Метод «незаконченный рассказ» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод «незаконченный рассказ»



Метод «незаконченный рассказ» – это изложение реальной жизненной ситуации, направленной на выявление установок подростков. Например:

  1. Рассказ «У нас были гости ». Гости разошлись, стол был неубран, на столе остались грязные тарелки, рюмки с недопитым вином, а я остался/лась один. И тогда я решил/а: «Дай-ка я… Попробую? Помогу маме вымыть посуду? Уберу со стола? Вылью остатки в раковину, чтобы маленькая сестрёнка/братишка не взял/а» и т. д.
  2. Рассказ «Папа забыл сигареты ». Папа оставил сигареты на столе и ушёл на роботу. Я сразу же решил, что… «Позвоню ему? Выброшу сигареты в урну, чтобы он больше не курил? Попробую закурить? Дам сигареты другу, потому что он курит» и т. д.
  3. «Каждый вечер мы собирались с друзьями во дворе, чтобы пообщаться, покурить вместе. Однажды к нам во двор пришёл новенький, он курил какое-то необычное вещество и называл его наркотой. Предложил и мне попробовать. Я отказался. Тогда он стал рассказывать о том, какие необычные ощущения даёт это вещество и что после одного раза ничего не будет…» (запишите свою версию концовки рассказа)…

Главное в методе «Незаконченный рассказ» – не предлагать готовые варианты ответов, а попытаться услышать самую первую реакцию детей на ситуацию, в которой кроется существенный элемент неосознанности, спонтанности возможного поступка, хотя с выбором вариантов ответов можно помочь, но позже.

Технология составления ситуаций для этого метода простая: нужны действующие лица, время, место события, проблема, которую нужно решить. Каждый воспитатель может составлять аналогичные рассказы сам. Он лучше знает своих детей, кроме того, жизнь всё время предлагает всё новые и новые ситуации, нужно только научиться их подмечать и работать с ними.

Метод незаконченных предложений

Для выявления установок личности также используют «метод незаконченных предложений» с рекомендацией писать первое, что приходит в голову, не раздумывая. Например:

Мой папа оставил на столе пачку сигарет и…

Курение – это…

Мой дедушка курит потому, что… и т. д.

Метод рисуночных тестов

Целью данного тестирования может быть выявление информированности личности о том или ином явлении. Этот метод целесообразно применять при работе с детьми дошкольного и раннего школьного возраста. Например, вы предлагаете детям нарисовать праздничный стол, и если на столе дети рисуют бутылку, то по этому факту уже можно судить как об информированности ребёнка, так и о первичных установках на употребление алкоголя.

При всех видах опроса важно добиться доверия опрашиваемых, придерживаться принципа «не навреди» и, конечно, выбирать оптимальные для данной группы и данного возраста методы опроса. Кроме того, для повышения достоверности исследования желательно пользоваться не одним, а несколькими методами сбора информации.

Метод «баллотирования»

При выявлении распространённости наркомании достоверность исследования полезно проверить ещё одним методом – методом «баллотирования». Остановимся на нём подробнее. Дело в том, что наркомания – явление нелегальное, на искренние ответы особенно рассчитывать не приходится.

Суть метода в следующем: заготавливаются коробки с соответствующими надписями: «Не пробовал ни разу»; «Пробовал 1-3 раза»; «Употребляю иногда, чтобы поддержать компанию»; «Употребляю регулярно, привык».

Коробки тщательно заклеиваются, сверху прорезается отверстие, чтобы можно было бросить полоску бумаги. Целесообразно предварительно бросить в каждую коробку по 2-3 листочка, чтобы снять с опрашиваемых психологическое напряжение («раз кто-то уже признался, почему бы и мне этого не сделать»).

На столе оставляется памятка с просьбой указать на своём листочке название употребляемого вещества (анаша, маковая соломка, таблетки, прочее) и привязываются ручка и карандаш, чтобы кто-нибудь их по забывчивости не унес, что помешало бы опросу остальных.

С испытуемыми проводится краткий инструктаж, снимающий напряжение и объясняющий их действия. Опрашиваемые запускаются в класс по одному, получая стандартные листочки перед самым входом, чтобы не успели разглядеть, что листочки всё-таки разные. Например, мальчикам можно давать листочки в клеточку, девочкам – в линейку, либо таким же образом выделить трудных подростков. Время пребывания каждого в пустом классе строго ограничено.

Данный метод позволяет собрать следующую информацию: распространённость наркомании по типу употребления (экспериментальное, эпизодическое, регулярное), вид вещества, показатели по полу, трудновоспитуемости и т. д. [4:74-82].

Метод АТН

Метод АТН (алкоголь, табак, наркотики) разработан красноярским учёным С. С. Аникиным. Этот метод хорош тем, что позволяет практически без всяких материальных и временных затрат на подготовку и проведение исследования за считанные минуты выяснить ситуацию в конкретном коллективе или образовательном заведении. Перед началом опроса составляется рабочая таблица примерно следующего содержания:

Таблица 1. Распространённость вредных привычек  
Вещество Никогда не пробовали Пробовали 1-3 раза Употребляют иногда Употребляют регулярно  
м ж м ж м ж м ж  
Алкоголь                  
Табак                  
Наркотики                  
Итого                  
Конкретные вещества и их количество                  

Перед началом опроса проводится краткая инструкция учащихся. Ниже приводится та информация, которую следует сообщить учащимся.

Инструкция

Дорогие ребята/студенты! От вас требуется помощь в прояснении ситуации с алкоголем, табаком и наркотиками в вашей школе/нашем городе/университете и т. п. Опрос будет анонимным, безопасным и необременительным для вас.

Возьмите лист чистой бумаги и поделите его на три части. В правом верхнем углу укажите пол и возраст. Каждый из трёх разделов обозначьте буквами соответственно А (алкоголь), Т (табак) и Н (наркотики). Пользуйтесь следующими условными обозначениями:

0 – никогда не пробовал

* – пробовал 1-3 раза ( и больше никогда)

** – «Употребляю иногда».

«Употребляю иногда» следует понимать:

а) алкоголь – несколько раз в год по великим праздникам;

б) табак – иногда в кругу друзей, в ситуации общения, если угостят;

в) наркотики – иногда в кругу друзей, в ситуации общения.

*** «Употребляю регулярно»

«Употребляю регулярно» следует понимать:

а) алкоголь – 2 раза в месяц или чаще;

б) табак – привык настолько, что курю даже один вне ситуации общения и сам покупаю сигареты;

в) наркотики – привык настолько, что употребляю даже один вне ситуации общения.

Обязательно укажите, какой вид изделия вы пробовали или употребляете и в каком количестве.

Заранее спасибо. Обещаем, что эта информация не будет использоваться против вас! Ведь наш опрос – анонимный.

Заполненный лист опроса может выглядеть примерно так:

    Пол жен.17 лет
А Т Н
** пиво бутылку * 1-3 раза Winston  

Обязательное указание вида изделия и его количество имеет ещё один важный смысл: в этом случае учащийся оставляет образец своего почерка, по которому можно догадаться, кто, например, пробовал наркотики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.006 с.)