Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Со смертью все не закончилось

Поиск

Стоял 1564 год. Женевские церкви являли собой пример для протестантских церквей во всем известном на тот момент мире. Академия была переполнена молодыми студентами, ис­кавшими свое служение; многие из них горели желанием стать миссионерами и нести послание Реформации в опасные и не­изведанные земли. Работы Кальвина, являвшиеся источником просвещения для многих людей, читавших их, пользовались огромным спросом. За пять лет до этого Кальвин, в конце кон­цов, стал гражданином Женевы, города, чьим слугой он скромно себя называл.

Беспрерывная работа и служение имели негативные по­следствия для здоровья Кальвина. Кроме проблем с желудком, его теперь мучила еще и мигрень. Легкие Кальвина были по­стоянно воспалены и кровоточили, его колени страдали от ар­трита, а камни в почках причиняли нестерпимую боль.

Несмотря на все эти проблемы, Кальвин выступал с пропо­ведями каждый, без исключения, день. Когда боль не позволя­ла ему самостоятельно взойти за кафедру, его на кресле выно­сили на специальную платформу. Когда же врач Кальвина за­претил ему покидать свою комнату, слушатели плотно запол­няли ее, часами слушая своего учителя. В те моменты, когда Кальвин был настолько болен, что не мог пошевелить своим телом, он диктовал письма, лежа в кровати. Когда же окружав­шие Кальвина люди просили его дать отдохнуть своему телу, тот с упреком отвечал им: "Как! Вы хотите, чтобы Господь, придя, обнаружил меня праздно проводящим время?"47

Кальвин в преклонном возрасте проповедует в кафедральном соборе Святого Петра Траст "Знамя истины"

Последний раз Кальвин проповедовал в церкви 6 февраля 1564 года. Последний же раз он посетил ее во время Пасхаль­ной службы, приняв Причастие от Беза, своего хорошего дру­га. В начале апреля Кальвин попрощался с советом и служите­лями церкви, написав письмо, в котором он подробно изло­жил свои цели, предпринимаемые усилия и ошибки. Кальвин диктовал письмо спокойным и уверенным голосом, утверж­дая: "Мои грехи всегда были противны мне, а страх Божий все­гда присутствовал в моем сердце".48

Кроме этого, Кальвин написал письма своим близким друзь­ям, назвав Фареля лучшим из них. Он просил Фареля никогда не забывать их дружбу и совместное служение. Кальвин напомнил Фарелю также и о том, что их обоих ждет награда на Небесах.

К середине мая здоровье практически покинуло Кальвина. Он находился при смерти, пребывая в состоянии комы, когда присутствовавшие в комнате начали сетовать, что они будут делать после его смерти. Не открывая глаз, Кальвин сказал им, что, если они будут уповать на Господа, им ни о чем более не придется беспокоиться.

После этих слов Кальвин уже больше ни к кому не обра­щался; его голос слышали только произносящим молитвы. 27 мая 1564 года в возрасте пятидесяти четырех лет Кальвин покинул этот мир и отправился на встречу с Господом.

Близкий друг Кальвина Беза присутствовал при его смерти. В связи с этим он написал следующие слова: "В тот день вмес­те с заходом солнца ярчайший свет, направлявший в этом ми­ре Божью церковь, был взят обратно на Небо".49

На следующий день тело Кальвина было завернуто в про­стой саван и положено в деревянный гроб. Его похоронили в неотмеченной могиле на общем кладбище. Вплоть до сего­дняшнего дня, как того и хотел Кальвин, никто не знает, где он погребен. Его главная цель заключалась в постоянном указании на Иисуса Христа; умирая, Кальвин не хотел ниче­го иного.

Беза заместил Кальвина на его посту председателя Препо­добной Гильдии. В свой первый день на этом посту он так ото­звался о своем предшественнике: "Я знал его на протяжении шестнадцати лет и считаю, что имею полное право сказать, что в этом человеке всем нам был явлен пример жизни и смерти настоящего христианина, такого христианина, чье значение будет очень сложно недооценить и которому еще тяжелее бу­дет подражать".50

Правительство и жители Женевы с глубокой скорбью встретили известие о смерти Кальвина. Во время своего спе­циального заседания, посвященного Кальвину, женевские власти заявили следующее: "Бог отметил его исключительным величием".51

Сегодня в Женеве вы можете обнаружить памятник, воз­двигнутый в честь Реформации, которая преобразила город. На камне выгравированы имена четырех человек - Жана Кальвина, Жуиломе Фареля, Теодора Беза и Джона Нокса.

