Подходы к предупреждению табакокурения учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к предупреждению табакокурения учащихся



На Западе пришли к выводу, что универсальные антикурительные программы мало эффективны. Они обычно охватывают детей с низким риском курения, а те, ради кого эти программы затевались, умудряются избежать профилактических воздействий. Поэтому там предпочтение отдают работе с целевыми группами. Выработаны следующие подходы.

1. Подход риска. Суть его состоит в том, что если детям объяснить связанный с курением риск, они далее будут самостоятельно и ответственно принимать решение, курить или нет. Подход риска может быть оправдан только в начальной школе. Что касается подростков, то угроза рисков табакокурения может использоваться как способ самоутвердиться среди тех, кто робок и мал. С подростками лучше говорить не о рисках курения, а, наоборот: с курящими – о том, что требуется смелость, чтобы отказаться от предложенной сигареты или бросить курить, если курение уже стало привычным; с некурящими можно поговорить о том, что требуется мужество, чтобы возразить тем, кто курит в их присутствии.

2. Рекламирование некурения. Подход состоит в том, что вместо борьбы с курением нужно пропагандировать некурение. Проблема состоит в технологиях. Как изобразить некурение? Увидеть? Ощутить? Потрогать? Положительный образ некурящего порой может отторгаться. «Филипп Моррис» использовал видеоклип, где «пай-мальчик» говорил правильные слова о некурении. Но мало кто хотел быть похожим на «пай-мальчика». Программы и сообщества, объединяющие людей по принципу «неделанья» либо рассыпаются, либо нуждаются в «новой вере». Вероятно, чтобы идея некурения стала восприниматься как оправданная, нужно использовать некурение как базу для какой-то положительной деятельности.

3. Выделение курения из прочих видов проблемного поведения. Желание добиться прямого результата в борьбе с курением иногда приводит разработчиков программ к выделению именно этой проблемы из ряда других (т. е. курение порицается, но в то же время употребление алкоголя, разврат и т. п. признаются нормой). Например, в Австралии была создана антикурительная реклама, главным героем которой был парень по кличке «Вертолёт». Он пил пиво, устраивал скандалы в барах, создавал хаос и уходил, беспечно посвистывая, отказавшись от предлагаемой сигареты. Такой подход противоречит научным данным, согласно которым все виды наркотического поведения взаимосвязаны: подростки пьют, курят, здесь же появляются наркотики.

4. Демонизация табачной индустрии. Предполагается, что подростков мотивирует не курить то, что его обманывает корыстная табачная индустрия. Эта стратегия успешно использовалась в США (Калифорния, Флорида). Некурение – это нередко восстание против «нехороших взрослых».

Существует мнение, что если курильщик – проблемный подросток, то такая стратегия может превратиться во зло, т. к. такой подросток только и ищет повод, чтобы противопоставить себя обществу и существующим ценностям. По нашему мнению, идея неприкосновенности репутации табачного капитала продвигается, скорее всего, самими табачниками. Уж очень не хочется выглядеть монстром в глазах общества.

5. Снижение уровня табакокурения взрослых. Согласно этому подходу, сначала родители и члены семьи подростков должны сами прекратить курить. Исследованиями установлено, что курение родителей, братьев и сестёр повышает риск курения подростка. Поэтому антикурительные программы должны обязательно охватывать и родителей подростков, и учителей. «Бросание курить» среди курильщиков является поведением большинства. Где будет большинство, там будет и курильщик. Эта модель наиболее эффективна [32:44].

Отечественные модели школьных профилактических программ

Дореволюционный этап

В отечественной традиции, основы которой были заложены в конце XIX – начале XX столетия вначале преобладал информационный подход, главной целью которого было сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя.

Г. Ф. Марков издал «Практическое руководство для науки трезвости» (1911), где на каждом занятии учащиеся усваивали правило о разрушительных последствиях употребления алкоголя. И. П. Мордвинов выпустил «Первую школьную книжку трезвости» для начальной школы (1912), в которой в доступной форме даёт информацию о свойствах алкоголя и рассказывает мудрые притчи антиалкогольного содержания. С. Г. Успенский разработал популярный учебник трезвости для начальных училищ – «Школу трезвости» (1912), где изложил систему знаний о вреде алкоголя и социальных последствиях его употребления. М. М. и С. М. Беляевы издали сборник задач антиалкогольного содержания (1914), в котором рассматриваются такие темы, как душевое и массовое потребление алкоголя, продуктов, затрачиваемых на производство алкоголя; число и рост винокуренных заводов; влияние алкоголя на смертность, самоубийства, несчастные случаи, преступность; зависимость между весом тела и смертельной дозой.

Однако в дореволюционной России развивалась и модель социальной активности. Так, П. А. Миртов предлагал не только просвещать, но и воспитывать социальную активность воспитуемых: создать музеи трезвости, проводить музыкально-литературные вечера (1911). К. Мирянин писал об организации школьных обществ трезвости (1912). Н. Смирнов с успехом проводил школьные праздники трезвости (1914).

А. С. Вирениус рекомендовал организовывать здоровый образ жизни учащихся (фактически это модель улучшения здоровья). Также предлагался альтернативный подход – клубная деятельность – стрельба, игры, экскурсии и т. п.

В. Я. Каннель и А. С. Вирениус вывели основные принципы антиалкогольной работы с учащимися:

  1. Начало антиалкогольного воспитания с младшего школьного возраста.
  2. Целесообразность и преемственность в проведении антиалкогольного воспитания.
  3. Проведение антиалкогольных мероприятий с учётом психологических особенностей различных возрастных групп учащихся.
  4. Соответствие гигиенического, нравственного, эмоционального и содержательного элементов в антиалкогольной ориентации учащихся.
  5. Организация полноценного в социально-нравственном плане досуга и повышение общественной активности школьников.
  6. Комплексный подход к антиалкоголизму.
  7. Участие учащихся старших классов в противоалкогольной работе.

Русский педагог С. А. Рачинский предлагал учащимся и их родителям принимать церковные обеты трезвости (религиозный зарок) [7:40-46].

В дореволюционной России употребление алкоголя было признано вредным на государственном уровне, поэтому информационный подход был весьма эффективен. Но информационная модель не работает там, где надежды возлагаются только на образование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.)