Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Его слова, повлиявшие на людей

Поиск

Душа Гуса болела за простых людей; он смотрел на их жизнь, как любящий пастух, оберегающий свое стадо. Боль­шая часть его упреков в адрес католического духовенства бы­ла вызвана тем, что оно приводило людей к разочарованию, вводило их в заблуждение и своими действиями причиняло им боль. Гус был глубоко убежден: Богу очень не нравилось то, что священники обманывали его стадо.

В то же время Гус пытался помочь людям в достижении ду­ховной зрелости, чтобы те могли понять то, что Слово Божье говорит о правильном и праведном поведении.

Кроме призывов меняться изнутри, Гус учил людей мудрос­ти, а также тому, как не утратить чувство здравого смысла толь­ко из-за того, что они являются христианами.

1. Гус учил людей, что они должны искренне раскаиваться в грехах в отсутствии священника. Он упрекал верующих, став­ших чрезмерно суеверными и веривших в то, что прощение они могут получить только от священника. Гус объяснял, что простить грехи человека может лишь один Бог, священник же может только подтвердить, истинно ли раскаялся грешник. Он учил: "...священники, думающие или говорящие, что они по своей собственной воле могут освободить или наказать чело­века, не обращая внимания на то, как к нему отнесся Христос, просто безумны".44

 

Раскаяние идет от сердца. Прощение же дарует один лишь Бог. Священник может только подтвердить истинность раскаяния

 

2. Гус учил, что люди должны подчиняться священникам исхо­дя из их нравственности, а не занимаемой должности. До сих пор это утверждение вызывает горячие дискуссии! Гус был убежден, что каждый человек должен внимательно смотреть на жизнь людей, стоящих над ним, или же он легко может стать их рабом, веря, что священники всегда правы и их указа­ниям следует подчиняться так, как если бы они исходили от Самого Бога. Гус учил людей, что если священник либо кто-то, стоящий выше него, приказал сделать что-либо противореча­щее Библии, христианин не должен подчиняться ему.

 

Гус говорил, что люди имеют право знать то, о чем их учит священник, а также сравнивать его жизнь с тем, что написано в Библии

 

Гус говорил людям, чтобы те никогда не позволяли священ­нику говорить им: "Какое твое дело до того, как мы живем и что делаем?" Он был убежден, что жизнь церковных служите­лей всегда должна быть на виду. Люди имели право знать то, чему их учит священник, а также о том, живет ли он в соответ­ствии с Писанием. К этому Гус добавлял еще и следующее: "Потому что нет совершенно безгрешных людей".45

3. Гус учил, что люди наполнятся истинной жизнью Божьей только тогда, когда их сердца будут обрезаны. Гус не был челове­ком, любящим играть на публику. Его вера в Бога шла из глуби­ны сердца и не была наигранной. Гус стремился объяснить лю­дям, что церковь не была ограничена Папой Римским, кардина­лами, епископами и прочими представителями духовенства; прихожане тоже занимали важное место в Царстве Божьем.

Только тот человек, которому нечего было скрывать - уве­ренно чувствующий себя в своей роли или на своей должнос­ти, — мог учить подобным вещам в то время, когда простой че­ловек не имел права голоса.

Возвращаясь же к истории жизни Гуса, мы не только нахо­дим его проповедующим перед людьми, изголодавшимися по истине, но также видим и дверь, открытую в самое сердце ка­толической церкви при помощи архиепископа, выразившего Гусу свое благорасположение.

 

Важность положения

Збынек был молодым, энергичным и богатым Пражским ар­хиепископом. Он уважал и любил Гуса, считая его своим другом и доверенным лицом. В 1403 и 1404 годах Збынек организовал два собрания синода, на которые пригласил Гуса в качестве глав­ного докладчика. Эти собрания посетило большое количество разодетых и чопорных представителей духовенства. Заняв место за кафедрой, долговязый и худощавый Гус использовал эту воз­можность для того, чтобы с помощью своей проповеди открыть священникам глаза на их порочность. Когда Гус обратился к Библии, переполненный зал будто застыл. Священники оказа­лись настолько шокированы его смелостью, что просто не могли пошевелиться. Збынеку же чрезвычайно понравилось услышан­ное, и он, увлеченный идеями Гуса, даже обязал ввести некото­рые его учения в церквах Праги!

