Трезвая воспитательная среда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трезвая воспитательная среда



Выше уже было сказано, что воспитание ребёнка начинается с младенчества. Судя по народным обычаям и согласно современным научным данным, воспитание ребёнка начинается ещё раньше: с момента зачатия и даже задолго до зачатия. Главный парадокс воспитания, видимо, состоит в следующем: чтобы воспитать ребёнка, нужно сначала воспитать будущих родителей. Воспитание будущих родителей начинается с возраста ребёнка.

Если молодые люди травят себя алкоголем и табаком, то на генном уровне происходят изменения, которые приводят к риску передачи генетической предрасположенности к алкоголизму и разным видам наркоманий будущим поколениям. Научно доказано, что каждое последующее поколение спивается быстрее предыдущего: раньше приобщается к алкоголю и быстрее погибает. Род пьяницы и алкоголика вырождается за 3-4 поколения. Род курильщика – за 5 поколений, род наркомана – за 1-2 поколения. Даже если наркоман успевает породить потомство (что бывает редко), уже во втором поколении его род, как правило, вымирает. Но в молодости современные молодые люди о детях ещё и не думают, информационной защиты у них нет. Нередко они не думают о здоровье детей, ни находясь в браке, ни готовясь к отцовству и материнству.

Сегодня научно доказано, что момент зачатия является важнейшим этапом в развитии будущего ребёнка. И если в этот момент родители были в нетрезвом состоянии, это может привести к серьёзнейшим нарушениям в организме ребёнка, вплоть до явных уродств и патологий. В момент зачатия важным является состояние обоих родителей, но особенно важно состояние матери. И в дальнейшем здоровье и благополучие будущего ребёнка зависит от каждого шага, прежде всего, матери.

В 7-8 недель у плода уже сформированы все основные органы и системы организма, это уже маленький человечек, остаётся лишь дальше развиваться и расти. А это как раз то время, когда женщина часто даже не знает о своей беременности. И в это время роковым может стать даже фужер шампанского. В том, что сегодня около половины детей уже рождаются нездоровыми, во многом виноваты установившиеся в последние десятилетия нездоровые обычаи. В дальнейшем к наркотизации родителей добавляется наркотизация самих детей через ранее приобщение к табаку и пиву, а потом и к другим наркотикам.

Установки детей на курение, употребление алкоголя и другие формы поведения формируются буквально с первых дней жизни. Если любящая мама курит, то ребёнку, конечно, неприятно, но он терпит и даже начинает любить этот запах: ведь это же мама! А если женщина кормит ребёнка грудью, то она передаёт с грудным молоком табачные яды и своему ребёнку. Формируется и предрасположенность к зависимости. К сожалению, даже из тех 50% женщин, которые всё-таки ради ребёнка смогли отказаться от курения во время беременности, после родов 7 женщин из 10 возвращаются к этому пагубному пристрастию.

Иные говорят: «Я курю только на улице, и ребёнку дым не попадает». Современная наука доказала, что даже если родители не курят в доме, в течение круглых суток они выдыхают ядовитые компоненты табачного дыма, и эти яды оседают на детских игрушках, мебели, постели. Детские простуды, ОРВИ, бронхиты, общая болезненность нередко являются следствием курения взрослых. Если любящий папа дышит на ребёнка продуктами распада алкоголя, ребёнку, конечно, неприятно, но ведь это – папа! И у ребёнка в коре головного мозга формируются положительные нейронные связи с этим запахом. А это уже психологическая запрограммированность (по Г. А. Шичко) на употребление табака и алкоголя в будущем. Получается двойной вред: от ядов страдает здоровье малыша, и формируются установки на наркотическое поведение.

Таким образом, сущность трезвенного воспитания детей, в том числе раннего возраста, заключается, прежде всего, в формировании трезвой воспитательной среды. Трезвых и благополучных детей могут воспитать только трезвые и благополучные родители. Из этого правила бывают исключения, но в большинстве случаев влияние семьи является определяющим.

Метод условного рефлекса

А. Т. Губанов в своей книге «Система мер по формированию у детей и взрослых отвращения к наркотикам, алкоголю, курению, ко всему аморальному и дурному» предлагает собственную систему формирования у детей (от грудного возраста до трёх лет) стереотипа специальных рефлексов отвращения к курению, апробированную на собственных детях и внуках [2].

Методика формирования у младенца рефлексов отвращения к курению, разработанная А. Т. Губановым, состоит из советов родителям и собственно процедуры проведения мероприятия.

Родителям следует определить целесообразность проведения этой процедуры в зависимости от состояния здоровья младенца. Если ребёнок здоров, то лучше не упускать время и провести это мероприятие на первом же году жизни.

