Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эко-психотерапевтическая модель

Поиск

Программа разработана в Институте продуктивного элитного образования «Школа свободного развития» (2009). Это – курс культуры эмоционально-волевой регуляции. Авторы А. А. Востриков и А. А. Табидзе исходят из того, что к поиску мнимых удовольствий подростков часто толкает дефицит и бедность положительных эмоциональных переживаний, отсутствие устойчивых положительных жизненных установок, способных противодействовать вредным привычкам и неосознаваемое влияние подростковой моды. По данным авторов, лишь 15% подростков обладают развёрнутой конструктивной палитрой эмоциональных переживаний и выраженным волевым потенциалом. Поэтому эта программа – для всех.

Курс опирается на компетентностный подход, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение.

Элементами ключевых компетенций выступают индивидуальные творческие достижения (ИТД). Это – опыт отношения или поведения, который проявляется в разных ситуациях.

Задачами курса является формирование следующих ИТД:

  • развитие способностей к эмоциональной саморегуляции;
  • формирование опыта осознанного волевого самовоздействия в процессе самосовершенствования;
  • становление социально-психологических установок и опыта эмоциональной устойчивости к стрессирующим и фрустрирующим факторам;
  • становление социально-психологических установок и опыта побуждения устойчивого положительного настроения;
  • становление социально-психологических установок и опыта отказа от внутренних и внешних побуждений к знакомству с сигаретами и наркотиками.

Учебное пособие, разработанное авторами, опирается на проблемно-проектный метод. Перед участниками ставятся проблемные задачи и предлагаются творческие задания на самостоятельный анализ путей достижения ИТД, конструирование творческих заданий для партнёров и на умение осмыслить свои достижения и продемонстрировать их окружающим [5:3-6].

Очевидно, что эко-психотерапевтический подход фактически является разновидностью модели личностной и социальной компетентности, с акцентом на эмоциональном обучении (формировании психологической компетенции).

Таким образом, модель личностной и социальной компетентности является наиболее популярной среди авторов.

Модель улучшения нравственного и физического здоровья

В русле этого подхода нам известно 2 учебника.

1. Учебник для 7-9 классов О. Н. Моисеевой и И. И. Тараданова «Выбираем мир без наркотиков» (Омск, 2003).

Книга состоит из трёх частей: «Хочешь ли ты жить долго и счастливо?», «Кто главные враги твоего здоровья?», «Сделай свой выбор».

В книге рассматриваются следующие темы:

  • «Как достичь долголетия?»:
  • «От чего зависит продолжительность жизни»;
  • «О разных смыслах и гипотезах долголетия»;
  • «Что ты знаешь о пользе здорового образа жизни?»:
  • «О системе здорового образа жизни и гигиене»;
  • «Соблюдай режим дня»;
  • «Двигайся и закаляйся»;
  • «Питайся правильно»;
  • «Ты не одинок»;
  • «Как найти дорогу к счастью?»:
  • «Прояви себя в творчестве»;
  • «Добейся успеха в жизни»;
  • «Кто главные враги твоего здоровья?»:
  • «Курение и его влияние на здоровье»;
  • «Почему люди курят и как бросить курить»;
  • «Алкоголизм и его последствия»;
  • «Стадии развития алкоголизма»;
  • «Алкоголь – величайшее зло человечества»;
  • «Наркомания: болезнь или порок?»;
  • «Наркотики – главные враги здоровья»;
  • «Найди своё место в жизни»:
  • «Интересное рядом»;
  • «Гордись своей биографией»;
  • «Твоё увлечение»;
  • «Стань участником»;
  • «Если беда пришла» [28:332-334].

После каждой из тем даны вопросы и задания на самопроверку.

2. Авторский коллектив во главе с А. Н. и Я. А. Маюровыми создал комплексную программу «Уроки культуры здоровья» для учащихся 1-11 классов, причём программы для разных ступеней обучения в школе были написаны ярославским педагогом Т. В. Немцевой.

Начальная школа

Цель курса в начальной школе: сформировать представление о трезвом здоровом образе жизни.