Кажется несколько странным смотреть на эти имена, те­перь лишь вырезанные на камне воспоминания, и думать, что когда-то они были живыми людьми, в чьей жизни было место и страданиям, и трагедиям, и гонениям, и победам. Несмотря на то, что сейчас эти имена принадлежат камню, голоса носив­ших их людей мы можем до сих пор слышать из тьмы веков. Истины, которые они отстаивали, продолжают обезоруживать извращенные учения и открывать нашему взору Божествен­ные сокровища, которые скрываются внутри каждого мужчи­ны и каждой женщины, слышащих их голос. Эти люди явля­ются большим, нежели просто воспоминания; они вечно жи­вы и поддерживают нас с Небес, видя, как мы получаем из рук Господа огромные полномочия и стремимся принести народам Евангелие Иисуса Христа.

Заканчивая эту главу, я не могу подвести под ней черту слова­ми, лучшими, чем слова самого Кальвина: "Мне достаточно жить и умереть для Христа, Который для всех Своих последова­телей является приобретением, как в жизни, так и в смерти".52

 

Учение Кальвина

Вашему вниманию предлагается краткое обобщение теоло­гических убеждений Кальвина. Опять позвольте подчеркнуть, что эти примеры не являют всей полноты его учения, посколь­ку оно было заключено во многие и многие тома. Если у вас возникнет желание глубже исследовать какие-нибудь из пере­численных ниже концепций, я лишь поддержу вас в этом стремлении.

 

Предопределение

Возможно, одним из наиболее популярных учений Кальви­на является учение о предопределении. Прежде чем я приступ­лю к краткому обобщению для вас того, во что верил Кальвин, мне кажется важным обрисовать сопутствовавший этому фак­ту исторический контекст.

В отличие от современных представлений, начало учению о предопределении было положено не Кальвином. Он не явля­ется "отцом предопределения".

Эта доктрина существовала еще до начала Кальвином свое­го служения, но именно он сделал ее известной. На самом же деле о предопределении первым заговорил Августин, человек, бывший до своего обращения ко Христу языческим филосо­фом. В молодости Кальвин посещал университет, основанный Августином, и пребывал под влиянием метода его мышления. Позже Мартин Лютер и многие другие протестанты твердо придерживались веры в предопределение. Кальвин в этом во­просе последовал за своими предшественниками.

Когда Кальвин стал пастором, он заметил, что разные люди по-разному реагируют на проповедь Евангелия. Он приводил пример, в котором утверждал, что, если проповедь была про­читана перед сотней человек, двадцать из них примут услы­шанное и станут расти, тогда как остальные просто посмеют­ся или станут зевать. Кальвину это не совсем нравилось, и, используя свой аналитический склад ума, он стал пытаться объяснить причину такого отношения. Он исследовал Библию и пришел к выводу, что причина того, почему некоторые люди принимают Господа со смирением, а другие отвергают Его, объясняется доктриной о предопределении.

Кальвин сделал учение о предопределении известным, ког­да ему предложили выступить в его защиту. Учение Августина подвергалось серьезным нападкам, и, благодаря умению Каль­вина вести дебаты, он был избран для того, чтобы дать ответ его противникам. Ответ Кальвина был настолько совершен­ным, что он стал известен как главный поборник предопреде­ления. На самом деле, когда католическая церковь начала об­винять Кальвина в изобретении этой теологии, он напомнил ей о католическом же епископе Августине. Утверждая, что он всего лишь обращался к работам Августина, Кальвин заявил: "Августин сформировал настолько богатую систему убежде­ний, что, если бы мне пришлось письменно изложить свои взгляды, было бы достаточно представить сочинение, состоя­щие исключительно из его цитат".53 Когда же у Кальвина спро­сили, почему он так рьяно защищает учение о предопределе­нии, он ответил: "Даже собака лает, когда нападают на ее хозя­ина: как же могу молчать я, когда атаке подвергается честь мо­его Господа?"54

Кальвин дважды дискутировал по поводу этой доктрины: первый раз — с католической церковью, а второй - с монахом- кармелитом, ставшим протестантом, по имени Жером Больсек. До этих двух явных атак Кальвин лишь слегка упоминал о своей позиции в этом вопросе. Однако после вышеупомяну­тых споров он решил прояснить свои убеждения и начал мно­го писать о них. Нам остается только гадать, ассоциировался бы сегодня Кальвин так сильно с этой своей доктриной, если бы два диспута, о которых говорилось несколько выше, не произошли.