Процедура формирования отрицательного условного рефлекса к курению состоит в кратковременном лёгком задымлении или слабом окуривании ребёнка. Цель процедуры – сформировать у младенца специализированный условный рефлекс на табачный дым. Затем эти рефлексы путём продолжительных и последовательных речевых воздействий нужно перевести в стереотип нервных процессов.

В ходе создания условных рефлексов нужно добиться установления у ребёнка взаимосвязи табачного дыма со словами осуждения: «курить нельзя», «курить плохо» и т. п.

Процедура в младенческом возрасте состоит из подготовительного этапа и двух сеансов.

На подготовительном этапе курящий сосед, которому было поручено провести процедуру кратковременного окуривания одиннадцатимесячного ребёнка, несколько раз наведался в гости, чтобы ребёнок привык к нему и не испугался при проведении самой процедуры.

Первый сеанс состоял в том, что курящий сосед вошёл в квартиру с сигаретой во рту и стал пускать дым в сторону младенца. Родители стали громко возмущаться, разгоняя дым и притворно кашляя. Сосед быстро ушёл, а словесный сеанс воздействия ещё некоторое время продолжался со словами, что «курить плохо», что «табачный дым отвратителен» и т. д. Затем сеанс только словесного воздействия продолжился перед сном и рано утром, т. к. специалисты в области памяти утверждают, что воспринятый перед сном текст и его повторение рано утром способствуют лучшему запоминанию.

Второй сеанс задымления повторили через 20 дней. На этот раз младенец, едва увидев соседа с сигаретой, стал реагировать на него отрицательно, а почувствовав табачный дым, отвернулся и заплакал.

Аналогичный рефлекс у того же ребёнка сформировали на слово «наркотик». При этом использовался запах скипидара. Этих процедур было тоже две. В результате на слово «наркотик» ребёнок морщился и даже мог заплакать.

Поскольку в трезвенном воспитании главным принципом является принцип «Не навреди», были предприняты все предосторожности, чтобы процедура не причинила никакого вреда: она была кратковременной, неагрессивной и проводилась на здоровом ребёнке. Автор проводил этот эксперимент на собственном внуке [2:76-95].

Работа с детьми такого возраста является продолжением мероприятий, проведённых с младенцами. Целью работы с детьми такого возраста является закрепление созданных в младенчестве условных рефлексов отвращения к курению. Методика решения – слабое задымление или лёгкое окуривание – три сеанса; убеждение и внушение – продолжительно.

В результате у ребёнка сформировался стереотип нервных процессов, вызывающих отвращение к курению. Дальнейшее закрепление отрицательного условного рефлекса на курение проводилось в разных педагогических ситуациях. Например, дедушка, страдающий кашлем, рассказывает мальчику, что когда был маленьким, то курил, поэтому теперь болеет. А ведь можно находить много примеров из реальной жизни, чтобы периодически напоминать ребёнку, что «курить – это отвратительно». Аналогичным образом необходимо вырабатывать отвращение и к наркомании и токсикомании. При запахе клея, бензина и т. п., нужно демонстративно показывать, как осторожно нужно с ними обращаться, говорить, как это вредно, нужно немедленно проветрить комнату и т. п., чтобы у ребёнка сложился стереотип нервных процессов на токсичные запахи буквально на уровне рефлексов.

Можно предвидеть критику в адрес А. Т. Губанова, что, мол, зачем некурящим родителям заниматься такими ненужными и глупыми вещами, как искусственное окуривание ребёнка. Но в том-то и дело, что дети даже из самых благополучных семей не живут где-то на другой планете, а находятся, в том числе, среди весьма неблагополучных детей и подростков. А запах табачного дыма в современной России повсюду: на остановках и общественном транспорте, на улице, в подъезде, в парке, детской площадке и т. д. «Пассивное курение для пассивных», ребёнок должен научиться отстаивать своё право на чистый воздух с раннего возраста.

Что касается выработки специальных условных рефлексов к алкоголю, то известно, что ещё в Древнем Риме специально напаивали рабов неразбавленным вином допьяна, чтобы наглядно показать, насколько отвратительно пьянство. К сожалению, наша жизнь изобилует большим количеством поучительных отрицательных примеров, даже ничего не нужно искать специально. Важно только при виде пьяных не пропускать этих воспитывающих ситуаций и внушать ребёнку, что «быть пьяным – отвратительно, недостойно, противно, стыдно». Ребёнок способен усвоить эти понятия уже к трёхлетнему возрасту. В трёхлетнем возрасте малыш автора эксперимента пытался объяснить курящей женщине, что курить нехорошо [2:76-95].

Таким образом, метод условного рефлекса – своеобразная прививка от пороков, называемых «курение», «наркомания», «токсикомания», «пьянство». И средствами формирования условных рефлексов являются в данном случае личные неприятные ощущения ребёнка, отрицательная оценка взрослыми этих явлений на вербальном и невербальном уровнях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.006 с.)