Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Упражнение «Песенка сверчка».

Поиск

Логопед. Жил-был сверчок за печкой, у него была скрипка. Вечером сверчок любил играть на своей скрипке. Он легко касался смычком струн, и тогда получалась вот такая песенка: ц-ц-ц.. Попробуй и ты спеть так: ц-ц-п...

II. Артикуляционная поза звука [ц] сходна с артикуляционной позой [с]. Особенность: смыкание передней части спинки языка с твердым нёбом (у альвеол) и размыкание языка с нёбом при выдыхании воздуха.

III. Постановка звука [ц] возможна лишь при условии хорошо отработанного произношения звуков [с], [т] путем быстрого слияния - звуков [т], [с].  Попросите ребенка произнести сначала медленно «тс», а затем быстро и отрывисто. Главное, чтобы звуки [т], [с] произносились отрывисто, а не как «тэ» — «сэ», «тэс» и др.

IV. Игра «Закончи слово». Закончить слово звуком [ц].

Дворе.., огуре.., певе.., ледене.., плове.., продаве.., молоде.., жиле.., кузне...

V. Пропевание песни.

          Песенка про сверчков

Жил за печкою сверчок — тац-тац-тац-тац.

По соседству жил дружок — тоц-тоц-тоц-тоц.

И друзья по вечерам

Распевали тут и там:

Ец-ец-ец-ец — вот и песенке конец.

VI. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 3. Постановка звука [ц]

Задача. Автоматизировать звук [ц] в обратных слогах, слогах со стечением согласных, затем в прямых слогах.

Методические указания. Следить за четкостью артикуляции и правильностью дыхания.

Сюжетно-игровая основа: «Путешествие кузнечика Цыка во дворец звука [ц], в котором живут слова, чистоговорки, стихи и рассказы».

План занятия

I. Игра «Запомни и повтори». Четкое произнесение слогов.

Aц-уц, ац-иц, ац-эц, ац-оц, оц-ац, оц-иц, оц-уц, оц-эц, уц-ац, уц-оц, уц-иц, иц-ац, иц-оц, иц-уц, иц-эц.

II. Упражнение «Будь внимателен». (Ворота дворца открылись, и мы оказались на лужайке Слогов. Чтобы пройти по ней, нужно без ошибок повторить четыре слога.)

Яц-ёц-иц-ец, ац-яц-оц-ёц, ёц-оц-яц-ац, ец-уц-иц-ац, ыц-уц-оц-ац, ец-иц-ёц-иц, ыц-оц-уц-ец.

III. Игра «Поднимись по лесенке». Шагать на месте и произносить слога.

ац-ма, ац-па, ац-та, ац-на, ац-ка, ац-ма, ац-па, ац-ва, ац-фа, ац-ха.

IV. Игра «Волшебный мяч». С одновременным проговариванием слогов сжать мягкий небольшой мяч в руке, перекладывать из рук в руки и др.

а) произносить слоги:

ца-ца, цo-цo, цу-цу, цы-цы, це-це;

ца-ца-ца, цо-цо-цо, цы-цы-цы, це-це-це, цу-цу-цу.

б) выделять голосом ударный слог (сначала первый, затем второй):

цо-це, цу-ца, цу-цо, цу-ци, цу-це, ци-ца, ци-цо,

ци-цу, ци-це, це-ца, це-цо, це-цу, це-ци.

в) пропевать по четыре открытых слога на одном удлиненном выдохе, выделяя голосом ударный слог:

ца-цо-цы-це, ца-цо-цы-це, ца-цо-цы-це, ца-цо-цы-це, цо-цы-це-ца;

ца-це-цы-цо, це-цы-цо-ца, цы-це-ца-цо, цо-це-цы-ца.

V. Игра «Волшебные заклинания». Проговаривание слоговых рядов со стечением согласных.

Цма-цмо-цму-цмы, цмо-цму-цмы-цма, цму-цмы-цма-цмо, цмы-цма-цмо-цму.

