II. Игра «Повтори скороговорки». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Игра «Повтори скороговорки».



Цапля, стоя на крыльце,

Написала букву «Ц».

Стоит цапля у болота,

Улыбается, смеется.

Стоит воз овса, возле воза — овца.

Стоит овца возле воза овса.

Над сосной летит синица,

Под сосной сидит лисица.

Цапля в цирке выступала,

Цифры носом написала.

Цып-цыпленок нацарапал

Письмецо для Цыпа-папы:

«Вы, отец, — большой певец.

Вас целую. Цып. Конец».

Скворцы и синицы — веселые птицы.

Веселые птицы — скворцы и синицы.

III. Игра «Прочти стихотворение».

   Цаплин сын

Никакой он не цыпленок:

Мама — цапля.

Сын — цаплёнок.

  Цаплины птенцы

У цапли птенцы —

Такие удальцы!

На одной ноге не лень

Стоять им с цаплей

Целый день.

    Я сама

— Давай будем одеваться...

— Я сама! Я сама!

— Пойдем, будем умываться...

— Я сама! Я сама! И. Муравейко

   Зонт

Новый зонт у тети Зои.

Он от солнца и от зноя.

Создает тот зонтик тень

В самый-самый знойный день.

Зоопарк

Есть в зоопарке

Звери и птицы:

Львицы, лисицы,

Зайцы, куницы,

Цапли, цыплята.

Синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Обезьяна

Забавной обезьяне

На месте не сидится.

Весь день та обезьяна

Поет и веселится.

Кот

Кот царапался, кусался.

Если ж был неравен спор —

От врагов своих спасался.

Залезая на забор.

                  (По И. Заходеру.)

Медведица

В звездном небе светится

Звездная Медведица.

Помогают звезды те

С пути не сбиться в темноте.

IV. Итог.

ЗАНЯТИЕ 16. Дифференциация звуков [ц]—[с]

Задача. Дифференцировать звуки [ц]—[с] в текстах.

Методические указания.

1. Следить за интонацией, темпом речи, логическим ударением, четкостью артикуляции. 2. Отвечать на вопросы полными ответами.

Сюжетно-игровая основа: «Художники»

Рисуем с детьми сюжетные картинки к рассказам, а потом пересказываем.

План занятия

I. Работа с текстом:

1) прослушивание;

2) ответы па вопросы полным ответом;

3) повторное прослушивание;

4) пересказ текста.

Таня

Таня полила цветы: цикламены, нарциссы, гиацинты, циннии, настурции. Потом взяла на оконце мыльце и вымыла лицо водицей.

— Таня, пойди на улицу, дай еды цыплятам!

— Цып-цып-цып, цыплята!

Вопрос. Какие цветы полила Таня?

Весна

Наступила весна. Засияло солнце. Прилетели с юга цапли. Они стали вить гнезда и выводить птенцов.

Вопросы. Какая пора наступила? Кто прилетел весной? Кого выводят птенцы весной?

Цибик

У нас есть собака. Ее зовут Цибик. Цибик - цепная собака она кусается. Целый день Цибик сидит на цепи. Цибик никого не пускает в сад. Все боятся Цибика.

Вопросы. Как зовут собаку? Где она сидит? Когда ее спускают с цепи? Кого все боятся?

Прилет птиц

Февраль последний зимний месяц. Наступает весна. Перелетные птицы в это время слетаются к нам с вестью о весне. Прилетят, засвистят, запоют веселые песни, будут вить гнезда и выводить птенцов. Птицы — друзья садов и огородов. Берегите птиц!

Вопросы. О каком зимнем месяце идет речь в рассказе? Что происходит в этот период в природе? Почему необходимо оберегать птиц?

Заяц

Заяц к зиме не готовится. Он зимой сидит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза у зайца не закрываются. Зимой заяц питается корой осины и зеленой озимью. Лисицы, совы, волки, люди - все охотятся на зайца. Заяц всех боится. Зайца спасают его ноги и твердый слух

Вопросы. Где сидит заяц зимой? Как заяц спит? Как питается заяц зимой? Кто охотится за зайцем? Как спасается заяц?

Певцы

Цыплята, увидев утенка, хвастаются:

— Вот какие мы певцы! Как папа! В пятницу мы будем выступать на сцене.       

— Какие вы певцы? — удивляется утенок. — В пятницу съедутся знаменитые певцы, а не птенцы.

Цыплята, попив из блюдца водицы, пели под акацией весь день, пока не осипли. Потом поплелись к наседке узнать, когда, наконец, они станут певцами. Наседка смеется:

— Вы у меня умницы! Если будете заниматься, обязательно станете знаменитыми певцами.

