Богом Лютера был еврейский Бог. Это был тот Бог, которому когда-то служил моисей. Бог, который обитал в грозовых облаках и мчался вместе с ветрами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Богом Лютера был еврейский Бог. Это был тот Бог, которому когда-то служил моисей. Бог, который обитал в грозовых облаках и мчался вместе с ветрами



 

Лютер на смертном одре 228

Также Лютер изменил лицо религии. Он презирал гречес­кого бога. Богом Лютера был еврейский Бог. Это был Тот Бог, Которому когда-то служил Моисей. Бог, Который обитал в грозовых облаках, мчался на крыльях ветра и сотрясал зем­лю. Бог Лютера был могущественным, ужасающим, потряса­ющим и всепоглощающим. Этот Бог даровал ему смелость. Хотя однажды Лютер и дрожал в поле, страшась грома и мол­нии, боясь Бога, Которого он неправильно себе представлял, теперь он был полон благоговения, восхищения и любви." Преисполненный духовных сил и неугасающей преданности, Лютер внял Божьему призыву сотрясти до основания весь христианский мир.

Последние дни своей жизни Лютер встретил с той же си­лой, какую демонстрировал ранее в своей жизни.

На 23 января 1546 года Лютер запланировал путешествие, целью которого было помочь местным князьям решить вопросы, возникшие в отношениях с их подданными. Он был настолько слаб и болен, что вынужден был на протяжении всего пути останавливаться и отдыхать. К тому момен­ту, как Лютер достиг места назначения, его состояние ухуд­шилось - несмотря на то, что он прочитал четыре пропове­ди, дважды провел Вечерю Господню и рукоположил двух церковных служителей. Лютер так прокомментировал свое путешествие: "Если мне удастся посодействовать в восста­новлении гармонии между моими дорогими князьями и их подданными, я смогу спокойно вернуться домой и там отойти в мир иной".100

17 февраля болезнь Лютера настолько усилилась, что он оказался полностью прикован к кровати. К нему пришел док­тор, который даже выразил надежду на исцеление. Но Лютер ничего не хотел об этом слышать. На протяжении многих лет Лютер ощущал близость смерти, преимущественно из-за сво­их постоянных физических недугов. Однажды он в шутку на­писал Кати: "Я уже сыт этим миром по горло, а он сыт мною".101 Вечером 17 февраля Лютер непрестанно молился и разгова­ривал о вечности с собравшимися вокруг него людьми. Почув­ствовав, что ему стало тяжело дышать, Лютер произнес молит­ву: "Я молю Тебя, мой Господь Иисус Христос, возьми мою ду­шу. О Небесный Отец, хотя я и покидаю этот мир, но знаю на­верняка, что буду жить с Тобой в вечности".102

Между двумя и тремя часами ночи 18 февраля 1546 года Лю­тер закрыл свои глаза и покинул землю, чтобы быть вместе с Господом. Его тело было положено в свинцовый фоб и похо­ронено в Виттенбурге с большими почестями. Тело Лютера до сих пор покоится в ногах кафедры Замковой церкви, там, где он прибил к дверям свои "Девяносто пять тезисов".

Замковая церковь стала Вестминстерским аббатством лю­теранской церкви. В 1760 году во время Семилетней войны де­ревянные двери церкви сгорели. В 1812 году на их место были поставлены бронзовые двери, внутрь которых были положены тезисы Лютера.103

 

"Растущая церковь"

Сегодня мы воздаем хвалу Мартину Лютеру как одному из ве­личайших реформаторов. Несмотря на это, огромная духовная сила Лютера, проявившаяся во всех его ярких деяниях и проти­востояниях, является лишь плодом простоты Божьего Слова. Раскрывшееся перед Лютером откровение раздуло его служение в яркое пламя Реформации, сжигавшее лицемерие, царившее внутри церкви, и приносившее ему на смену дух истины.

Через Слово к Лютеру пришло осознание того, что он полу­чает прощение через Иисуса Христа и становится Божьим дру­гом. Лютер полностью сконцентрировался на прощении и, ос­новываясь на нем, продолжил наращивать арсенал своего от­кровения. Этим оружием он пронзил темные небеса, которые в конце концов открылись для нас с вами. Благодаря сделан­ному Лютером, мы в течение одного богослужения можем уз­нать столько, сколько человек в средневековье мог узнать лишь за семьдесят пять лет.

