Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к предупреждению табакокурения учащихся
На Западе пришли к выводу, что универсальные антикурительные программы мало эффективны. Они обычно охватывают детей с низким риском курения, а те, ради кого эти программы затевались, умудряются избежать профилактических воздействий. Поэтому там предпочтение отдают работе с целевыми группами. Выработаны следующие подходы. 1. Подход риска. Суть его состоит в том, что если детям объяснить связанный с курением риск, они далее будут самостоятельно и ответственно принимать решение, курить или нет. Подход риска может быть оправдан только в начальной школе. Что касается подростков, то угроза рисков табакокурения может использоваться как способ самоутвердиться среди тех, кто робок и мал. С подростками лучше говорить не о рисках курения, а, наоборот: с курящими – о том, что требуется смелость, чтобы отказаться от предложенной сигареты или бросить курить, если курение уже стало привычным; с некурящими можно поговорить о том, что требуется мужество, чтобы возразить тем, кто курит в их присутствии. 2. Рекламирование некурения. Подход состоит в том, что вместо борьбы с курением нужно пропагандировать некурение. Проблема состоит в технологиях. Как изобразить некурение? Увидеть? Ощутить? Потрогать? Положительный образ некурящего порой может отторгаться. «Филипп Моррис» использовал видеоклип, где «пай-мальчик» говорил правильные слова о некурении. Но мало кто хотел быть похожим на «пай-мальчика». Программы и сообщества, объединяющие людей по принципу «неделанья» либо рассыпаются, либо нуждаются в «новой вере». Вероятно, чтобы идея некурения стала восприниматься как оправданная, нужно использовать некурение как базу для какой-то положительной деятельности. 3. Выделение курения из прочих видов проблемного поведения. Желание добиться прямого результата в борьбе с курением иногда приводит разработчиков программ к выделению именно этой проблемы из ряда других (т. е. курение порицается, но в то же время употребление алкоголя, разврат и т. п. признаются нормой). Например, в Австралии была создана антикурительная реклама, главным героем которой был парень по кличке «Вертолёт». Он пил пиво, устраивал скандалы в барах, создавал хаос и уходил, беспечно посвистывая, отказавшись от предлагаемой сигареты. Такой подход противоречит научным данным, согласно которым все виды наркотического поведения взаимосвязаны: подростки пьют, курят, здесь же появляются наркотики.
4. Демонизация табачной индустрии. Предполагается, что подростков мотивирует не курить то, что его обманывает корыстная табачная индустрия. Эта стратегия успешно использовалась в США (Калифорния, Флорида). Некурение – это нередко восстание против «нехороших взрослых». Существует мнение, что если курильщик – проблемный подросток, то такая стратегия может превратиться во зло, т. к. такой подросток только и ищет повод, чтобы противопоставить себя обществу и существующим ценностям. По нашему мнению, идея неприкосновенности репутации табачного капитала продвигается, скорее всего, самими табачниками. Уж очень не хочется выглядеть монстром в глазах общества. 5. Снижение уровня табакокурения взрослых. Согласно этому подходу, сначала родители и члены семьи подростков должны сами прекратить курить. Исследованиями установлено, что курение родителей, братьев и сестёр повышает риск курения подростка. Поэтому антикурительные программы должны обязательно охватывать и родителей подростков, и учителей. «Бросание курить» среди курильщиков является поведением большинства. Где будет большинство, там будет и курильщик. Эта модель наиболее эффективна [32:44]. Отечественные модели школьных профилактических программ Дореволюционный этап В отечественной традиции, основы которой были заложены в конце XIX – начале XX столетия вначале преобладал информационный подход, главной целью которого было сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя. Г. Ф. Марков издал «Практическое руководство для науки трезвости» (1911), где на каждом занятии учащиеся усваивали правило о разрушительных последствиях употребления алкоголя. И. П. Мордвинов выпустил «Первую школьную книжку трезвости» для начальной школы (1912), в которой в доступной форме даёт информацию о свойствах алкоголя и рассказывает мудрые притчи антиалкогольного содержания. С. Г. Успенский разработал популярный учебник трезвости для начальных училищ – «Школу трезвости» (1912), где изложил систему знаний о вреде алкоголя и социальных последствиях его употребления. М. М. и С. М. Беляевы издали сборник задач антиалкогольного содержания (1914), в котором рассматриваются такие темы, как душевое и массовое потребление алкоголя, продуктов, затрачиваемых на производство алкоголя; число и рост винокуренных заводов; влияние алкоголя на смертность, самоубийства, несчастные случаи, преступность; зависимость между весом тела и смертельной дозой.
Однако в дореволюционной России развивалась и модель социальной активности. Так, П. А. Миртов предлагал не только просвещать, но и воспитывать социальную активность воспитуемых: создать музеи трезвости, проводить музыкально-литературные вечера (1911). К. Мирянин писал об организации школьных обществ трезвости (1912). Н. Смирнов с успехом проводил школьные праздники трезвости (1914). А. С. Вирениус рекомендовал организовывать здоровый образ жизни учащихся (фактически это модель улучшения здоровья). Также предлагался альтернативный подход – клубная деятельность – стрельба, игры, экскурсии и т. п. В. Я. Каннель и А. С. Вирениус вывели основные принципы антиалкогольной работы с учащимися:
Русский педагог С. А. Рачинский предлагал учащимся и их родителям принимать церковные обеты трезвости (религиозный зарок) [7:40-46]. В дореволюционной России употребление алкоголя было признано вредным на государственном уровне, поэтому информационный подход был весьма эффективен. Но информационная модель не работает там, где надежды возлагаются только на образование.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.) |