Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печать, которую невозможно стереть

Поиск

Вскоре после публикации книги с его предисловием Жан вынужден был отправиться в Нойон, поскольку ему сообщи­ли, что отец находится при смерти. Когда Жерар скончался, Кальвин был рядом. Как ни странно, но о смерти отца он все­гда говорил с каким-то безразличием. Возможно, Кальвин за­таил на отца обиду из-за того, что тот приказал ему сменить профессию.

Похоронив отца и передав управление имением в руки сво­его брата Шарля, Жан Кальвин, взяв каникулы в коллеже, ос­таток лета и осень провел в Париже, где посещал лекции по греческому языку и ивриту. Сейчас он мог уже самостоятельно выбирать свою будущую профессию. Несмотря на то, что Кальвин не собирался становиться юристом, он решил закон­чить свое образование. В Париже оставаться было опасно, по­скольку там свирепствовала чума, но Кальвин был не из тех, кто оставляет незавершенными свои дела. Он неохотно вернул­ся в Орлеан, где в 1532 году получил степень доктора юриспру­денции.

 

Яркое впечатление от лютеранства

Переполняемый знаниями, Кальвин горел нетерпением воспользоваться преимуществами печатного станка и издать свою собственную книгу. Эпидемия чумы в Париже к этому времени пошла на спад, и, страстно желая увидеть своих дру­зей, Кальвин вернулся в столичную суету в конце 1532 года. На этот раз он практически не обращал внимания на лекции, чи­тавшиеся в университете, но вместо этого полностью посвятил себя написанию своей первой книги.

Неравнодушный к политике, Кальвин с головой погрузил­ся в труды античного философа Сенеки. Кальвин взял мысли этого человека и вложил их в свою книгу, наполненную акаде­мическими рассуждениями. В ней он пытался объяснить, по­чему римский император Нерон именно так правил державой. Книга получила название "Комментарии на труд Сенеки "Оми­лосердии". В ней Кальвин соглашался с тем, что короли получа­ют свою власть от Бога, но осуждал гордость, грех и иные при­чины, влекущие за собой их бесчеловечные действия.

Кальвин самостоятельно издал свою книгу, но эта попытка оказалась чрезвычайно неудачной. Несмотря на потраченные время и деньги, написание книги имело два хороших послед­ствия. Во-первых, спустя время, когда Кальвин руководил Ре­формацией, он заложил в фундамент своей политической док­трины некоторые мысли, содержавшиеся именно в первой книге. Во-вторых, в следующий раз, чтобы написать книгу, Кальвину пришлось уединиться. И он это сделал в доме ярого лютеранина. В результате Жан Кальвин оказался под прямым и продолжительным влиянием протестантских идей.

Почему Кальвин решил остановиться именно у этого че­ловека? Возможно, он думал, что никто из друзей-католиков не сможет его там побеспокоить своими вопросами или же попытками повлиять на процесс написания книги. Также Кальвин мог чувствовать себя комфортно рядом с тем чело­веком и считать, что именно в том доме он сможет выразить свои мысли лучше всего. Или же... его просто привел туда Святой Дух.

В то время как Кальвин усердно трудился над своими свет­скими сочинениями, хозяин дома сидел в соседней комнате и жадно поглощал книги и труды Лютера, делясь со своим гос­тем интересными мыслями. Мысли Кальвина периодически прерывались протестантами, французами и иностранцами, приходившими к хозяину дома в поисках убежища. Вполне возможно, будущий реформатор был внимательным слушате­лем в те моменты, когда беженцы, сидя за столом, обсуждали свои твердые убеждения и говорили о полной опасностями своей жизни. Нередко Кальвин оставался в доме один, по­скольку его хозяин часто уходил посещать бедных и больных, раздавать еду, лютеранские трактаты и напечатанные отрывки из Библии. Этот добрый, бесстрашный человек позже был со­жжен на костре за свои протестантские убеждения и жизнь в соответствии с ними.