Лютер верил, что силы, содержащей в Слове, достаточно для того, чтобы поддерживать жизнь и здоровье церкви, кото­рая способна, отбрасывая в сторону обман и лицемерные уче­ния, ставить на первое место истину. Его видение церкви не исчезло вместе с наступившей смертью.

Я заканчиваю эту главу видением церкви Лютера. Он знал, что темные небеса уже начали раскрываться, и этот процесс стал необратимым, потому что люди начали искать Божью истину. Пускай же его слова ободрят вас, потому что сегодня именно вы являетесь одним из плодов деятельности Лютера на этой земле. Он говорил: "Я вижу картину не жалкой церкви, но церкви, про­цветающей благодаря чистому и непорочному учению, церкви, число замечательных служителей которой растет день ото дня".104

Укрепляйтесь же в духе. Познавайте Слово и позвольте ис­тине прочно укорениться в вашем сердце, чтобы вы могли принести обильные плоды в своей стране, раскрыть Небеса и совершить реформацию в двадцать первом веке!

 

"Девяносто пять тезисов" Мартина Лютера

Из любви к истине и из стремления вывести ее на свет в Виттенбурге будут обсуждаться нижеследующие положения под руководством досточтимого отца Мартина Лютера, магис­тра свободных искусств и святой теологии, а также ординарно­го профессора теологии. Он просит, чтобы те, кто не сможет присутствовать и непосредственно участвовать в обсуждении вопросов, сделали это в письменной форме.

1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь...", заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

2. Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние - ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.

4. Поэтому покаяние остается до тех пор, пока остается ненависть человека к греху (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами - вплоть до вхождения в Царствие Небесное.

5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Папа не имеет власти отпускать грехи, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.

7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику.

8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и в соответствии с ними не должны налагаться на умерших.

9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в Папе, в декретах коего всегда исключен пункт о смерти и крайних обстоятельствах.

10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в чистилище оставляют на умерших церковные наказания.

11. Плевелы этого учения - об изменении наказания церковного в наказание чистилищем - определенно посеяны тогда, когда спали епископы.

12. Прежде церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.

13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.

14. Несовершенное сознание или благодать умершего неизбежно несут с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.

15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в чистилище, ведь они - ближайшие к ужасу отчаяния.

16. Представляется, что ад, чистилище и Небеса - различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.

17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в чистилище, так прирастает благодать.

18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или приращения благодати.

19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверенны и спокойны о своем блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.

20. Итак, Папа, давая "полное прощение всех наказаний", не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенное.

21. Поэтому ошибаются те проповедники, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало согласно церковному праву искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.

24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

25. Какую власть Папа имеет над чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своем диоцезе или приходе в частности.

26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством дает душам [в чистилище] прощение.

27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из чистилища.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество - единственно в Божьем произволении.

29. Кто знает, все ли души, пребывающие в чистилище, желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со святыми Северином и Пасхалием?

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше - в получении полного прощения.

31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами - в высшей степени редок.

32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции - это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.

35. Не по-христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.

36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.

37. Всякий истинный христианин, и живой и мертвый, принимает участие во всех благах Христа и церкви, дарованных ему Богом, даже без отпустительных грамот.

38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.

39. Непосильным трудом стало даже для наиболее ученых богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций, и истинность раскаяния.

40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или, по крайней мере, дает повод к этому.

41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.

42. Должно учить христиан: Папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.

44. Ибо благодеяниями преумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.

45. Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя.

46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

47. Должно учить христиан: покупка индульгенций - дело добровольное, а не принудительное.

48. Должно учить христиан: Папе как более нужна, так и более желанна - при продаже отпущений - благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.

49. Должно учить христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.

50. Должно учить христиан: если бы Папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь до тла собор Святого Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.

51. Должно учить христиан: Папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле, хочет - даже если необходимо продать собор Святого Петра — отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.

52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам Папа отдаст за них в заклад собственную душу.

53. Враги Христа и Папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы Слово Божие совершенно умолкло в других церквах.

54. Вред наносится Слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.

55. Мнение Папы, безусловно, состоит в том, что если индульгенции - ничтожнейшее благо - славят с одним колоколом, одной процессией и молебствованием, то Евангелие - высшее благо - надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молитв.

56. Сокровищницы церкви, откуда Папа раздает индульгенции, - и не названы достаточно, и неизвестны христианам.

