Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности



Д. И. Менделеев предупреждал, что рост народонаселения и неосторожное использование передовых технологий может привести человечество к гибели.

Общественно-политическая ситуация в современной России и в мире в целом такова, что понятия «война», «терроризм», «стихийные бедствия» умышленно преподносятся обыденными. Проблема безопасности тем более актуальна, что в постперестроечной России, по сути, проводятся революционные изменения, хотя и носят при этом название реформ.

Современные учёные пришли к выводу, что в систему принципов современного образования, наряду с принципами гуманизации, демократизации, непрерывности, открытости, необходимо ввести принцип безопасности образования (В. В. Анисимов). Видимо, принцип безопасности действительно должен стать одним из базовых, ведь цель всякого живого существа – выжить. Наряду с термином «безопасность» используется и термин «жизнеспособность».

В философии проблема жизнеспособности рассматривается через соотношение альтруистического и эгоистического в человеке (А. В. Гидлевский).

В психологии она рассматривается как энергетический потенциал человека (Б. Г. Ананьев, Д. А. Леонтьев, С. Мадди); как модальность сознания, которая понимается как состояние статичности сознания, при котором сохраняется внутреннее равновесие личности (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова); как объект кросскультурного исследования для учёных разных стран, которые в течение последних десятилетий изучали жертв насилия, террористических актов, экологических катастроф, подростков, склонных к употреблению одурманивающих веществ (Cohler, 1987; Cairns and Cairns, 1994; Fraiser, 1997; Glantz and Sloboda, 1999; Rutter, 2001).

В педагогике жизнеспособность рассматривается как специфическая способность, которая относится к особому классу способностей, называемых В. Д. Шадриковым духовными.

Жизнеспособность обладает основными признаками духовных способностей, но не тождественна им. Жизнеспособность – это единство природных и нравственных начал, которые обеспечивают эффективность деятельности, направленной на удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

Введение в педагогику понятия «жизнеспособность» связано с тем обстоятельством, что часть современной молодёжи, вместо свойственного этому возрасту оптимизма, характеризуется склонностью к асоциальному, виртуальному, экстремистскому, саморазрушительному образу жизни [35:23-28]. Психическое здоровье детей нарушается как вредными информационными воздействиями, так и сокрушительными по силе воздействия на незрелый организм средствами, такими как алкоголь, табак, наркотики, некоторые лекарственные вещества.

По числу самоубийств современная Россия находится на первом месте в мире. Почти половина наших сограждан, которые уходят из жизни, наложив на себя руки, – это люди, не достигшие 30 лет. На 70% этот вид смертности объясняется агрессивностью и озлобленностью, на 10% – безысходностью, 15% составляют экономические и 5% – неизвестные факторы. Таким образом, по крайней мере в 80% случаев люди умирают от материального и духовного дискомфорта и утраты смысла жизни [3:3-7].

М. П. Гурьянова рассматривает «жизнеспособность личности» как «интегрированное качество личности, обладающей совокупностью ценностных ориентаций, личностных качеств, разносторонних способностей, умений, базовых знаний о законах бытия, позволяющей ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме» [9:43-50].

Если активные действия человека нацелены на самообеспечение, приоритетными становятся упорный труд, личная инициатива, ответственность, то такая жизнеспособность по праву относится к положительной характеристике личности.

Если деятельность по самообеспечению основана на активном приспособленчестве, социальном иждивенчестве, безнравственном, аморальном, преступном поведении, то такую жизнеспособность следует характеризовать как отрицательное свойство личности.

Жизнеспособная личность, по М. П. Гурьяновой – это личность, умеющая самостоятельно решать проблемы, которые ставит перед ней жизнь. Это – личность творческая, способная проявлять инициативу, а не впадать в апатию при жизненных трудностях. Это – личность с развитой эмоционально-волевой сферой, высокой степенью развития духовно-нравственных качеств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.005 с.)