Задачи курса:

  • усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях и взаимосвязях окружающего мира;
  • формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • овладение школьниками основами личной гигиены;
  • обучение учащихся противостоянию отрицательным явлениям,
  • развитие познавательной активности у младших школьников в получении знаний об окружающем мире,
  • воспитание у школьников любви к природе, к своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Подлинной находкой является подача материала в начальной школе. Прохождение тем по культуре здоровья связано с изучением алфавита:

Поурочно-тематическое планирование. 1 класс

№ занятия Изучаемая буква Ключевое слово занятия “Опасное” слово
  А Аппетит Алкоголь
  Б Бабушка  
  В Витамины  
  Г Гигиена  
  Д Дружба  
  Е Еда Вредные привычки: курение
  Ё Ёлка  
  Ж Желудок  
  З Здоровье  
  И Игра Изжога
  Й Йогурт  
  К Каникулы  
  Л Лекарство  
  М Мама  
  Н Наказание Наркотик
  О Овощи Отравление
  П Полезные привычки  
  Р Режим  
  С Спорт Сигарета
  Т Тренировка Табак
  У Урок  
  Ф Физкультура  
  Х Хлеб  
  Ц Цель  
  Ч Чистота  
  Ш Школьник Алкоголь (шампанское)
  Щ Щедрость  
  Э Экскурсия  
  Ю Юность  
  Я Язык  
  Итоговое занятие: Посеешь привычку – пожнёшь поступок!

Темы для 2-4 класса:

  • «Человек и его привычки»;
  • «Общение»;
  • «Дом вести – не лапти плести»;
  • «Дружная семья»;
  • «Старый друг – лучше новых двух»;
  • «Наши друзья – целебные растения»;
  • «Опасности, подстерегающие нас»;
  • «Живая природа»;
  • «Живительные «напитки»;
  • «В здоровом теле – здоровый дух»;
  • «Делу время – потехе час»;
  • «Тайна твоего имени»;
  • «Итоговое занятие: радость открытий»;
  • «Человек создан для счастья»;
  • «Там счастье не диво, где трудятся нелениво»;
  • «Счастье – каждый понимает по-своему»;
  • «Счастье и разум»;
  • «Учимся, играем – свой мозг развиваем»;
  • «Табак или здоровье?»;
  • «О добре и зле»;
  • «Как не стать равнодушным»;
  • «Страна сильна, когда здоровы её люди»;
  • «От чего зависит здоровье?»;
  • «Чудо улыбки»;
  • «Умей владеть собой»;
  • «Качества человека»;
  • «Секрет успеха»;
  • «Пагубное влияние алкоголя»;
  • «О наших заблуждениях»;
  • «Ложь – прибежище слабых»;
  • «Основы безопасной жизнедеятельности»;
  • «Интуиция и рассудок»;
  • «Физическое здоровье человека»;
  • «Гигиена питания»;
  • «Культура здоровья» [13].

Как видно из тематики, в начальной школе основное внимание уделяется духовно-нравственному здоровью детей и элементарным гигиеническим знаниям и навыкам.

Классы

Цели курса:

  • формирование представлений о вредных привычках человека и их вреде для здоровья;
  • изучение причин табакокурения, токсикомании и употребления пива в раннем подростковом возрасте и их профилактика.

Задачи курса:

  • получить основы знаний о культуре здоровья;
  • обеспечить учащихся достоверной информацией об исторических фактах появления и распространения табака в Европе;
  • развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
  • подвести учащихся к осознанию отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека;
  • формировать активную социальную позицию учащихся за ведение трезвого здорового образа жизни и его пропаганду.

В 5 классе изучаются 17 тем:

  • «Ты и культура здоровья»;
  • «Наследие Колумба»;
  • «Курительные мифы»;
  • «Табачная отрава: иллюзии и реальность»;
  • «Что даёт человеку курение»;
  • «Разумное питание»;
  • «Курильщики поневоле»;
  • «Оставаться некурящим»;
  • «За правое дело стой смело»;
  • «Алкоголь – враг здоровья»;
  • «Ещё раз о пиве»;
  • «Воспитание трезвости»;
  • «Движение за трезвость»;
  • «Дети могут помочь взрослым»;
  • «Истинное наслаждение идёт изнутри»;
  • «Хорошие и плохие качества»;
  • «Полёт и падение».

В 6 классе изучаются такие темы:

  • «Летучие отравляющие вещества»;
  • «Подумаем вместе»;
  • «Стоп, отрава»;
  • «Мифы и ценности»;
  • «Как наладить отношения с родителями»;
  • «Полезные и вредные привычки»;
  • «Закон тебя защищает»;
  • «Телевизор и компьютер»;
  • «Насилие и реклама на телеэкране»;
  • «Питание для здоровья»;
  • «Управление своим ростом»;
  • «Как сберечь зеницу ока?»;
  • «Твой дом – твоя крепость»;
  • «Хорошие и дурные поступки» [14].

Классы

Цель курса:

  • формирование представления о проблемах зависимости здоровья человека от образа жизни;
  • изучение причин и вреда алкоголепотребления, табакокурения, наркомании в подростковом возрасте и их профилактика.

