Таким образом, жизнеспособность – это, прежде всего, стремление личности к самосохранению, стремление выжить, но не любой ценой, А с учётом права на жизнь других людей, А также всего живого на земле. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, жизнеспособность – это, прежде всего, стремление личности к самосохранению, стремление выжить, но не любой ценой, А с учётом права на жизнь других людей, А также всего живого на земле.



Как воспитать жизнеспособную личность?

По мнению Е. А. Рыльской, для этого необходимы:

  • компетентностный подход, который позволяет готовить человека к самостоятельному решению различных проблем на основе имеющихся внутренних и внешних ресурсов;
  • возрождение системы социального воспитания, разрушенной в 90-е гг. XX столетия;
  • рациональное использование потенциала всех базовых учебных предметов – естественнонаучных и гуманитарных. Причём имеют значение и применяемые учителем технологии. Учитель – не носитель истины в последней инстанции, он не навязывает своих суждений учащимся, а наоборот – показывает неоднозначность различных научных, общественных и жизненных проблем [3:23-28].

По мнению М. П. Гурьяновой, потенциал школьного образования в воспитании жизнеспособной личности складывается из следующих основных средств:

1) содержания учебных дисциплин, когда каждый учитель раскрывает учащимся воспитательные и образовательные возможности своего предмета, формирует знания и умения, способствующие адаптации школьников к современной жизни;

2) личного примера, воздействующего на интересы, поведение, жизненные ориентации, в контексте жизненного, социального и профессионального самоопределения школьников.

Однако одних усилий школы, по мнению автора, мало. Воспитание жизнеспособной личности возможно только в результате усилий всех социальных институтов общества [8:12-18; 9:43-50].

Н. А. Лызь рассматривает безопасность человека, во-первых, с точки зрения его жизнедеятельности: это актуальная или ситуативная безопасность; во-вторых, с точки зрения свойств личности, характеризующих её возможности в обеспечении своей безопасности.

Отсюда четыре основных подхода:

Первый подход предполагает устранение опасностей или перемещение личности в безопасную среду. Это – оградительный подход.

Второй подход – образовательный, исходит из признания активности человека как субъекта собственной безопасности. В рамках этого подхода предполагается обучать его предвидению опасностей, способам их предупреждения и преодоления, а также формировать готовность к обеспечению безопасности. Речь идёт о готовности как личностном образовании. В нём выделяют когнитивно-инструментальный аспект (знания об опасностях, умение их распознавать, владение способами действий по обеспечению безопасности, достаточный уровень развития интеллектуальных, волевых и других качеств) и интенциональный аспект, определяющийся потребностями и ценностями субъекта (субъективная значимость безопасности, наличие соответствующих мотивов деятельности).

Третий подход – личностно-развивающий. Он предполагает формирование личностных образований, позволяющих человеку быть устойчивым к отрицательным, в первую очередь информационно-психологическим воздействиям.

Четвёртый – созидательный подход – исходит из того, что основной причиной возникающих опасностей является сам человек, субъект своего развития, фактор прогресса человечества и эволюции мира. В этом подходе самым главным является воспитание человека нравственного, реализующего себя в единстве с природой и человечеством.

Эти подходы определяют и стратегию: во-первых, необходимо обеспечить безопасность личности путём оградительных мер; во-вторых, необходимо позаботиться о повышении защитных факторов личности (человек – субъект своей безопасности).

В центре внимания проблемы развития безопасной личности, как доказывает автор, находится формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности. Это – доминанта. Поэтому проблема развития безопасной личности предполагает построение педагогического процесса в соответствии с культурной, социальной и духовной природой человека [23:68-75].

Таким образом, для трезвенного воспитания важны следующие идеи концепции развития безопасной/жизнеспособной личности:

  1. Жизнеспособность может быть и положительной, и отрицательной характеристикой личности: стремление личности к самосохранению – естественный процесс, но он должен ограничиваться интересами других людей, всего живого на Земле.
  2. К средствам воспитания жизнеспособной личности относятся: содержание учебных дисциплин и личный пример воспитателя.
  3. Главными подходами являются: а) оградительный (устранение опасности); б) образовательный (знания об опасностях и формирование установок на безопасное поведение); в) личностно-развивающий или психологический (формирование таких личностных образований, которые обеспечивают устойчивость к вредным информационным и другим воздействиям); г) созидательный (человек – субъект своего развития).

Главная цель каждого живого существа – выжить. Жизнь есть борьба за существование. Но для человека эта борьба ограничивается его человечностью. Никто не спорит: алкогольный, табачный, наркобизнес и т. п. очень выгоды для определённых групп, но всё это противоречит ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.

Ценность трезвости необходимо признать важнейшим фактором безопасности детей. Не лукавая свобода выбора в детском возрасте, когда даже по закону нельзя употреблять алкоголь и табак, а запрет – такой же, как запрет на убийство, воровство, всякое иное беззаконие. Алкоголь и табак снимают психологический барьер на одурманивание. Именно вслед за алкоголем и табаком в подростковых и молодёжных группах появляются наркотики.

Для собриологической концепции трезвенного воспитания центральными, очевидно, являются обе вышеназванные концепции: 1) концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности; 2) концепция развития жизнеспособной/безопасной личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.005 с.)