I . Игры «Твердо — мягко», «Камень — вата», «Наоборот». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Игры «Твердо — мягко», «Камень — вата», «Наоборот».



Характеристика звуков [с]— [с'] (согласный твердый, согласный мягкий).

Са-ся, ся-со; со-сё, сё-со; су-сю, сю-су; сы-си, си-сы; сэ-се, се-сэ; ся-ся-са, си-сы-си со-со-сё; се-се-сэ, су-сю-сю, сы-си-сы; са-ся-са, се-со-сё, су-су-сю; ста-стя, сто-стё, сту-стю, сты-сти; стя-ста, стё-сто, стю-сту, сти-сты; смя-сма, смё-смо, смы-сми; сна-сне, сно-снё, сни-сны, сню-сну; сва-свя, сво-свё, свю-сву; спя-спа, спё-спо, спу-спю, спы-спи.

II. Игра «Повтори слова парами».

са — ся:

оса - вся, сад - сядь, усатый - всякий, коса - косяк, полосатый - десятый, лиса - лисята, гусак - гусята, кусачки - висячий, досада - десятый, роса - поросята;

се — сё:

соло - сёла, сам - Сема, сок - Васек, фасоль - осёл; весомый - веселый, хлебосол - новосел, спросонок - поросенок, сотня - седла.

сы — си:

сын - синька, сыр - кассир, сыпать - сито, сыч - лисичка, бусы - бусинки, косые - косичка, косынка - косилка, посылка - носилки.

с— сь

нос - ось, вес - весь, рис - рысь, лис - лисья, плюс - злюсь, тесно - тесьма, описка - опись, навес - навесь.

III. Игра «Телеграф». Проговаривание, деление сложных слов на слоги при помощи хлопков.

IV. Игра «Какой звук в слове?» Определение, в каких словах звук [с] звучит твердо, а в каких — мягко (по опорным картинкам).

V. Игра «Соня и Сеня играют в кубики». Соня и Сеня играют в кубики. Соня собирает кубики с нарисованными предметами, в названиях которых есть твердый звук [с], а Сеня — в названиях которых есть мягкий звук [с']. Выстроить кубики по образцу: Соня — сыр, Сеня — персик.

VI. Игра «Один — много». Гусенок — гусята; лосенок —..., осленок —..., лисенок —..., совенок —..., осинка —..., сосенка —....


VII. Ответить на вопросы. Подобрать подходящие картинки (самосвал, коляска, бусы, самокат, сумка, санки, сом, соль, солнце, сосулька, сухарь, сковорода, свинья):

Что у Сережи? — У Сережи самосвал.

Что у Насти? —...

Что у Светы? —...

Что у Семена? — …

Что у Славы? —...

Что у Ларисы? — …      

На чем дети катаются с горы? — Дети катаются с горы на санках.

Какая рыба с усами? — …

Что освещает и согревает Землю?....

Чем солят суп? —...       

Что надевают на ноги в сырую погоду? —…

Что весной свисает с крыши? —...

В чем хозяйка носят продукты? — …

Как называется сухой хлеб? —...

На чем жарят рыбу? — …

Кто хрюкает? — …

VIII. Итог.

 

ЗАНЯТИЯ 16,17. Дифференциация звуков [c]-[c']

Задачи. Дифференцировать [c]-[c']

Сюжетно-игровая основа: «Знайка и Незнайка в Стране правильных ответов».

План занятия

I. Игра «Найди лишний предмет» (по картинкам). Назвать картинку и раскрасить. Гусеница, василек, бабочка. Гусь, лось, мяч. Осел, свинья, юбка.  .

II. Игра «Скажи правильно» (по картинкам). Корабль смастерил Сережу. Санки катаются на Свете. Сосна стоит под скамейкой. Кот Барсик сладко ест. Самолет летит высоко под лесом. Снежный ком катает Сашу.

III. Игра «Повтори тексты».

Сидела синица на сосне. Слетела с сосны на снег.

Сеня — спортсмен. На стадионе он играет в баскетбол.

Сестра рассказала Соне сказку про сову. Сова в сказке сидела на суку.

Из снега слепили снеговика. Засияло солнце, и снеговик растаял.


Начинается считалка:

На дубу — скворец и галка.

Улетел домой скворец.

И считалочке — конец.

