Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слабый в теле, сильный в духе

Поиск

Когда Фокс возвратился в Свортмур, его здоровье было на­столько ослаблено, что он даже не смог посетить ежегодное со­брание, которое прошло вскоре после его освобождения. Тем не менее, Фокс написал обращение к участникам собрания. На про­тяжении двух лет он безвыездно находился в Свортмуре, все свое время, посвящая написанию различных трактатов и памфлетов.

Хотя Фокс этого так никогда и не признал, но настолько привычный для него образ жизни странствующего проповед­ника подошел к концу. Теперь, отправляясь в путь, он должен был идти очень медленно и часто останавливаться для восста­новления своих сил.

И все же Фокс продолжал понемногу путешествовать. По­сетив Голландию, он обнаружил, с радостью для себя, много квакеров. Проведя там три месяца, Фокс вернулся в Англию. В Лондоне количество квакеров росло настолько стремительны­ми темпами, что он решил на время поселиться там.

Ближе к концу своей жизни, Фокс пережил еще одну смену правительства. Чарльз II умер, а ему на смену пришел Джеймс И. Новый король с большой симпатией относился к протестан­там и приказал освободить из тюрем всех квакеров и прочих инакомыслящих. На основании этого приказа из тюрем было выпущено на свободу примерно тысяча шестьсот квакеров.80 Фокс с радостью встретил этот день и призвал квакеров воз­дать за него особое благодарение Богу.

К этому времени здоровье Фокса настолько ослабло, что он уже не мог высидеть целое собрание. После службы квакеры от­водили больного реформатора в чей-либо дом, чтобы тот мог не­много передохнуть и набраться сил перед возвращением домой.

 

"Я чист. Все в порядке"

Последний год жизни Фокса был очень тихим. В 1690 го­ду он с радостью узнал о принятии правительством Акта о ве­ротерпимости, в соответствии с которым государство обеспе­чивало квакерам все свободы. Теперь их уже не могли бросить в ужасные темницы умирать от болезней. Никто больше не имел права избивать квакеров на улицах или плохо обращать­ся с ними. Фокс был доволен тем, что увидел этот закон еще при жизни. Теперь реформатор уже не сомневался, что все, ради чего он страдал, принесет плоды по всему миру. Перед квакерами расстилалось светлое будущее, которое, однако, бы­ло бы маловероятным без уплаченной за него высокой цены.

В 1690 году некогда сильный голос Фокса стал едва слыши­мым, его волосы поредели и поседели, а глаза потускнели. Хо­тя Фокс и тратил огромные усилия на то, чтобы преодолеть полмили, отделявшие дом, в котором он жил, от места прове­дения собраний, его ум оставался таким же, как и прежде, а мысль стала даже еще острее. Несмотря на то, что тело Фокса постепенно разрушалось, казалось, что дух его обновился, став духом молодого человека, готовым орлом взлететь в небеса.

В конце этого же года Фокс окончательно поселился в Лон­доне, где практически каждый день встречался с другими ква­керами. 10 января 1691 года он написал письмо своим после­дователям в Ирландии, а также сделал очередные записи в сво­ем дневнике.

Утро следующего дня выдалось очень холодным, но Фокс настоял на посещении собрания, где он должен был пропове­довать и молиться. Реформатор сказал собравшимся, что чув­ствует себя хорошо, лучше, чем чувствовал себя в последнее время. Однако как только собрание подошло к концу, Фокс пожаловался на боли в сердце. После собрания он отправился домой к квакеру по имени Генри Гоулдни, чтобы отдохнуть. На улице было очень холодно, так холодно, что Фокс задрожал. Тем не менее он быстро сказал сопровождавшим его квакерам: "Я очень рад, что мне удалось сегодня присутствовать; сейчас я чист, я полностью чист".81

Отдохнув, Фокс попытался подняться, но почувствовал, что ему снова необходимо лечь. Попытавшись подняться еще раз, он застонал и упал на спину. На протяжении нескольких часов его силы будто испарялись.

Понимая, что жить ему осталось недолго, Фокс попросил, чтобы к нему привели некоторых его товарищей. Среди них был и Уильям Пенн. Обращаясь к собравшимся, Фокс попро­сил, чтобы они продолжали повсюду распространять книги и истину. "Все в порядке, - успокоил он своих друзей, - семя Божье правит всем миром и даже самой смертью".82

 

"Он умер так же, как и жил, агнцем"

Вторник, 13 января - болезнь Фокса продолжается уже три дня. Вечером он схватил за руку одного из своих товарищей и попросил передать его любовь всем тем людям, которых он встречал за время своих путешествий. Позже, уже ближе к но­чи, Фокс просто закрыл свои глаза, рот и вздохнул последний раз. Он не боролся в агонии за свою жизнь; в действительнос­ти все выглядело так, как будто он просто заснул. Один из дру­зей Фокса писал: "Можно было подумать, что он улыбается".83 Фоксу было шестьдесят шесть лет.