Задачи курса:

  • изучить этические основы поведения человека;
  • обеспечить учащихся достоверной информацией о факторах, влияющих на здоровье человека;
  • развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
  • подвести учащихся к осознанию отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека;
  • формировать активную социальную позицию учащихся за ведение трезвого здорового образа жизни и его пропаганду.

Программа предполагает блочный принцип организации учебного материала:

В первом блоке (7 класс и начало 8 класса) изучаются вопросы зависимости физического здоровья человека от разрушающего действия табака.

Во втором блоке (8 класс) разбираются вопросы о действии алкоголя на организм человека и социальные беды, связанные с ним.

В третьем блоке (9 класс) изучаются вопросы по токсикомании и наркомании и даётся представление об антинаркотическом законодательстве.

В зависимости от специфики содержания, материал внутри блоков может организовываться по линейно–хронологическому (например: история наркотизма) или проблемно-тематическому принципу (Алкоголь, наркомания и общество; Трезвость и закон) [15].

Классы

Цель курса:

  • формирование представления о проблемах зависимости здоровья человека от окружающей среды и образа жизни;
  • изучение причин алкоголепотребления, табакокурения, наркомании в подростковом возрасте и их профилактика.

Задачи курса:

  • изучить правовые и этические основы поведения человека;
  • обеспечить учащихся достоверной информацией о факторах, влияющих на здоровье человека;
  • развивать умение самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
  • подвести учащихся к осознанию отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека;
  • формировать активную социальную позицию учащихся за ведение трезвого здорового образа жизни и его пропаганду [16].

Кроме программ в учебно-методический комплекс входят 4 книги для учителя и учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух»; «Табачный туман обмана»; «Алкоголь – шаг в пропасть»; «Наркотики – выход из наркотического круга» (М., 2004). После каждой из тем учебника даны вопросы и задания [26].

Книги были удостоены Высшей педагогической награды Российской Федерации – медали Януша Корчака.

Учебно-методический комплекс «Уроки культуры здоровья» можно использовать в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной и внешкольной работе, для проведения классных часов, факультативных занятий, родительских собраний, педагогического всеобуча, летнего оздоровительного отдыха.

Как видно из выше изложенного, авторский коллектив разработал полную линейную программу с 1 по 11 классы. Однако учебные пособия написаны только для 7-11 классов. Авторская модель улучшения физического и нравственного здоровья в основной и старшей школе также опирается на информационный подход и отчасти на модель личностной и социальной компетентности. Несмотря на некоторую эклектику и незавершенность, данный УМК является одним из лучших отечественных учебников для трезвенного воспитания учащихся.

Таким образом, в настоящее время, как в зарубежной, так и в отечественной науке есть достаточно чёткое представление о том, как нужно заниматься сохранением и утверждением трезвости, профилактикой асоциального поведения и, в частности, профилактикой употребления одурманивающих веществ в конкретном образовательном учреждении. Разработаны разные подходы, обозначены их достоинства и недостатки.

Выводы к главе 2

  1. Общепедагогические образовательные подходы помогают понять общую картину образовательного процесса.
  2. Специальный профилактический подход к трезвенному воспитанию – это тот, в котором напрямую говорится о проблеме употребления одурманивающих веществ и асоциальном поведении.
  3. Педагогическая мысль разработала десятки различных общепедагогических подходов к образованию, которое понимается как единство обучения, воспитания и развития. Главными сегодня признаются идеи гуманизма и личностной ориентации. Многие из них имеют значительный потенциал для трезвенного воспитания. Но базовыми подходами к трезвенному воспитанию мы считаем две концепции: 1) концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и 2) концепцию безопасной/жизнеспособной личности.
  4. На Западе выработано несколько профилактических моделей: информационная, модель улучшения здоровья, аффективная, социально-воздействующая, когнитивно-поведенческая, модель жизненных умений. Последняя считается самой эффективной и универсальной.
  5. Вопреки расхожему мнению, что в России по профилактике ничего своего нет, следует отметить, что своя профилактическая школа у нас начала складываться ещё в начале столетия. Это – информационная модель, модель социальной активности, модель улучшения здоровья, религиозный обет или зарок.
  6. Есть в России серьёзные наработки и на современном этапе: написаны программы и изданы учебники на основе моделей нравственного здоровья, личностной и социальной компетентности, улучшения нравственного и физического здоровья. При этом следует крайне настороженно относиться к сомнительным моделям «свободы выбора», которые, скорее всего, разрабатываются на деньги алкогольного, табачного и наркотического капитала. Особенностью отечественного подхода является то, что профилактика опирается на духовно-нравственное здоровье личности, а не просто её «жизнеспособность». Профилактика в отечественной традиции – это ещё и социальная активность по изменению жизни к лучшему.
  7. Если в России всё это уже есть, то почему ничего не внедряется? Можно говорить о том, что у нас всё плохо внедряется, что это наш стиль и т. п., но главная причина, на наш взгляд, состоит в другом: «наверху» нет достаточной компетентности по вопросам трезвости и политической воли, чтобы вести последовательную трезвую политику даже перед лицом глубочайшего демографического и нравственного кризиса; «внизу» нет гражданского общества, большая часть народа пассивна. Одурманенный образ жизни стал нормой для значительной части общества. А люди трезвые не верят, что могут что-то изменить. Выход один – строить гражданское общество и тем самым побуждать «верхи» к активности.

