Учение Нокса подразумевало безоговорочную преданность Богу, которая достигалась только через знание Его заповедей и неукоснительное следование им



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Нокса подразумевало безоговорочную преданность Богу, которая достигалась только через знание Его заповедей и неукоснительное следование им



 

Предопределение является достаточно трудной и тяжелой для понимания доктриной, однако легко заметить, почему Нокс так придерживался ее. Его учение подразумевало безоговороч­ную преданность Богу. Эта преданность достигалась только че­рез знание Его заповедей и неукоснительное следование им, слово в слово, как это написано в Библии. Нокс не придавал зна­чения контексту, в котором были написаны некоторые библей­ские стихи, а также обычаям того времени. Его совершенно не волновала интерпретация их другими людьми. Для него все на­писанное в Библии представляло собой истину - и точка.

Нокс обвинял анабаптистов в том, что те полностью полага­лись на свои соображения, а не на то, что говорил Бог. Говоря кратко, Нокс не терпел анабаптистов и решительно осуждал их. Прежде чем покинуть Дьеп, он издал свою самую большую книгу, имевшую яркую антианабаптистскую направленность, — "Ответ на многочисленные богохульные заблуждения, описанные анабаптистом и противником вечного Божественного предопре­деления". Эта книга состояла более чем из ста семидесяти ты­сяч слов, а написанное в ней Нокс активно использовал в спо­рах во время своего пребывания в Дьепе.57

Будучи убежденным в том, что победа в "словесной вой­не" против анабаптистов осталась за ним, а также чувствуя, что местные протестанты, вдохновленные его наставления­ми, способны самостоятельно продолжить начатое, в апреле 1559 года Нокс со спокойной душой отправился в Шотлан­дию. В мае он снова ступил на шотландский берег.

Волнения в Шотландии оказались сильнее, чем Нокс мог себе предположить, - однако его великий час еще не пробил.

"Битва обещает быть славной..."

Шотландия, куда вернулся Нокс, сильно отличалась от той страны, которую он покинул много лет назад. Теперь она пре­вратилась в достаточно отсталую страну, находившуюся вдали от богатого Лондона и центров интеллектуальной жизни, по­добных Женеве. Многие шотландские дороги были в очень плачевном состоянии - по-настоящему непроходимыми.

Регентша Мэри изгнала из своей страны британских солдат, но это было лишь политическое движение. Ее молодая дочь (будущая королева Шотландии Мэри) жила во Франции, вый­дя замуж за французского принца, поэтому страну наводнили французские солдаты. Французская армия была врагом сво­бодной Шотландии.

В то же время в Шотландии протестантская Реформация набирала обороты. Сразу же после своего прибытия Нокс вы­ступил с проповедями в городах Данди и Перте. Как только новости о его прибытии достигли правительства, регентша Мэри сразу же объявила Нокса вне закона. Примерно в это же время она приступила к преследованию протестантских пропо­ведников. В отличие от англичан, шотландцы отправили регент­ше послание, в котором заявили, что прогонят ее из Шотландии, если та в свою очередь будет мешать Реформации. Пытаясь удер­жать инициативу в своих руках, Мэри назначила дату суда, кото­рый должен был пройти в Стерлинге и куда пригласили протес­тантских лидеров. К удивлению всех, Нокс ступил на шотланд­ский берег как раз перед началом слушаний. Он писал: "Битва обещает быть славной, ибо сатана чрезвычайно разгневан; я по­явился (слава Богу) в самый разгар сражения... Мои друзья-про- поведники должны предстать перед регентшей... и я тоже буду там с ними".58

В назначенный день Нокс присоединился к проповедни­кам, однако вместе с ними в путь отправилась и огромная тол­па безоружных людей. Они остановились неподалеку от Стер­линга и послали сообщение, что идут с миром. Когда регентша Мэри услышала, что вместе с проповедниками идет Нокс, а также большое количество людей, она сильно обеспокоилась и послала гонца сообщить, что суд отменяется.

Люди ликовали; хотя после того, как они не появились пе­ред судом, судьи объявили их вне закона в связи с восстанием против правительства.

 

Проповедь, положившая начало гражданской войне!

Когда Нокс услышал о несправедливости судей, то ответил им, выступив в Перте с одной из своих самых известных про­поведей, направленной против мессы. Он назвал мессу идоло­поклонничеством и призвал христиан в ответ на это богохуль­ство исполнить свой долг перед Богом. Эта знаменитая пропо­ведь положила начало гражданской войне в Шотландии.59 Спу­стя всего лишь девять дней после своего возвращения Нокс организовал национальную революцию!

Люди были чрезвычайно взволнованы проповедями Нокса. В их сердцах уже кипела жажда борьбы - слова же Нокса воспла­менили их страсть! Когда реформатор возглавил протестантов в своей стране, атмосфера настолько накалилась, что практически никто не смог остаться в стороне. Одним из этих немногих лю­дей был священник. Пренебрегая словами Нокса, он смело - и невежественно - открыл алтарь и приступил к проведению мес­сы. Нокс отпустил в адрес священника уничижительный ком­ментарий; тот повернулся и ударил его по лицу.

Маленький мальчик, ставший свидетелем всего этого, поднял камень и швырнул в священника. Тот вовремя при­гнулся, и камень врезался в образ, стоявший возле алтаря, разбив его вдребезги.