Мы никогда не узнаем, от чего умер Фокс. Он ничем не бо­лел. Сложилось впечатление, что его физическое тело просто сдалось, а все силы истощились.

Пенн первым сообщил Маргарет о случившемся. "Он умер так же, как и жил, агнцем, - писал Пенн, - до последнего мо­мента думая о делах Божьих и Его церкви".84

На протяжении следующих трех дней квакеры имели воз­можность проститься с Фоксом, доступ к телу которого был неограничен. Лидеры квакеров собрались из всех концов Анг­лии, чтобы исполнить этот тягостный долг - похоронить вели­чайшего реформатора. Церемония похорон периодически прерывалась тяжелыми вздохами и плачем таких известных людей, как Пенн, - людей, которые обычно скрывали свои чувства. Один старик сказал, что похоронил всю свою семью, не пролив ни единой слезы, а сейчас по его щекам текли сле­зы, и он повторял, что "никогда не забудет этот день".85

Фокс в пожилом возрасте Историческая библиотека "Друзья" при Свортмурском колледже

Похороны продолжались около двух часов; более четырех тысяч человек собралось для того, чтобы услышать голоса две­надцати выступавших. Великий человек был положен в про­стой деревянный гроб, а для того, чтобы совершить путь на кладбище, огромной толпе людей понадобилось два часа.

Фокс был похоронен на кладбище квакеров Боунхилл-Филдс. Изначально могила Фокса ничем не была отмечена. Несколько позже на ней был поставлен простой надгробный камень с выбитыми на нем инициалами, он обозначил место, где покоился один из величайших Божьих генералов, ожидая обещанное ему славное воскресение.

После смерти Фокса Маргарет прожила еще одиннадцать лет, наставляя молодежь и продолжая работу своего мужа. Она отправилась на встречу с Господом, когда ей было восемьдесят восемь лет. Перед самой смертью Маргарет позвала к себе младшего внука и попросила его держаться Господа. Умерла она на руках своей дочери, прошептав: "Я чувствую мир!"86

 

Где же квакеры сегодня?

Заканчивая писать эту главу, я буквально оказался лишен дара речи неослабевающей преданностью и сильнейшей ду­ховной силой Джорджа Фокса.

Естественно, теперь мне необходимо сказать вам несколько слов и о квакерах, а также о том, что они представляют собой сегодня. Большая часть жертвы была принесена задолго до их рождения, через кровь тех, кто стоял у истоков движения. Те­перь же квакерам остается хранить верность своим корням и тому духу, который заплатил за их свободу столь великую цену.

Большая часть этой главы была вдохновлена моим восхити­тельным братом во Христе, Купером Бити. Он помог мне про­яснить некоторые непонятные для меня места теологической истории, пролив на них свет, что позволило мне, да и всем нам, лучше понять Джорджа Фокса и квакеров.

Преподобный Бити возглавляет свое собственное служе­ние Light for Living Ministries, в Броукен-Эрроу, штат Оклахо­ма. Сейчас ему уже за восемьдесят лет, тридцать из которых он провел будучи пастором квакеров, семь лет был странст­вующим проповедником, а последние двадцать работал пре­подавателем в общехристианской библейской школе. Там Бити преподает сразу несколько курсов, одним из которых является история церкви. Своим величайшим сокровищем он считает свои букинистические книги, посвященные Джорджу Фоксу.

Сегодня движение квакеров имеет несколько небольших от­ветвлений, но вся группа разделена на три основные категории: либериты (рационалисты), уилбериты (традиционалисты) и гернеиты (евангелисты). Бити отметил, что квакеры-евангелисты сегодня находятся ближе всех к старым методистам (Джон Уэсли); также он считает, что они проложили дорогу движе­нию методистов за сто лет до их появления.

Евангелисты сохранили верность учению Фокса. Их пря­мота и честность по сей день сохранили свою чистоту. Еванге­листы продолжают верить в рождение свыше, святость через освящение Святым Духом, а их богослужения наполнены живой музыкой и хвалой. За все годы единственной ошибкой, которую они допустили, стало их обращение вовнутрь, а не на­ружу. Евангелисты, вопреки своему названию, не являются проповедниками; во многом это произошло из-за того, что в прошлом они подвергались жесточайшим гонениям. Однако, к моим удовлетворению и надежде, преподобный Бити сооб­щил, что современные квакеры-евангелисты снова стали воз­вращаться к своим проповедническим корням, обращаясь к молодежи и заблудшим грешникам в больших городах по всей Америке. Ведь именно такое обещание их праотцы дали Джор­джу Фоксу.

Несмотря на свою занятость в международном, общехрис­тианском служении, преподобный Бити с восхищением и гор­достью говорит о своих квакерских корнях. Именно благодаря им он обрел духовную силу и внутреннюю твердость, которые ничем невозможно поколебать. Бити сказал также, что его пе­реход от квакеров в общехристианскую группу дался ему очень легко из-за схожести убеждений обоих движений.87

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.221 (0.008 с.)