Основная литература

  1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров). – М.: Просвещение. – 2006. – 574 с.
  2. Антипова В. М., Колесина К. Ю., Пахомова Г. А. Подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. – 2006. – №8. – С.57-62.
  3. Бодалев А. А. «Быть борцом – значит быть человеком» (И. В. Гете) // Педагогика. – 2008. – №3. – С.3-7.
  4. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
  5. Востриков А. А., Табидзе А. А. Эмоционально-волевая саморегуляция. Самозащита от табакокурения и наркотиков. Учебное пособие для учащихся, учителей и родителей. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, Москва, 2009. – 194 с.
  6. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. – 2007. – №10. – С.38-47.
  7. Гринченко Н. А., Афанасьев А. Л. Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления. Учебное пособие: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. – 206 с.
  8. Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. – 2004 – №1. – С. 12-18.
  9. Гурьянова М. П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен // Педагогика. – 2006. – №10. – С.43-50.
  10. Данилюк А. Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста // Педагогика. – 2008. – №8. – С.113-117.
  11. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: наглядно-методическое пособие / В. Ю. Климович. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 76 с.
  12. Жарковская Т. Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных учебных дисциплин // Педагогика. – 2008. – №10. – С.49-53.
  13. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 1-4 классов. – М., 2006. 25 с.
  14. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. – М., 2006. 34 с.
  15. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 7-9 классов. – М., 2006. 50 с.
  16. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 10-11 классов. – М., 2006. 47 с.
  17. Иванченко. Национальное воспитание по И. А. Ильину // Педагогика. – 2008. – №8. – С.77-83.
  18. Игумен Георгий (Е. В. Шестун). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. – 2006. – №4. – С.53-61.
  19. Клепиков В. Н. Этическая культура школьников в контексте триады «Истина-Добро-Красота» // Педагогика. – 2006. – №2. – С.29-37.
  20. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  21. Козырев Ф. Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика. – 2008. – №9. – С.62-71.
  22. Лихачёв Б. Т. Экотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. – 1995. – №1. – С.40-44.
  23. Лызь Н. А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход // Педагогика. – 2006. – №4. – С.68-75.
  24. Любан Т. Н. В. В. Зеньковский о смысле и целях воспитания // Педагогика. – 2008. – №2. – С. 90-97.
  25. Маслов С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. – 2008. – №9. – С. 46-51.
  26. Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн.1. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 128 с.
  27. Метлик И. В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной российской школе // Педагогика. – 2008. – №9. – С. 51-61.
  28. Мосеева О. Н., Тараданова И. И. Выбираем мир без наркотиков: Учебное пособие для обучающихся 7-9 классов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 336 с.
  29. Никандров. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. – 2006. – №4. – С. 3-12.
  30. Плешкова Г. В., Колесов Д. В. Уроки нравственного здоровья. Программа обучения учащихся средних школ. ПТУ и техникумов. Москва: И ПО «Пилгран», 1993. – 8с.
  31. Подласый И. П. Педагогика. Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
  32. Предупреждение табакокурения у школьников / Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова. М.: Министерство образования РФ, 2003. – 97 с.
  33. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2–е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.
  34. Прядухин Ю. И. Мы можем это сделать. Материалы к проведению профилактики потребления психоактивных веществ у подростков и молодёжи. – Северск, 2001. – 140 с.
  35. Рыльская. Воспитание жизнеспособности школьников // Педагогика. – 2008. – №3. – С. 23-28.
  36. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  37. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 245-251 с.
  38. Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. – 2008. – №9. – С. 33-39.
  39. Соколов Я. В., Колесов Д. В., Максимов С. В. Наш выбор – без наркотиков. Пособие по граждановедению. М.: НМЦ «Гражданин», 2007. – С.191.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.012 с.)