На протяжении последующих пяти лет Збынек был ярым сторонником чешского движения Реформации. Но, к сожале­нию, его любовь к деньгам и власти все же взяла верх. Однако в течение некоторого времени Гус являлся одним из наиболее любимых Збынеком священников.

Например, в 1405 году Збынек получил сообщения из Италии и некоторых частей Богемии о предполагаемом появ­лении на некоторых освященных предметах истинной Крови Христовой.46 Подобные сведения вызвали у архиепископа по­дозрения, и он отправил Гуса, Станислава и еще одного че­ловека, чье имя до нас не дошло, проверить их.

Трое устрашающего вида мужчин допросили нескольких чехов, вернувшихся из того региона. Те сразу же рассказали Гусу о совершенном обмане - чудо было придумано одним священником, который пытался таким образом собрать деньги для восстановления сгоревшей церкви. Гус внима­тельно слушал рассказ о том, как священник обмакнул об­латку в кровь, а затем истерично закричал, что она чудесным образом преобразовалась. До поры до времени это срабаты­вало; люди приходили даже издалека, принося щедрые дары священнику и церкви. Очень скоро Гус задержал священни­ка и предъявил ему обвинения. Перед лицом бесспорных улик и большого количества возникших вопросов тот вынуж­ден был признаться в мошенничестве.

Также в Центральной Европе того времени очень многие лю­ди поклонялись различным предметам, и Гус хотел положить этому конец. Как бы цинично это ни звучало, но я хочу немного рассказать вам о том, что творилось в те времена. Руководители католической церкви в Риме утверждали, что у них есть даже крайняя плоть Иисуса! В Праге церковь выставляла напоказ на­стоящую кровь Христа, Его бороду и молоко Девы Марии!47

Гус объявил войну всем этим чудовищным недоразумениям. Он страстно стремился защитить сердца людей и отучить их верить и поклоняться подобным фальшивым реликвиям. Он осуждал жульничество и лицемерие католической церкви, а также священников, поощрявших идолопоклонничество. Гус заявлял: "Эти жрецы заслуживают того, чтобы их вздернули в аду, ибо они являются не кем иным, как блудниками, пара­зитами, скрягами и жирными свиньями".48 Говоря о своей апостольской преемственности, священники в то же время являли себя полной противоположностью апостолов. Гус спра­ведливо отмечал абсолютную фальшивость всех вышеупомя­нутых реликвий.

Гус, как и раньше, своими действиями продолжал лишать церковь денег, которые она могла бы заработать на доверчиво­сти людей, приходящих поклониться лживым реликвиям.

 

Живой голос Евангелия

К тому времени Гус являлся пастором уже на протяжении четырех лет. Заботясь о людях, он искал любую возможность для того, чтобы осчастливить их и содействовать их благопо­лучию. Одной из таких возможностей стало возрождение чешского языка. Гус потратил некоторое время на то, чтобы усовершенствовать чешский алфавит, взяв за основу алфавит латинский. Каждый звук должен был выражаться одной бук­вой вместо комбинации нескольких. Изменения, внесенные Гусом в чешский язык, сохранились и ныне.49

В 1406 году Гус внес исправления и улучшил перевод чеш­ского Нового Завета. Также он внес правки и в некоторые кни­ги Ветхого Завета. Ближе к концу своей жизни Гус решил про­смотреть еще раз всю чешскую Библию и сделать ее более лег­кой для чтения.

Гус храбро сражался за право чешского народа читать Биб­лию на своем родном языке. Когда он слышал о том, что неко­торые священники запрещали своим прихожанам читать Писа­ние на чешском языке, он упрекал их, говоря, что Иоанн напи­сал свое Евангелие на греческом языке, Симон проповедовал на персидском, а Варфоломей нес Слово Божье на еврейском язы­ке. "Почему же тогда вы потакаете священникам, запрещаю­щим людям читать Закон Божий... на чешском языке?"50

По мере того как чехи все глубже и глубже понимали Слово Божье, читая Его на родном языке, Гус начал говорить им о важности проповедования того, что они узнали. В те времена печатный станок еще не был изобретен, и Гус подчеркивал не­обходимость становиться "живым голосом Евангелия".51

Для Гуса знаком истинной церкви являлось открытое пропо­ведование людям истин Писания. Он считал, что Библия долж­на проповедоваться совершенно свободно, без каких-либо ог­раничений и цензуры. Проповедование являлось даром Госпо­да, поэтому отказ от него означал создание препятствий на пути Его распространения Слова.