Необходимо знать также и то, что не все жители Женевы разделяли взгляд Кальвина на предопределение; но, более чем вероятно, это учение было близко всем его студентам и друзь­ям, таким как Джон Нокс.

Говоря кратко, Кальвин утверждал, что предопределение подобно натянутому над бездной канату - оно одновременно является и пугающим и поразительным. Он предупреждал, что каждый человек должен был сохранять равновесие на этом ка­нате, крепко держась за Библию.

Кальвин говорил, что Бог "не дает беспорядочно всем лю­дям надежду на спасение, но некоторым дарует то, чего лиша­ет других".55 Основываясь на отрывках из Писания, таких как, к примеру, Римлянам 9:18, где говорится: "Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает", Кальвин верил, что Бог уже определил судьбу каждого человека. Одни люди были со­зданы для вечной жизни, другие же - для вечного проклятия. Кальвин верил, что предопределение было подобно монете, одна сторона которой представляла Божью милость, а другая - Его наказание. Кальвин считал, что Бог должен был проявлять по отношению к человеку обе Свои стороны, иначе Он был бы несовершенным. Люди, которым Бог определил вечную жизнь, являются избранными.

Где же в этой всей системе было место Божьей милости? Кальвин был уверен, что человечество обретало милость через Иисуса Христа и Его жертву на кресте. Нам может показаться, что в подобном учении не остается места для милости, однако это не так. Кальвин, в соответствии с написанным в Римлянам 10:8, рассматривал Слово Божье как Слово веры. "Вера не бу­дет прочной до тех пор, пока она не будет подкреплена Божь­ей милостью".56 Говоря другими словами, человек не будет иметь веру и не сможет поверить в истинность Слова Божьего до тех пор, пока не обретет Божью милость, а милость дарует­ся лишь избранным.

Кальвин считал откровение прогрессивным. Если человек совершал успехи в постижении Божьего откровения и понима­нии Его доброты и милости по отношению к себе, он являлся одним из избранных. Факт избрания человека обнаруживался и подтверждался его возрастающим пониманием Христовой жертвы, избавляющей от последствий греха.57

Кальвин верил, что избранные также должны быть напол­нены радостью, зная, что они обладают Божьими благослове­ниями и Его расположением, и ничто не может у них этого от­нять. Несмотря на то, что каждый человек заслуживает осуж­дения, избранные вместо него получали Божью милость и пы­тались жить в соответствии с ней каждый день. Они никогда не должны были праздно проводить время и забывать посвящать его Богу. Неизбранных же это абсолютно не беспокоило, и они ничего не хотели слышать о Боге и Его принципах.

А как же проповедование Евангелия? Оно играет важней­шую роль в христианстве. Человек может верить в предопреде­ление, но он никогда не знает, кого избрал Бог. Поэтому Еван­гелие должно быть дано каждому человеку, и результаты этого в конце концов проявят себя.

Кальвин никогда не пытался понять причины существова­ния доктрины предопределения и предупреждал других, чтобы они не пытались понять этого. Он знал, что его заявления име­ли нравственное объяснение. Кальвин говорил, что основание Божьей праведности выше основания праведности человечес­кой и мы никогда не сможем постичь всех глубин Божьей му­дрости. Кальвин никогда не пытался понять Божью мудрость полностью и не претендовал на это, ибо ни один человек не мог понять полностью личность Бога.

 

Церковь

Учение о церкви представляло для Кальвина особую важ­ность. Как и Лютер, он называл церковь "католической", имея в виду ее всемирный характер, а не связь с римско-католической церковью.

Кальвин верил, что истинная церковь являлась незримой, не ограниченной какими-либо стенами. Ее членами были из­бранники Божьи, чье членство подтверждалось верой, любо­вью, примерным образом жизни и участием.

