Джон Нокс был воинственным и очень целеустремленным шотландским патриотом, которого сравнивали с ветхозаветными пророками и Иоанном Крестителем 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джон Нокс был воинственным и очень целеустремленным шотландским патриотом, которого сравнивали с ветхозаветными пророками и Иоанном Крестителем



Варварская Шотландия

Нокс родился в 1514 году в городе Хаддингтон, располо­женном к югу недалеко от Эдинбурга.3 Население Хаддинг­тона состояло преимущественно из торговцев и ремесленни­ков. Их страна считалась отсталой Европой - варварской, дикой и грубой.

О ранних годах жизни Нокса сохранилось очень мало сведе­ний. Имя его матери неизвестно, фамилия же ее была Синклэйр. Отец Джона, Уильям, был уважаемым торговцем и ремесленни­ком. Семья Уильяма владела землей в нескольких районах Шот­ландии. Сам же он вместе со своим отцом (дедом Нокса) и дедом (прадедом Нокса) занимал почетную должность среди графов Ботуэлла, наиболее влиятельной семьи в их регионе.4 Будет не­справедливым считать, что молодой Нокс жил в роскоши и вос­питывался в семье представителей знати, но связь его семьи с кланом Ботуэлла давала ему определенные привилегии - одной из которых было образование.

Родители Нокса не были богатыми, но, тем не менее, они смогли отдать своего сына в грамматическую школу Хад­дингтона, где молодой Нокс изучил основы латыни. После окончания грамматической школы Нокс стал домашним учителем для детей одного местного дворянина. Когда эти дети в 1529 году были отправлены в университет Сент-Эндрюса, Нокс получил возможность посещать занятия вместе с ни­ми, изучая философию.5

Дом Джона Нокса

 

Бомба, которая вот-вот должна взорваться

В университете Нокс учился под руководством известного шотландского богослова Джона Мэйджора6, того самого, у ко­торого в Париже в свое время изучал теологию и Жан Кальвин. В отличие от Кальвина, теология Мэйджора не произвела на Нокса чрезвычайного впечатления. Богослов критиковал Лю­тера и осуждал действия католической церкви, основываясь в этом на своих рациональных, схоластических взглядах. Нокс отклонил рациональный способ толкования Библии, который предлагал Джон Мэйджор. Он считал, что Писание следует по­нимать буквально, а не анализи­ровать его содержание и уходить от него в сторону. Неудовлетво­ренный, Нокс решил вернуться к библейским первоисточникам и изучить раннюю церковь.

В какой-то степени Нокс от­правился на поиски истины в ре­зультате одного события, произо­шедшего годом ранее, в 1528 году. В Шотландии был сожжен первый мученик за веру, человек по имени Патрик Хэмильтон. Нокс слышал рассказы о том, как Хэмильтон проповедовал истинное Евангелие и, будучи пойманным свои­ми врагами-католиками, был обвинен в ереси. В день своей каз­ни мученик открыто осудил и призвал отчитаться перед Госпо­дом монаха, который обвинял его. Спустя лишь несколько дней после смерти Хэмильтона этот монах неожиданно сошел с ума и умер.7 Когда же у некоторых католиков-мирян стали появлять­ся сомнения относительно того, действительно ли Хэмильтон был еретиком, полученные ответы не удовлетворили. Нокс, слыша эти волнующие дискуссии, приступил к самостоятельно­му поиску истины.

В своих поисках Нокс изучал труды отцов церкви, предше­ствовавших ему, в основном Иеронима и Августина. Иероним помог ему понять, что только Библия, а не человеческие сло­ва, содержит в себе истину. Августин же открыл Ноксу то, что человек может быть очень уважаем благодаря своему имени или занимаемой должности, однако при этом его духовность и личностные качества могут быть настолько слабы, что другие люди даже и не заметят его. По этой причине уменьшается влияние, оказываемое этим человеком на окружающий мир.

Для Нокса очень понятными стали следующие две истины. Во-первых, написанное в Библии является неоспоримой исти­ной. Все остальное представляло собой не более чем учение человека. Во-вторых, известность человека не значила ровным счетом ничего, если его личностные качества не способствова­ли укреплению и росту его служения. Эти принципы стали фундаментом жизни и служения Нокса.