57. Несомненно, что ценность их - и это очевидно - непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.

58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно - без содействия Папы - даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и ад внешнему человеку.

59. "Сокровища церкви, - сказал святой Лаврентий, - это бедняки церкви", но он употребил это слово по обыкновению своего времени.

60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи церкви, дарованные служением Христа, - вот то сокровище.

61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения в определенных ему случаях достаточно власти Папы.

62. Истинное сокровище церкви - это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.

63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.

64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.

65. Итак, сокровища Евангелия - это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

66. Сокровища же индульгенций - это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют "высшую благодать", истинно таковы, поскольку приносят прибыль.

68. В действительности же они в наименьшей степени могут бьггь сравнимы с Божьей благодатью и милосердием Христа.

69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением.

70. Но еще более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.

71. Кто говорит против истины папских отпущений - да будет тот предан анафеме и проклят.

72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен.

73. Как по справедливости Папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.

74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.

75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он — предполагая невозможное - обесчестит Матерь Божию, - значит лишиться разума.

76. Мы говорим против того, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.

77. Утверждать, что святой Петр, если бы был Папой, не мог бы даровать больше благодеяний - есть хула на святого Петра и Папу.

78. Мы говорим против этого, что тот и вообще всякий Папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее - как сказано в Первом послании к коринфянам, 12-я глава.

79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равносилен кресту Христову, - значит богохульствовать.

80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.

81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к Папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.

82. Например, почему Папа не освободит чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ - то есть по причине наиглавнейшей, - если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма - то есть по причине наиничтожнейшей?

83. Или: почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться, и почему Папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных из чистилища?

84. Или: в чем состоит эта новая благодать Бога и Папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?

85. Или: почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мертвые, до сих пор еще оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они еще в силе и живы?

86. Или: почему Папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный собор Святого Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?

87. Или: что Папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?

88. Или: что могло добавить церкви больше блага, если бы Папа то, что делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением?

89. Если Папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?

90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании - значит выставлять церковь и Папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.

91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли Папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того - просто не существуют.

92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: "Мир, мир!" - а мира нет.

93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: "Крест, крест!" — а креста нет.

94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим Главой Христом через наказания, смерть и ад.

95. И более уповали многими скорбями войти на Небо, нежели безмятежным спокойствием.

 

Примечания


1. "Martin Luther, The Later Years and Legacy", Christian History Magazine, 12, no. 3, issue 39, (Carol Stream, 111.: Christianity Today, Inc.): 10.

2. Roland H. Bainton, Here I Stand - A Life of Martin Luther (Nashville, Tenn.: Abingdon Press, 1978), 18.

3. Ibid., 19.

4. Ibid., 25.

5. Ibid., 21.

6. Ibid.

7. Ibid., 27.

8. Ibid., 24.

9. Ibid., 25.

10. J.H. Merle D'Aubigne, The Life and the Times of Martin Luther (Chicago, 111.: Moody Press): 31.

11. Heinrich Boehmer, Martin Luther: Road to Reformation (London, England: Meridian Books, Muhlenberg Press, 1957): 43.

12. Bainton, 35.

13. Ibid., 37.

14. Ibid., 36,38.

15. Ibid., 41.

16. Ibid., 41-42.

17. Ibid., 44.

18. "Martin Luther, The Early Years", Christian History Magazine, 11, no. 2, issue 34, (Carol Stream, 111.: Christianity Today, Inc.): 15.

19. Ibid.

20. Ibid.

21. Bainton, 50.

22. Ibid., 51.

23. Ibid., 59.

24. Ibid., 58, 60.

25. Ibid., 63.

26. "The Early Years", 49.

27. Mike Fearon, Martin Luther (Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1986): 128.

28. Bainton, 67.

29. Boehmer, 236.

30. Ibid., 235-240.

31. Bainton, 80.

32. "The Early Years", 14.

33. Boehmer, 361-362.

34. Ibid., 362-363.

35. "The Early Years", 14.

36. Boehmer, 369.

37. Ibid., 373.

38. Ibid., 370.

39. "The Early Years", 14.

40. Boehmer, 371.

41. Ibid., 196, 378-379.

42. Ibid., 372.

43. Ibid., 299.

44. Ibid., 299-300.

45. Ibid., 332-333.

46. Ibid., 321.

47. "The Early Years", 24.