Петуху лиса толкует:

— Я за дружбу, за совет.

А петух и в ус не дует:

У него усов-то нет!


IV. Пересказ текста.

Такси (по опорным картинкам)

Сеня и Люся едут на такси. Такси останавливается. Сеня и Люся выходят из такси. Вместе они идут в кинотеатр.

Вопросы. Кто едет на такси? Куда идут Сеня и Люся?

В саду

У нас в саду будет скамейка. Вася и Саня сделают ее сами. Их гости смогут посидеть в саду на скамейке.

Вопросы. Что будет в саду? Кто сделает скамейку? Что будут делать их гости?

Лес

Света и Соня идут в лес. В лесу высокие сосны. На сосне дети увидели сову, а над лесом — стаю уток.

Вопросы. Кто идет в лес? Какие сосны в лесу? Кого увидели дети?

V. Итог.

 

ЗАНЯТИЯ 18,19. Дифференциация звуков [с]—[с’]

Задача. Дифференцировать звуки [с]— [с'] в самостоятельной речи.

Методические указания. Следить за соблюдением интонационной выразительности и четкостью дикции.

Сюжетно-игровая основа: «Мы — художники».

План занятия

I. Обведение контуров, раскрашивание и рисование картинок к потешкам, стихам, рассказам; пальчиковые игры.


Сам сказать сумей-ка:

«В саду стоит скамейка:

На скамейке сидит кот.

Он нам песенки поет».

Со стола стащила киска

Сыр, сметану и сосиски.

Что же будет есть семья?

Слушай, киска, так нельзя!


II. Заучивание потешек и рисование по воздуху пальцами, ладошками соответственно тексту.

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка.

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

Серенькая кошечка

Села на окошечко,

Хвостиком махала,

Деток поджидала.

Гуси белые, гуси серые.

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

Сани, сани едут сами!

Через горы и леса

Едут сани — чудеса!

III. Игра «Не скажи, а покажи». Прослушивание стихов в аудиозаписи (или читает один из детей) и рисование руками по воздуху сюжета стихотворения.

Непоседа Васенька

Не сидит на месте.

Непоседа Васенька

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

IV. Заучивание стихов.

        Не бойся

Ты не бойся — это гусь,

Я сам его боюсь.

                           З. Александрова

         Песенка

До свидания, сад, сад.

Все осинки спят, спят.

И мы сами спать пойдем,

Только песенку споем.

        Спутник

Спутник, спутник,

Не ленись.

Полети к планетам

Ввысь!

V. Прочитать стихотворение, следя за мягкой атакой голоса, четкостью артикуляции, интонацией, темпом речи и логическим ударением во фразах.

      Сани

У нас семеро саней.

По семеро в сани

Мы уселись сами.

      Снег

Сыпься, сыпься.

Снег, снег.

Посыпай

Всех, всех.

   Снегопад

Сколько снегу нанесло!

И в лесу, и в саду

Сосны, ели — все в снегу.

  Горка

Сели дети на салазки.

Как блестят весельем глазки!

Покатались, понеслись

И скатились с горки вниз.

VI. Прочитать стихотворение, следя за мягкой атакой голоса, четкостью артикуляции, мелодико-интонационной выразительностью голоса, темпом речи и логическим ударением во фразах.

       Самолет

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами.

А потом вернемся к маме.

                           А. Барто


   Веселье

Все смеялись,

Веселились,

А потом плясать

Пустились.

    Кот и пес

Из кискиной миски пес

Сегодня «Вискас» унес,

А киска у пса из миски

Ест с аппетитом сосиски.


VII. Прочитать стихотворение сначала шепотом, медленно и предельно отчетливо, добиваясь правильной и выразительной артикуляции, затем — голосом средней силы, следя за дыханием и интонационной выразительностью голоса.

                                      Веселые зверята


Семь рысят, семь поросят,

Семь гусят, семь лисят.

Рысята на ветке сидят.

Поросята вовсю голосят.

Гуськом семенят гусята.

Из кустов наблюдают лисята.


               Сова

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит.

    Скамейка

Сам пропеть сумей-ка:

В саду стоит скамейка,

На скамейке сидит кот,

Он нам песенки поет.