Тут же начался бунт. Священнику удалось спастись, но все атрибуты католической мессы, так же как и само здание, были полностью уничтожены. Недовольная тем, что пострадали только камни, толпа ринулась к монастырю, надеясь найти людей! Увидев стремительно приближавшуюся опасность, мо­нахи и священники в ужасе бежали; монастырь вскоре был разрушен - разъяренная толпа сравняла его с землей. В тече­ние двух дней люди растащили все найденное серебро, золото, свинцовые полосы для покрытия крыши, мясо, вино и другие вещи. Католические образы были брошены в огонь; священ­ники получили в свой адрес угрозы; даже деревья, окружавшие монастырь были выкорчеваны под корень!

К удивлению, Нокс осудил действия толпы. Он хотел, что­бы идолы были разрушены, но не таким способом. Также Нокс был уверен, что регентша повернет эту ситуацию против него и его жизнь окажется в опасности. Он оказался прав.

 

Противостояние в Перте

Услышав о буйстве толпы, регентша Мэри объявила войну Перту, пообещав не оставить от города камня на камне. Одна­ко к полученному ответу она явно оказалась не готова. Горожа­не посмеялись над ее угрозой и попросили Нокса от их имени написать письма французским солдатам, знати, католическо­му духовенству и самой Мэри.

В своем обращении к солдатам и регентше Нокс писал, что жители Перта были лояльны к Шотландии и не хотели причи­нить ей вреда; они лишь желают поклоняться Богу так, как считают нужным.

С дворянами-протестантами, служившими при дворе ре­гентши, Нокс был куда строже. Угрожая им отлучением от церкви, он писал: "Не сомневайтесь, что наша церковь и ее ис­тинные служители имеют силу, которую наш Господь Иисус Христос даровал Своим апостолам, сказав: "Кому простите грехи, тому простятся; кому оставите грехи, тому они останут­ся".60 "Истинных служителей" протестантской церкви в то вре­мя было всего лишь пять или шесть! Тем не менее они говори­ли с той же силой, с которой Давид обращался к Голиафу!

Язвительное письмо, адресованное католическому духо­венству, начиналось со следующих слов: "Роду антихриста, мерзким прелатам, а также их пособникам-монахам в Шот­ландии, от рода христиан, проживающих там же..."61 Письмо заканчивалось предупреждением, что, если они продолжат совершать свои бесчинства, протестанты арестуют их всех, как убийц.

Регентша, однако, продолжила свой поход на Перт. Ис­пользуя все свое известное вероломство, она остановилась у стен города и предложила провести переговоры. Горожане снова заявили о своей лояльности и потребовали предоставить им свободу поклонения. Нокс же пошел еще дальше. Он по­просил дворян передать от него регентше личное послание.

Они должны были сказать ей, что те, кого она так слепо преследует в своей ярости, являются Божьими слугами и ее смиренными подданными; что католическая религия проти­воречит религии Христа; что ее замыслам не будет сопутство­вать успех; что хотя она и может быть некоторое время сми­ренной, но на самом деле ведет борьбу против Всемогущего Бога; и что ее конец, если она не раскается, станет ее крушени­ем. Нокс потребовал, чтобы регентше передали его слова "во имя вечного Бога" и сказали, что он (Нокс) является для нее лучшим другом, нежели те, кто окружает ее своей лестью.62

Не обратив внимания на слова Нокса, регентша посчи­тала, что обязана наказать горожан за их предательство. Она приказала жителям Перта покинуть город. Те не подчи­нились.

Два дня спустя две с половиной тысячи протестантов при­шли в Перт из Западной Шотландии, пешком и на лошадях, чтобы помочь своим братьям по вере. Когда колонна находи­лась в шести милях от города, регентша все-таки решила за­ключить с протестантами соглашение, даровав им свободу по­клонения.

Дворяне-протестанты сообщили Ноксу, что, если регентша не сдержит своего обещания, они оставят свои должности при ее дворе и присоединятся к нему и другим реформаторам. Нокс тут же заверил их, что регентша нарушит условия догово­ра. Время показало, что он был прав.

Спустя несколько дней регентша вошла в город. Первым выстрелом был убит ребенок, стоявший в окне. Затем она при­казала солдатам удержать горожан, а сама приступила к подго­товке мессы в разрушенном и оскверненном монастыре.

Подобными действиями Мэри совершила смертельную ошибку. Протестанты, служившие при дворе, сделали то, что пообещали Ноксу. Они осудили регентшу и отказали в своей поддержке. Вместо этого дворяне присоединились к армии ре­форматоров и приложили все свои усилия для продвижения дела протестантизма.

 

"Моя жизнь находится в руках Божьих"

Протестанты снова захватили замок Сент-Эндрюс. В это время Нокс продолжал свое служение странствующего пропо­ведника, путешествуя по всей Шотландии и неся послание Ре­формации в каждый город.

3 июня дворяне решили созвать в замке собрание, на кото­рое пригласили всех протестантских служителей. Перед самым входом в замок Нокс был встречен архиепископом Хэмильто- ном и его людьми, которые сотнями копий указывали на него. Усмехнувшись, Хэмильтон сообщил Ноксу, что если тот решит выступить с проповедью, то будет встречен "дюжиной орудий, которые уставятся ему прямо в нос".63

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.015 с.)