Вопросы. Кому и как хвастались цыплята? Что ответил им утенок? Что делали цыплята весь день? Что сказала цыплятам наседка?

II. Итог

 

 

Тема «Звук [ш]»

ЗАНЯТИЕ 1. Подготовка к постановке звука [ш]

Задачи. Ознакомить с органами артикуляции. Подготовить органы артикуляции к постановке звука [ш].

Сюжетно-игровая основа: «Фокусник».

План занятия

I. Игра «Сказка о Веселом язычке». Рассказывание и показ на картинке.

II. Рассматривание схемы артикуляционного профиля, нахождение органов артикуляции, характеристика их местоположения.

III. Отгадывание загадок.

Полон хлевец белых овец.

                              (Рот, зубы.)

За белыми зубами соловушка свищет.

                              (Язык)

IV. Определение на схеме органов артикуляции (язык, зубы, губы).

Рассказ об их расположении.

V. «Школа Язычка». Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики.

Упражнение «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти (нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать па нижние зубы, язык должен быть широким, края его касаются уголков рта; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе; следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух, проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться).

Упражнение «Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти (губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения; следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа; не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу; боковые края языка должны касаться углов рта; если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»).

Упражнение «Приклей конфетку». Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами (следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна; рот открывать не тире чем на 1,5—2 см; если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот); выполняй, упражнение надо в медленном темпе.

Упражнение «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот, при этом язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку (следить, чтобы губы были в положении улыбки; боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться; при повторении упражнения надо открывать рот шире).

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола (нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; нельзя надувать щеки; следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная).

Упражнение «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать, верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону (следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем); язык должен быть широким, боковые края касаются углов рта; сели упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»; как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю.

Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открыть рог (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении (следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны; открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти; следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка).

Упражнение «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка тогда ватка полетит вверх (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной; боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя, если это не получается, можно слегка придержать язык; нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы).

VI. Вырабатывание целенаправленной воздушной струи: «Фокус», «Горячий чай».

VII. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 2. Постановка звука [ш].

Задачи. Выработать целенаправленную воздушную струю. Поставить звук [ш], автоматизировать его в изолированном положении. Совершенствовать фонематический слух - выделение слов с заданным звуком из ряда предложенных. Активизировать словарь по теме «Домашние птицы».

Сюжетно-игровая основа: «Знакомство с Шуршей».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие)

II. Вырабатывание целенаправленной воздушной струи: «Фокус», «Горячий чай».

III. Постановка звука [ш].

IV. Автоматизация звука [ш] изолированно:

а) игра «Шарик лопнул» (по картинке);

б) игра «Змейка» (игрушка);

в) игра «Змейка ползет к яблочку» (картинка).

V. Полевка «Змейка». Пропевание звука [ш].

                         Змейка

Шуршит змея — «ш-ш-ш», шипит змея — «ш-ш-ш»,

Ползет, ползет, старается.

Опасная, ужасная, пружиной извивается — ш-ш-ш.

Напасть она готова в миг любой — ш-ш-ш.

Не принимай змеиный комплимент — ш-ш-ш.

Змея тебя предаст в любой момент — ш-ш-ш.

VI. Игра «Поймай звук». Выделение звука [о] хлопками на слух из ряда:

а) согласных звуков;

б) гласных звуков;

в) всех звуков:

г) слов.

Слова: каша, рыба, ослик, магазин, окунь, свет, фартук, дача, лапа, книга, облако.     

Подбор картинок к данным словам.

VII. Попевка «Курочка» (пропевание звука [о] на мягкой атаке до 6 звуков).

           Курочка

Курочка кудахчет: «Ко-ко-ко».

Слышен ее голос далеко:

«Ко-ко-ко-ко-ко-ко...»

VIII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 3. Автоматизация звука [ш] в прямых слогах.

Задачи. Автоматизировать звук [ш] в прямых слогах. Развивать фонематический слух - учить выделять звук [ш]  из ряда предложенных.

Сюжетно-игровая основа: «Маша в гостях у Шурши».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие)

II. Автоматизировать звук [ш] изолированно (см. предыдущее занятие).

III. Игра «Магнитофон». Повторение слоговых радов перед зеркалом (сопряженно с логопедом, затем - по беззвучной артикуляции логопеда, далее самостоятельно).