Придя к осознанию этих вещей, Нокс все еще оставался ка­толиком. В 1536 году он был даже посвящен в духовный сан, однако не получил приход, поскольку в те времена Шотландия была буквально переполнена священниками. Несмотря на то, что Нокс не ощущал призвания служить в католической церк­ви, в 1540 году он получил должность папского представителя и начал наставлять молодых студентов. На протяжении этого

времени внутри у Нокса накапливались и росли откровения, полученные во время изучения Библии. Как заметил один ав­тор: "Он нес в себе реформацию, которая уже вот-вот должна была наступить".8

Обращение Нокса

В шестнадцатом веке католическая церковь владела боль­шей частью шотландских земель, а доход католического духо­венства был почти в восемнадцать раз больше, чем доход шот­ландской королевской семьи.9 Чтобы стать в Шотландии свя­щенником или архиепископом, не нужно было отвечать ка- ким-либо духовным критериям; их выбирали в соответствии с политическим статусом. Как следствие, их личностные качест­ва и способность толковать Писание были совершенно нечес­тивы. Шотландские священники того времени были грубыми, похотливыми, лживыми, коварными и жестокими. Большин­ство из них имели любовниц и постоянно попадались на пре­любодеянии.

Движение Реформации в Шотландии существовало на протяжении нескольких лет, прежде чем к нему присоеди­нился Нокс.

 

Нокс обнаружил две истины. Во-первых, все, написанное в Библии, является неоспоримой истиной. Во-вторых, известность человека не значила ровным счетом ничего, если его личностные качества не содействовали укреплению и росту служения

 

У короля Шотландии, Джеймса V, и его жены, Мэри Гиз, была маленькая дочка - Мэри - будущая королева Шотлан­дии. Спустя всего лишь неделю после ее рождения король умер. Будучи еще младенцем, Мэри была провозглашена коро­левой Шотландии.

Естественно, Мэри была еще не в состоянии управлять страной, поэтому временно исполнять ее обязанности было поручено регенту. Этот регент проводил политику поддерж­ки протестантов. Он поощрял чтение шотландцами Библии и приглашал известных реформаторов для чтения пропове­дей. Должности придворных священников получили Томас Джульяме и Джон Раф, оба обращенные из католических мо­нахов. Они проделали путь через всю Шотландию, макси­мально используя возможность открыто проповедовать Евангелие. Когда Джульяме в 1543 году прибыл в централь­ную Шотландию, Нокс, будучи папским представителем, обучал молодых студентов.

Всегда заинтересованный в том, чтобы выслушивать аль­тернативные точки зрения, Нокс отправился узнать, что будет говорить Джульяме. Простота, с которой талантливый пропо­ведник говорил библейские истины, в сочетании с накоплен­ными Ноксом знаниями перенесли его в другой мир. Услы­шанное произвело на Нокса неизгладимое впечатление. Бог прекрасно подготовил его к этому моменту; знания Нокса по­встречались с Духом. Вскоре он разорвал все свои связи с ка­толической церковью и стал убежденным протестантом. Та­ким образом, Нокс перешел Рубикон.

Протестант с мечом

В середине 1540-х годов регент-протестант умер. Его место заняла Мэри Гиз, правившая вместо своей дочери. Она была ярой католичкой. Мэри ввела новые законы, отменяя существу­ющие протестантские правила, что поставило под угрозу жизнь каждого шотландца, выступавшего против католицизма.

В то же время прекрасный протестантский проповедник Джордж Уишарт также оставил свой след в истории. Не обра­щая внимания на угрозы католиков, он продолжал путешест­вовать по Шотландии и проповедовать идеи Реформации каж­дому человеку, желавшему его слушать. Ноксу уже доводилось слышать трогательные рассказы о выступлении Уишарта, по­этому он решил сам послушать известного проповедника. В его словах Нокс увидел всю простоту проповедуемой истины и был очень впечатлен личностью Уишарта. Вскоре Нокс присо­единился к команде Уишарта, но не в качестве проповедника. Он стал телохранителем евангелиста и в соответствии со своей новой должностью получил большой обоюдоострый меч, ко­торый всегда носил с собой.

Я представляю себе Нокса, стоящего рядом с Уишартом, со сверкающим на поясе мечом, руками, скрещенными на груди, пристально вглядывающегося в толпу, чтобы уловить там хоть малейшее агрессивное движение. Какое же это было зрелище!

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.211.110 (0.007 с.)