 

Иоанн писал на греческом языке. Симон пропове­довал на персидском. Варфоломей говорил на еврейском. Гус считал, что чехи должны слышать Евангелие на своем родном языке - чешском

 

Гус говорил, что поскольку проповедование вдохновляется Богом, никто не обладает властью остановить его. Оно являет­ся призванием, а не выбором. Естественно, руководство като­лической церкви яростно отреагировало на подобный ком­ментарий, поскольку считало, что только оно имеет право оп­ределять, кому можно служить, а кому нельзя. Гус был уверен, что если какая-нибудь власть попытается запретить священ­нику проповедовать, тот должен проигнорировать ее запрет. Он утверждал: "Проповедники в церкви значат гораздо больше прелатов [высокопоставленных епископов]".52 Гус верил, что все служители имеют право провозглашать истину, в которую они верят. Точно так же считал и Уиклиф.

Гус постоянно призывал духовенство и своих молодых сту­дентов "проповедовать Евангелие, а не какие-то веселые исто­рии, басни или откровенную ложь, чтобы пытливые люди мог­ли принять Слово Божье, а проповедник и слушатель оказа­лись вместе на едином, библейском, основании".53

Однако Гусу было не суждено при жизни увидеть подобную свободу. Многие поколения после него также не смогли вку­сить ее в полной мере. Лишь в конце семнадцатого века, когда был принят закон о веротерпимости (смотрите главу 6, посвя­щенную Джорджу Фоксу), в Европе было разрешено пропове­довать без всякого наказания.

Если вы обнаружите ошибку, скажите мне!

В 1408 году Станислав столкнулся с жесточайшим пресле­дованием из-за преподавания доктрин Уиклифа и заметно отошел в сторону от чешских реформаторов. Все больше и больше отдаляясь от них, он в конце концов оставил дело, за которое ранее боролся, и перешел к нему в оппозицию - стал ярым папистом. В скором времени Станислав уговорил Пале- ца присоединиться к нему. Таким образом, по странному сте­чению обстоятельств они стали прямыми врагами Гуса и про­чих чешских реформаторов.

Узнав о расколе в среде чешских реформаторов, католичес­кая церковь сделала свой ход в ответ на бескомпромиссное осуждение аморального образа жизни и еретических практик католических священников. Церковь организовала собрание синода, на котором официально запретила проповеди, содер­жащие нападки на образ жизни своего духовенства. Также она обвинила всех чешских реформаторов в распространении ере­си Уиклифа.

Збынек хотел показать себя с наилучшей стороны в глазах церковного руководства, поэтому приказал, чтобы к нему бы­ли принесены все книги Уиклифа для тщательного их изуче­ния. Гус лично принес эти книги в суд и положил их перед Збынеком. Затем он улыбнулся и попросил архиепископа по­ставить его в известность, если тот найдет какую-либо ошибку.

Предательство движения Реформации Станиславом и Палецом не принесло им ничего хорошего. Преследование Ста­ниславом других людей привело к тому, что у них обоих нача­лись проблемы. Двум предателям приказали предстать перед судом синода в Италии. Сразу же после прибытия они были арестованы и брошены в тюрьму.

Гус был обвинен еще не в ереси, но в провоцировании рас­колов в церкви, поскольку он обвинял различных представи­телей духовенства в совершении грехов. Збынек опровергал все обвинения; он и Гус снова и снова писали в суд, причем по­следний придерживался твердой позиции и упорно защищал свои теологические взгляды.

Все эти споры сильно беспокоили короля Вацлава. Он бо­ялся, что они повредят репутации Богемии, и поэтому прика­зал Збынеку написать признание, утверждающее, что после тщательного расследования он не обнаружил в Богемии ни ереси, ни еретиков. Збынек колебался, потому что он поспо­собствовал заключению Станислава и Палеца в тюрьму. Праж­ский архиепископ начал обижаться на короля и чешских ре­форматоров. Как после всего этого он посмотрит в глаза Папе

Римскому? Как он сможет получить повышение по службе, выглядя таким непостоянным?