Вне всякого сомнения, обладающий искренним и горячим сердцем, Кальвин так же не мог остаться в стороне от тех доб­роты, любви и истинного христианского служения, наполняв­ших жизнь того человека и его отношения с другими людьми. Кальвин видел, с какой готовностью тот человек пошел на смерть ради своих убеждений. Все, что происходило в доме лютеранина, оказало на будущего реформатора неизгладимое впечатление.

 

Внутренний разговор

Некоторые периоды в жизни Кальвина до сих пор окутаны туманом, поскольку сам он никогда детально не рассказывал о них. Где-то в промежутке между 1529 и 1533 годами Кальвин поверил в проповедовавшееся протестантами спасение по ве­ре, но, несмотря на это, остался католиком. Ничего не извест­но о точной дате его обращения. Некоторые источники ут­верждают, что Кальвин проповедовал в 1529 году, используя в качестве кафедры камни, а также в деревнях и "в амбаре возле реки".7 Неясно, о чем именно проповедовал Кальвин, но изве­стно, что один из его слушателей отметил следующее: "Во вся­ком случае, он говорит нам что-то новое".8 Не исключено," что Кальвин тогда еще оставался католиком и скорее всего пропо­ведовал католическое учение, хотя в те времена практики про­поведей на открытом воздухе еще не существовало. Возможно и то, что он проповедовал собственную философию. Однако мы не должны отбрасывать и мысль о том, Кальвин обратился в евангельскую веру несколько раньше, чем открыто заявил об этом. Кальвин начал симпатизировать ей еще во время своего пребывания в доме протестантского торговца одеждой, где он трудился над своей книгой.

В одной из опубликованных своих работ, получившей на­звание "Комментарии к Псалмам" (1557), Кальвин писал:

"Бог вел меня с самых низов и вознес на наиболее почет­ную должность, должность глашатая и служителя Еванге­лия... Сперва было неожиданное обращение. Он сделал мой слишком упрямый разум способным к обучению - ибо я чрезвычайно предан папским суевериям, и ничто более не могло вытянуть меня из этой глубочайшей тря­сины. Этот же обретенный мною чистый вкус истинного благочестия настолько воспламенил меня желанием рас­ти, что остальные занятия я отодвинул несколько в сто­рону, хотя и не оставил полностью. Не прошло и года, как каждый, ищущий чистейшее учение, стал приходить ко мне, бывшему лишь новичком в этом деле".9

Подобно Лютеру, Кальвин никогда не называл точную дату своего обращения. Эти реформаторы были заинтересованы в общем распространении Реформации гораздо больше, нежели в каких-либо деталях собственной жизни.

Ранние реформаторы были самоотверженными людьми. Они целиком посвящали свою жизнь тому, во что верили. Они знали, что им грозят гонения, но никогда не бежали от них. Ре­форматоры были абсолютно бесстрашными в провозглашении своих убеждений. Они жили в соответствии с тем, во что вери­ли, и проводили очень четкую черту между добром и злом (ис­ходя из того, что они вкладывали в эти понятия).

Некоторые считают, что обращение Кальвина произошло в 1533 году, и основывают свои предположения на событиях, произошедших в его жизни позже в том же году. Линчевание и сжигание еретиков происходило повсюду вокруг Кальвина, но ни разу его не касалось, возможно, потому что он оставался со­юзником - хотя и не самым верным - католической церкви. Благодаря этому союзничеству Кальвина не считали протес­тантом. Однако его спокойная жизнь резко изменилась после речи, произнесенной Николаем Копом.

 

Сокрушающая речь

Стоял 1533 год. Вернувшись в Париж, Кальвин обнаружил, что в городе царит напряженная атмосфера. Европа боролась с новой христианской верой, пробужденной работами Мартина Лютера.

