без заминок. Сегодня, как правило, группы прославления и поклонения собираются где-нибудь в середине недели и готовятся к воскресной службе. Однако Лютер желал видеть всех прихожан изучающими новые песни. Он действительно был лидером и руководителем - указывал путь и полагал, что верующие должны следовать по нему! Защищая свою позицию в отношении музыки, Лютер указывал на Моисея и Давида. Он рассказывал людям о том, как Моисей славил Господа, перейдя через Чермное море, а также о том, как много псалмов написал царь Давид. Лютер был настолько уверен в необходимости использования музыки в служении, что отказывался посвящать в духовный сан служителей, не понимавших духовной важности музыки. Человек, желавший стать священником, должен был являться также и умелым музыкантом, чувствующим возносимые в звуках хвалу и поклонение. Более того, Лютер считал, что учитель, не сведущий в музыке, не должен был допускаться к преподаванию. Лютер хотел, чтобы люди ощутили всю силу музыки. По этой причине он стремился заменить все латинские гимны немецкими, чтобы люди могли понимать услышанное и наставляться в Слове Божьем, воспевая Господа в песнях. Поэтому Лютер призвал поэтов и музыкантов писать немецкие духовные гимны. Он просил их не отдаляться от Библии и сохранить всю чистоту Божьего учения. Лютер не хотел, чтобы гимны представляли собой какую-нибудь неудобоваримую смесь или же были наполнены светскими мыслями. Он стремился убрать из мессы все привнесенное туда человеком и не боялся настаивать на этом! Реформатор называл канонический закон, этот папский кодекс, регулирующий жизнь всего католического мира, "мерзким варевом, состоящим из ингредиентов, собранных по канализациям и выгребным ямам".87 Скоро Лютер сам начал писать гимны. Сначала у него это получалось не совсем хорошо, но после многочисленных попыток он развил в себе этот дар. В течение года Лютер написал более двадцати гимнов. К 1526 году он собрал достаточно материалов для того, чтобы провести первую мессу на немецком языке.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.111 (0.017 с.) |