В 1409 году король Вацлав, благосклонно относившийся к чешским реформаторам и уставший от всех разногласий, отме­нил закон, что привело немцев в неописуемую ярость. Они тол­пами покинули Прагу. Должность ректора оказалась свободной, и чешские реформаторы единогласно избрали на нее Гуса.

Церковь с тремя головами

В 1409 году стремительно стал приближаться еще один кон­фликт. Католическим миром по-прежнему правили два Папы (один - в Риме, а другой - в Авиньоне), ни один из которых и не думал признавать соперника. Как только один из них уми­рал, на его место немедленно избирали другого. Бенедикт XIII был Папой в Авиньоне; Григорий XII - в Риме.

Не видя конца расколу, некоторые из кардиналов собрались в итальянском городе Пиза и объявили о созыве Генерального совета - Собора. Совет должен был избрать Папу, которого принял бы весь западный мир. Таким образом должно было ликвидироваться двоевластие.

Собор в Пизе был впечатляющим. В городе собралось мно­жество кардиналов и епископов, одетых в прекрасные наряды и украшенных с ног до головы различными драгоценностями. Из-за того, что здесь собралось большое количество высоко­поставленного духовенства, они объявили себя окончательной властью. Участники Собора избрали третьего Папу, Александ­ра V, и приказали ему собрать второй Собор до 1412 года. Со­бор в Пизе призвал двух других Пап уйти в отставку.

Те же отказались подчиниться этому решению. Теперь цер­ковь имела сразу трех Пап, и ни один из них не признавал ос­тальных!

Гус согласился с необходимостью проведения Собора в Пизе, надеясь, что он приведет к концу папские разногласия. Когда же ни один из Пап не ушел с занимаемого поста, но все остались при власти, Гус испытал к ним отвращение. Он подверг их жест­кой критике, заявив: "Ну что, апостольские наместники? По­смотрим, имеете ли вы в душе Святого Духа, являющегося Духом единства, мира и праведности. Ибо если бы вы его имели, то жи­ли бы так, как апостолы. Но из-за того, что вы спорите о том, кто выше, исходя из уровня своего благосостояния, убиваете людей и сеете раздоры в христианском мире, своими делами показыва­ете, что внутри у вас живет злой дух, дух раздоров и жадности, который с самого начала был убийцей".54

Интересно, что Гус называл Пап убийцами. Из восьми Пап, правивших с 1378 по 1417 год, пять скоропостижно сконча­лись. Их странная смерть намекала на то, что их убили.55

 

"Папа здесь, Папа там"56

Король Вацлав рассматривал избрание еще одного Папы, как блестящую возможность реализации своего плана. Вацлав наде­ялся, что если ему удастся стать союзником нового Папы, Алек­сандра V, и снискать его расположение, поддержав в стремлении прекратить раскол в католической церкви, он сможет получить право снова претендовать на титул императора Священной Рим­ской Империи.

Таким образом, в 1409 году Вацлав нарушил свою верность Григорию XII и перешел на сторону Александра V, приказав Збынеку сделать то же самое. После этого король распорядил­ся, чтобы Збынек полностью очистил Богемию от всякой ере­си, чтобы ничто не мешало Вацлаву стать императором.

В результате из-за того, что Вацлав решил поддержать Александра V, Збынек затаил еще большую обиду на него. Сначала архиепископ отказался подчиниться королевскому приказу, что вывело Вацлава из себя. Но затем, вспомнив о же­стоком характере короля, еще раз обдумал свое решение и со­гласился присягнуть на верность новоизбранному Папе, при­нявшись рьяно бороться с любыми проявлениями ереси в Боге­мии. Как следствие, Гус стал одним из главных врагов Збынека.

Александр V издал указ, осуждающий книги Уиклифа и за­прещающий проповедовать везде, кроме католических собо­ров и монастырей. Этот указ был направлен прежде всего про­тив Гуса, поскольку его церковь была единственным местом, не считавшимся Собором.

Сложилось впечатление, что король вместе со Збынеком ре­шили добиться вместе с новым Папой определенных успехов. Но прежде чем Вацлав смог добиться расположения нового Па­пы, а Збынек - развернуть широкомасштабное наступление на Гуса, Александр V был найден мертвым. Он был отравлен!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.95 (0.009 с.)