VIII. Прочитать стихотворение сначала четко шепотом, затем громким голосом, следя за дыханием, интонационной выразительностью голоса и правильностью произношения твердого и мягкого звуков [с]—[с’].


Там, где мама

Там, где мама,

Там и ласка.

Где бабуся,

Там и сказка.

     Совы

Днем сонные совы

На соснах сидят.

Когда все уснут —

На охоту летят.


                                                 Сказка


У Светы о сове есть сказка.

Сова в ней надевает маску

И, сев в кусты, свистит, сопит.

Не спит сама, и лес не спит.


IX. Прочитать стихотворени е, следя за правильностью дыхания, мягкой атакой голоса, четкостью артикуляции (тренировка подвижности, гибкости голоса, изменения тембра, умения использовать наиболее выгодные изменения высоты, силы, продолжительности звучания).

                                              На песке


Лето. Садик. Сквозь кусток

Сохнет в садике песок.

Света с синими совками

На песке уселась с нами.

Сыплем мы сухой песок.

Под скамейку и в носок.


                                                       (По Л. Успенской и М. Успенскому.)

                                             Осень


Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

Ветер листья носит.


                                                                                         И. Лопухина

                                                Кот


Непоседа Васенька

Не сидит на месте.

Нас увидит Васенька —

Ходите нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки.

Хвост дугой у Васепьки

И пятно на спинке.

В гости ходим с Васенькой,

Носим неустанно

Мясо и сметану.


X. Прочитать стихотворение сначала шепотом медленно и предельно отчетливо, добиваясь правильной и выразительной артикуляции, затем — голосом средней силы, следя за дыханием, интонационной выразительностью голоса, правильностью произношения твердого и мягкого звуков [с]—[с'].

                                               Сети


Сети у Симы,

Сети у Васи,

Сети у Сени,

Сети у Аси.

Осетры в сетях у Симы,

Сельди в сетях у Васи,

Семга в сетях у Сени,

А у Аси — один карасик!


                                           Сенокос


Сеня сено косит,

Сема сено носит,

А Касьян на сене сидит,

А Касьян вовсю голосит:

«Не просите меня! Не просите!

Отпустите меня, отпустите!

Не умею я сено косить,

Не по силам мне сено носить!

Зато песни могу голосить,

Всех вас песнями веселить!»


XI. Прочитать текст, произнося каждое предложение на одном удлиненном, равномерном, плавном выдохе. Следить за мягкой атакой голоса, четкостью артикуляции звуков [с]-[с’], интонацией, темпом речи и логическим ударением во фразах. Ответить на вопросы полными ответами.

Осень

Настала осень. Поля, леса и сады опустели. Листья осыпались. Улетели веселые гости.

Вопросы. Когда это было? Как стало в лесу?

Сосна

В лесу стояла высокая сосна. Сосна была сухая. Вася и Костя спилили сухую сосну.

Вопросы. Где стояла высокая сосна? Какую сосну спилили Вася и Костя?

XII. Итог.

Тема «Звук [з]»

ЗАНЯТИЕ 1. Постановка звука [з]

Задачи. Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука [з]. Отработать точные движения органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. Формировать целенаправленную воздушную

Сюжетно-игровая основа: «Сказка о Веселом язычке, Звукознайке и Незнайке».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. тему «Звук [с]. занятия 1,2).

II. Дыхательные упражнения (см. тему «Звук [с]», занятия 1,2).

III. Пропеванне песенки «Песенка про комара, которую сочинил Звукознайка».


Вот комар летит — з-з-з-з.

Он летит и звенит: «З-з-з-з».

Вот он сел на пенек - з-з-з-з.

И звенит весь денек: «З-з-з-з».


IV. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 2. Постановка звука [з]

Задача. Развивать фонематические процессы.

Сюжетно-игровая основа: «Экскурсия по замку звука [з]».

План занятия

I. Игра «Поймай звук». Выделение звука [з] хлопком на слух- [н], [з], [п], [з], [з’], [к], [х], [з], [б], [з], [з], [г] и др.

II. Игpa «Положи фишку». При определении на слух слога со звуком [з] выкладывается фишка (игра может проводиться за столом или сидя на ковре): ма, за, бy, зы, зо, ва, на, зу и др.

III. Игра «Будь внимателен». Выбор из ряда картинок тex, в которых есть звук [з].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.07 с.)