Ацм-оцм-уцм-ыцм, оцм-уцм-ыцм-ацм, уцм-ыцм-ацм-оцм, ыцм-ацм-оцм-уцм.

То же со звуками [в], [п], [т].

VI. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 4. Автоматизация звука [ц]

Задача. Автоматизировать звук [ц] в словах в ударном, затем в безударном слоге.

Методические указания. Следить за мягкой атакой голоса и четкостью артикуляции.

Сюжетно-игровая основа: «В гостях у Цапли-затейницы». Цапля живет во дворце звука [ц] в Башне слов.

План занятия

I. Игра «Найди слово». Назвать слова, в которых есть звук [ц] в конце слова.

Слова: бац, заяц, паяц, месяц, боец, отец, певец, конец, гонец, птенец, кузнец, танец, индеец, мизинец, пехотинец, беглец, удалец, леденец, палец, итальянец.

II. Играй «Поймай слово». Назвать слова, в которых есть звук [ц] в начале слова.

Слова: цап, цапка, цапну, цапля, цып-цып, цепь, цокот, цех, цинк, цыпки, ценник, цинга, цокать, цитата, цена, цукат, циновка, цыган, цыпленок, цыганка, цена, цепной, цемент, целина, целикам, целебный.

III. Игра «Угадай слово». Назвать слова, в которых есть звук [ц] в середине слова.

Слова: кузница, птица, позиция, зацепка, станица, синица, письмецо, донце, мыльце, оконце, пятница, спица, станция, умница, авиация, затейница, куница, именинница, платьице, полотенце, акация, кудесница, певица, яйцо, полиция, больница, овца, девица, водица, лицо.

IV. Игра «Телефон».

Слова: от-цы, бой-цы, кон-цы, пев-цы, гон-цы, бор-цы, цып-цып, птен-цы, плов-цы, двор-цы, ов-цы, у-ли-цы, о-гур-цы, ле-ден-цы, мо-лод-цы, го-луб-цы, про-дав-цы, цирк, циф-ра, цин-ко-вый, тан-цы, нем-цы, паль-цы, у-ли-цы, боль-ни-цы, ли-тов-цы, ин-дей-цы, ки-тай-цы, лу-ко-ви-цы, пу-го-ви-цы, ру-ка-ви-цы.

V. Игра «Запомни и повтори» (безударный слог ться, тся в глаголах произносится как ца):

Купаться[ца], одеваться[ца], умываться[ца];

надеяться[ца], удивляться[ца], убираться[ца];

дуться[ца] — дуется[ца];

бояться[ца] — боится[ца];

купаться[ца] — купается[ца];

целиться[ца] — целится[ца];

пылиться[ца] — пылится[ца];

умываться[ца] —умывается[ца];

одеваться[ца] — одевается[ца];

улыбаться[ца] —улыбается[ца];

оглядываться[ца] — оглядывается[ца].

VI. Игра «Волшебный сундучок». Проговаривание слов со стечением согласных. Слова: цвести, цветение, самоцветы, боцман, сцена.

VII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 5. Автоматизация звука [ц]

Задача. Автоматизировать звук [ц] в словосочетаниях, соблюдая чёткость артикуляции и логическое ударение.

Сюжетно-игровая основа: «Волшебное кольцо (обруч, пирамида)»

План занятия

I. Игра с мячом «Одни — много». Образование существительных множественного числа, следя при этом за правильностью произнесения звука [ц].


Боец — бойцы;


отец —

конец —

палец —

танец —

певец —

гонец —

ранец —

перец —

горец —

борец —

беглец —

удалец —

индеец —

китаец —

колодец —

румянец —

огурец —

молодец —

леденец —

птенец —

пловец —

дворец —

глупец —

братец —

продавец —

рубец —




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.89 (0.01 с.)