48. Ibid., 23-25.

49. Ibid., 25.

50. Boehmer, 307.

51. Ibid., 308.

52. Ibid., 323-325.

53. Ibid., 324.

54. "The Early Years", 16.

55. Ibid.

56. Ibid.

57. Ibid.

58. German Luther Society, 18.

59. Bainton, 165-166. 

60. William J. Peterson, Martin Luther Had a Wife (Chepstow, Gwent: England, Bridge Publishing, 1984): 20.

61. Ibid., 20-21. 20. 14. 22.

22-24. 24.

14.

26.

26, 29. 31.

30.

30-31.

31.

31-32.

32.

33.

34.

14, 35. 34-35. 34, 36.

82. "The Later Years", 11.

83. Henry Eyster Jacobs, Martin Luther — Heroes of the Reformation (Stationers Hall: London, England, G.P Putnam's Sons, 1899): 274.

84. Ibid.

85. "The Later Years", 16.

86. Ibid.

87. Ibid., 17.

88. Ibid., 19.

89. "The Early Years", 36.

62. Ibid.

63. Ibid.

64. Ibid.

65. Ibid.

66. Ibid.

67. Ibid.

68. Ibid.

69. Ibid.

70. Ibid.

71. Ibid.

72. Ibid.

73. Ibid.

74. Ibid.

75. Ibid.

76. Ibid.

77. Ibid.

78. Ibid.

79. Ibid.

80. Ibid.

81. Ibid.

90. Bainton, 297. 

91. "The Later Years", 35.

92. Ibid., 39.

93. Ibid.

94. Ibid., 36.

95. Bainton, 298.

96. "The Later Years", 35.

97. Ibid., 37.

98. Ibid., 28.

99. Ibid., 302.

100. Back to the Bible Publisher, Martin Luther, The Reformer (Lincoln, Nebr.: Moody Press): 125.

101. "The Later Years", 35.

102. Martin Luther, The Reformer, 125.

103. Jacobs, 408-409.

104. Bainton, 286.


 

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Жан Кальвин

1509 - 1564

Наставляющий апостол

"Когда я начинаю чувствовать, что моих собственных сил недостаточно, то приношу свое сердце в жертву Господу... Я отдаю свою душу в полное и безропотное подчинение Богу".1

Эти слова были сказаны Жаном Кальвином в поздние годы его жизни и служения, и они наилучшим обра­зом демонстрируют взрывную, но чрезвычайно пре­данную своему делу личность великого реформатора. Эти слова говорят нам об огромном мужестве человека, стоявше­го перед лицом тяжелейших испытаний.

Апостол-реформатор

Хотя Жан Кальвин и совершал ошибки, а некоторые из его теологических взглядов до сих пор продолжают вызывать со­мнения, ему был присущ дух истинного реформатора. Кальви­на называют одним из величайших протестантов, живших ког­да-либо на земле. Некоторые считают, что он превзошел даже самого Лютера. Кальвин, движимый Божьей рукой, использо­вал раскрытые немецким реформатором истины, чтобы доно­сить до людей новые откровения Слова Божьего.

Хотя каждый из "генералов", о которых говорится в этой книге, и занимал свое, определенное ему Богом место, ни­кто из них не сыграл такой важной и монументальной роли в реформировании церкви, как Кальвин. Он не был ни по­трясающим проповедником, ни горячим евангелистом. И хотя некоторые люди говорят, что, родившись в наше время, Кальвин стал бы знаменитым пророком, но я с этим не со­гласен.

Он являлся призванным свыше учителем, мыслителем и писателем, раскрывавшим истины, спрятанные под плот­ным покровом невежества, суеверий, преследований и рели­гии. Кальвин учил нас тому, как твердо стоять в Слове, обна­руживать сокровища, скрытые внутри нас самих, а также за­щищать Божьи истины в любое время и в любых ситуациях. Он нес зажженный Богом факел, пламя которого нам снова необходимо разжечь внутри самих себя, нести окружающему нас миру.

 

Узник истины

Тысячи людей писали о жизни Кальвина. Являясь чрезвы­чайно противоречивой фигурой, Кальвин был и горячо лю­бим, и люто ненавидим знавшими его людьми, а позже и теми, кто занимался исследованием его жизни. Второе по-прежнему распространено и даже преобладает среди людей, не понима­ющих апостольского предназначения Жана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.124 с.)