Кальвин был убежден, что и в истинной церкви будут су­ществовать лицемерные и неверные учения, но никто не дол­жен из-за них отделяться от Тела Христова. До тех пор пока в церкви проповедуется, что Иисус Христос является Сыном Божьим, а человек должен заново родиться и принять Его ми­лость; что Библия является записанным Словом Божьим и что таинства выражают почтение Иисусу Христу, к иным невер­ным учениям необходимо относиться с терпением и работать над их постепенным искоренением. Кальвин считал, что нет в мире человека, который был бы полностью свободен от неве­дения и ошибок при истолковании.

Также Кальвин был убежден, что истинная церковь должна практиковать дисциплину, включая право отлучения наруши­телей. Кальвин считал дисциплину мышцами и связками церкви, которые необходимо поддерживать в форме, чтобы святость Причастия оставалась незапятнанной.

Он рассматривал всемирную церковь как кормилицу ис­тинной христианской жизни, которая защищает и направ­ляет нас, обучая Христовым истинам, и которую мы не должны покидать на протяжении всей своей жизни. Каль­вин считал, что Божьи дети воспитывались внутри-церковным служением.

Он также рассматривал Реформацию как восстановление истинной церкви, которая, до того момента, была практичес­ки запрещена и едва различалась. Кальвин считал себя челове­ком, не имеющим никакой иной цели в жизни, кроме как вос­становление истинной церкви.

 

Причастие

Кальвин неоднократно писал о Причастии в различных своих трактатах, потому что оно представляло для него исклю­чительную важность. В отличие от Лютера, Кальвин считал, что во время Причастия Христос присутствует в духовной фор­ме. По этой причине он осуждал любое проявление сомни­тельного поведения участвовавших в нем верующих, поскольку оно свидетельствовало об их высокомерии и неуважении к Ии­сусу Христу и часто превращалось в явное богохульство. Каль­вин был убежден, что верующие, принимающие участие в При­частии, не очистившись от своих грехов через покаяние, будут наказаны физическими недугами, а иногда даже смертью. Он верил, что, если верующий будет причащаться с раскаянием и почтением, внутри него появится огромная сила, которая помо­жет ему вести победоносную христианскую жизнь. Также Каль­вин считал, что в Причастии должно использоваться вино, а не виноградный сок. На его взгляд, вино, содержащее алкоголь, символизировало вдохновляющую силу Святого Духа, Который присутствовал в очищающей Крови Христа.

 

Дела

Кальвин считал, что все добрые дела являются плодом ве­ры. Христианская жизнь отмечена не только верой и знанием, но также наполнена различными обязанностями. Ни одна сфера жизни верующего не избавлена от необходимости слу­жить Богу и другим людям.

Кроме своей твердой убежденности в необходимости жерт­вовать и служить, Кальвин подчеркивал важность присутствия в христианах смирения, что означало отказ от чувства превос­ходства над другими, а также от любви к себе. Он считал, что служители должны были отвечать Божьему призыву, и был очень недоволен, видя, как некоторые из них ставили себя вы­ше других. Кальвин был твердо уверен, что христиане должны любить своих ближних и служить им вне зависимости от того, добры они или злы, привлекают или отталкивают!

Что касается служения, которое распространялось дальше церковной жизни и служения ближнему, Кальвин не делал различий между светскими и церковными обязанностями. Он считал все материальное имущество принадлежащим Богу и говорил, что оно должно содействовать выполняемому служе­нию. Кальвин отрицал, что материальное благополучие явля­ется единственным знаком расположенности Бога, и сравни­вал считавших так людей с саддукеями, которые не верили в вечную жизнь. Несомненно, эта непоколебимая убежденность была вызвана финансовыми злоупотреблениями и чрезмерной роскошью, в которой пребывала католическая церковь того времени. В действительности Кальвин считал, что слишком большое материальное благополучие является поводом для беспокойства, а не лекарством от него, и лишь неправедные могли думать иначе. Хотя Кальвин и верил в то, что успех в де­лах может быть Божьим благословением, а несчастье - Его проклятием, это не было абсолютно верным правилом. Свои работы, посвященные этому вопросу, Кальвин насыщал цита­тами из Библии и комментариями.

Если вы хотите подробнее познакомиться с основными убеждениями Кальвина, я предлагаю вам уделить время про­чтению его "Институтов христианской религии", книги, кото­рая подробно излагает его мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.3 (0.012 с.)