Ша-ша-ша, шо-шо-шо, ши-ши-ши, ше-ше-ше, шу-шу-шу.

IV. Игра «Ладошка». Обводить ладонь пальцем другой руки нажимать поочередно на каждый палец и произносить слоги.

V. Игра «Построй лесенку». Произнесение слогов (на каждый произнесенный слог ребенок получает палочку и затем складывает из палочек лесенку).

VI. Игра «Лесенка». Маша «поднимается» (пальцами рук по лесенке и произносит слоги.

VII. Игра «Поймай звук». Выделение звука [ш] хлопком на cлуx из ряда гласных звуков, ряда согласных звуков (без схожих по артикуляции и без свистящих), ряда всех согласных звуков.

VIII. Попевка «Змейка».

IX. Игра «Доскажи словечко» (звук [ша]).

Ка.., кры.., ча... гру.., афи.., лап.., кваку.., кряку... горбу.., кассир.., копу...

X. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 4. Автоматизация звука [ш] в обратных слогах

Задачи. Автоматизировать звук [ш] в обратных слогах. Развивать фонематический слух — учить выделять слоги со звуком [ш] из ряда предложенных.

Сюжетно-игровая основа: «Маша в гостях у Шурши».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие).

II. Игра «Поймай песенку Шурши». Выделение звука [ш] хлопками на слух: аш, ак, ар, аш, ал, ав, ам, аш, ан, аш, аф, aм, ах, аш, ал, аш, ад, аз, аш, ав, ац, аш, аг, аб, ас, аш, ах, ач, аш (гласную можно менять).

III. Игра «Пирамидка». Пропевание слогов аш, уш (при снятии колец с игрушечной пирамидки) и аш, иш (при надевании колец).

IV. Игра «Мозаика». Пропеванне слогов с указанием на конкретный цвет: синий цвет — аш, желтый цвет — ош и др.

V. Игра «Пианино». Произнесение (пропевание) слогового ряда: аш-ош-уш-иш при нажатии на клавишу (последовательность и количество слогов можно менять).

VI. Игра «По дорожке».

а) Перед зеркалом: пальцы «шагают» по дорожке с произнесением слогового ряда аш-ош-уш-иш-еш.

б) Хождение с произнесением слогового ряда аш-ош-уш-иш-еш.

VII. Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

VIII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 5. Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных

Задачи. Автоматизировать звук [ш] в слогах со стечением согласных. Развивать фонематический слух - учить выделять слова со звуком [ш].

Сюжетно-игровая основа: «Маша в гостах у Шурши».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие).

II. Игра «Пирамидка». Пропевание слоговых рядов шка-шко-шку-шки-шке (при снятии кольца с игрушечной пирамидки) и шта-што-шту-шты-ште (при надевании кольца).

III. Игра «Построй домик (заборчик, мостик) из палочек». Произнесение слогов (на каждый правильно произнесенный слог ребенок получает палочки и складывает из них постройки).

IV. Игра «Собери бусы». Произнесение слогов с одновременным нанизыванием бусинок на леску.

V. Игpa «Разрезные картинки». Найти вторую часть картинки и закончить слово (добавление слога -шка). Ко.., мы... ну.., деду.., бабу.., поду.., лягу.., матре.., раку.., куку.., карто.., руба.., рома.., марты.., кры...

VI. Игра «Доскажи словечко» (множественное число). Игру можно проводить перед зеркалом или без зеркала с мячом (добавление слога -шка).

Ко.., мы.., пу.., деду.., бабу.., поду.., лягу.., матрё.., раку.., куку... карто.., руба.., рома.., марты.., кры...

VII. Игра «Поймай слово». Выделение звука [ш] хлопком на слух в словах в начале слова, затем в конце слова и далее в середине слова. Предлагаются слова со звуком [ш] в начале слова, затем в конце слова, затем в середине слова.

VIII Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 6. Автоматизация звука [ш] в словах с прямыми слогами

Задачи. Автоматизировать звук [ш] в словах с прямыми слогами, развивать фонематический слух — учить выделять слова со звуком [ш] из ряда предложенных.

Сюжетно-игровая основа: «Веселые пальчики».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие).

II. Игра «Пальчики здороваются». Повторение прямых слогов.

III. Игра «Повтори так же». Повторение слов по образцу: шаг, шагом, шайба, шахта и др.

IV. Игра «Назови картинку». Самостоятельное называние предмета по картинкам (шар, шарик, шапка, шапочка, шарф, шарфик и др.).

V. Игра «Что пропало?» (по вышеуказанным предметным картинкам).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.072 с.)