Кальвин вернулся в Париж во многом потому, что его очень близкий друг, Николай Коп, был только что назначен главой Парижского университета. Кальвин во что бы то ни стало стре­мился успеть к тому моменту, когда Коп будет читать свое инаугурационное обращение к академическому сообществу. Кальвина посадили среди других друзей Копа и также отметили его акаде­мические достижения.

Первого ноября вся аудитория была заполнена представи­телями католического духовенства и лучшими студентами. Все пребывали в возбуждении, когда Коп поднялся по лестнице и занял место за кафедрой.

Своей целью инаугурационное обращение имело обозреть цели и насущные вопросы университета; каждый же преподава­тель и студент должен был использовать сказанное в планирова­нии своего видения образования на грядущий учебный год.

Коп начал свое выступление с провозглашения его темы: "Христианская философия". Услышав название темы, Кальвин, вероятно, вспомнил долгие ночи, проведенные вместе с Копом в обсуждении своего видения христианской веры. Возможно, он даже задержал дыхание, размышляя, будет ли использовать его друг эту платформу для выражения своих взглядов.

Кальвину не пришлось долго ждать. Коп выступал так, как будто вся аудитория была заполнена реформаторами.

Свое выступление Коп начал с представления христиан­ской философии. Многие его мысли происходили из трудов, написанных на греческом языке, который католическая цер­ковь считала еретическим. Некоторые из своих взглядов Коп взял напрямую из книг Мартина Лютера. Свое почтение к Лютеру он выразил следующими словами: "Закон управляет с помощью принуждения, давления и угроз, он не сулит ничего хорошего. Евангелие же управляет без угроз, без принуждения и учит о полнейшей благосклонности Бога к нам".10

Как если бы подобное заявление не было уже достаточ­ным вызовом, брошенным католической церкви, Коп про­должил: "Верный сын служит своему отцу при жизни, а по­сле его смерти получает наследство. В таком случае наслед­ство может рассматриваться как награда за сыновнюю пре­данность, но ни в коем случае не как долг. Точно так же это относится и к нам, когда мы верой и правдой служим Богу, подчиняясь закону, как Его дети. Божьи благословения не являются наградой за нашу службу. Наоборот, они являются результатом нашего спасения, полученного по Его милости"."

Но Коп на этом не остановился и воздал хвалу всем, кто преследовался за свидетельство Божьей истины, призвав к прекращению теологических споров, которые "нагнетаются с помощью страха теми, кто может убить тело, но не может по­вредить душе".12 (Позже эти самые слова будут обращены уже против Кальвина, когда он будет обвинен в казни человека.)

Своим обращением Коп стремился открыть глаза студен­там и преподавателям, чтобы те приняли протестантские идеи как новое учение, уже стучащееся в двери университе­та. Однако те так не считали. Наоборот, они посчитали Копа тайным лютеранином, своими взглядами представляющим угрозу для окружающих. Его речь эти люди интерпретирова­ли как атаку на тех, кто подвергал протестантов преследова­ниям. Не приходится и говорить о том, что вскоре после сво­его выступления Николай Коп сбежал из Парижа.

Поскольку Кальвин являлся близким другом Копа, его имя стали ассоциировать с протестантами. Действительно, даже спустя продолжительное время после смерти Кальвина многие люди продолжали считать, что именно он написал вышеупомянутую речь! Среди личных бумаг Кальвина была обнаружена точная копия выступления Копа, написанная его собственной рукой.13 Если это на самом деле так, Каль­вин, несомненно, принял протестантские представления о спасении несколькими годами ранее, чем это принято счи­тать, хотя тогда он все еще продолжал оставаться католиком. Также считается, что в течение многих лет, проведенных Кальвином в уединении, он написал большое количество проповедей для других людей, а также речей, подобных той, с которой выступил Коп.

Вскоре после того как Коп покинул Париж, Кальвин пошел вслед за ним.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.124 (0.01 с.)