Программа разработана в Институте продуктивного элитного образования «Школа свободного развития» (2009). Это – курс культуры эмоционально-волевой регуляции. Авторы А. А. Востриков и А. А. Табидзе исходят из того, что к поиску мнимых удовольствий подростков часто толкает дефицит и бедность положительных эмоциональных переживаний, отсутствие устойчивых положительных жизненных установок, способных противодействовать вредным привычкам и неосознаваемое влияние подростковой моды. По данным авторов, лишь 15% подростков обладают развёрнутой конструктивной палитрой эмоциональных переживаний и выраженным волевым потенциалом. Поэтому эта программа – для всех.
Курс опирается на компетентностный подход, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение.
Элементами ключевых компетенций выступают индивидуальные творческие достижения (ИТД). Это – опыт отношения или поведения, который проявляется в разных ситуациях.
Задачами курса является формирование следующих ИТД:
- развитие способностей к эмоциональной саморегуляции;
- формирование опыта осознанного волевого самовоздействия в процессе самосовершенствования;
- становление социально-психологических установок и опыта эмоциональной устойчивости к стрессирующим и фрустрирующим факторам;
- становление социально-психологических установок и опыта побуждения устойчивого положительного настроения;
- становление социально-психологических установок и опыта отказа от внутренних и внешних побуждений к знакомству с сигаретами и наркотиками.
Учебное пособие, разработанное авторами, опирается на проблемно-проектный метод. Перед участниками ставятся проблемные задачи и предлагаются творческие задания на самостоятельный анализ путей достижения ИТД, конструирование творческих заданий для партнёров и на умение осмыслить свои достижения и продемонстрировать их окружающим [5:3-6].
Очевидно, что эко-психотерапевтический подход фактически является разновидностью модели личностной и социальной компетентности, с акцентом на эмоциональном обучении (формировании психологической компетенции).
Таким образом, модель личностной и социальной компетентности является наиболее популярной среди авторов.
Модель улучшения нравственного и физического здоровья
В русле этого подхода нам известно 2 учебника.
1. Учебник для 7-9 классов О. Н. Моисеевой и И. И. Тараданова «Выбираем мир без наркотиков» (Омск, 2003).
Книга состоит из трёх частей: «Хочешь ли ты жить долго и счастливо?», «Кто главные враги твоего здоровья?», «Сделай свой выбор».
В книге рассматриваются следующие темы:
- «Как достичь долголетия?»:
- «От чего зависит продолжительность жизни»;
- «О разных смыслах и гипотезах долголетия»;
- «Что ты знаешь о пользе здорового образа жизни?»:
- «О системе здорового образа жизни и гигиене»;
- «Соблюдай режим дня»;
- «Двигайся и закаляйся»;
- «Питайся правильно»;
- «Ты не одинок»;
- «Как найти дорогу к счастью?»:
- «Прояви себя в творчестве»;
- «Добейся успеха в жизни»;
- «Кто главные враги твоего здоровья?»:
- «Курение и его влияние на здоровье»;
- «Почему люди курят и как бросить курить»;
- «Алкоголизм и его последствия»;
- «Стадии развития алкоголизма»;
- «Алкоголь – величайшее зло человечества»;
- «Наркомания: болезнь или порок?»;
- «Наркотики – главные враги здоровья»;
- «Найди своё место в жизни»:
- «Интересное рядом»;
- «Гордись своей биографией»;
- «Твоё увлечение»;
- «Стань участником»;
- «Если беда пришла» [28:332-334].
После каждой из тем даны вопросы и задания на самопроверку.
2. Авторский коллектив во главе с А. Н. и Я. А. Маюровыми создал комплексную программу «Уроки культуры здоровья» для учащихся 1-11 классов, причём программы для разных ступеней обучения в школе были написаны ярославским педагогом Т. В. Немцевой.
Начальная школа
Цель курса в начальной школе: сформировать представление о трезвом здоровом образе жизни.
Задачи курса:
- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях и взаимосвязях окружающего мира;
- формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- овладение школьниками основами личной гигиены;
- обучение учащихся противостоянию отрицательным явлениям,
- развитие познавательной активности у младших школьников в получении знаний об окружающем мире,
- воспитание у школьников любви к природе, к своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
Подлинной находкой является подача материала в начальной школе. Прохождение тем по культуре здоровья связано с изучением алфавита:
Поурочно-тематическое планирование. 1 класс
№ занятия
| Изучаемая буква
| Ключевое слово занятия
| “Опасное” слово
|
| А
| Аппетит
| Алкоголь
|
| Б
| Бабушка
| |
| В
| Витамины
| |
| Г
| Гигиена
| |
| Д
| Дружба
| |
| Е
| Еда
| Вредные привычки: курение
|
| Ё
| Ёлка
| |
| Ж
| Желудок
| |
| З
| Здоровье
| |
| И
| Игра
| Изжога
|
| Й
| Йогурт
| |
| К
| Каникулы
| |
| Л
| Лекарство
| |
| М
| Мама
| |
| Н
| Наказание
| Наркотик
|
| О
| Овощи
| Отравление
|
| П
| Полезные привычки
| |
| Р
| Режим
| |
| С
| Спорт
| Сигарета
|
| Т
| Тренировка
| Табак
|
| У
| Урок
| |
| Ф
| Физкультура
| |
| Х
| Хлеб
| |
| Ц
| Цель
| |
| Ч
| Чистота
| |
| Ш
| Школьник
| Алкоголь (шампанское)
|
| Щ
| Щедрость
| |
| Э
| Экскурсия
| |
| Ю
| Юность
| |
| Я
| Язык
| |
| Итоговое занятие: Посеешь привычку – пожнёшь поступок!
|
Темы для 2-4 класса:
- «Человек и его привычки»;
- «Общение»;
- «Дом вести – не лапти плести»;
- «Дружная семья»;
- «Старый друг – лучше новых двух»;
- «Наши друзья – целебные растения»;
- «Опасности, подстерегающие нас»;
- «Живая природа»;
- «Живительные «напитки»;
- «В здоровом теле – здоровый дух»;
- «Делу время – потехе час»;
- «Тайна твоего имени»;
- «Итоговое занятие: радость открытий»;
- «Человек создан для счастья»;
- «Там счастье не диво, где трудятся нелениво»;
- «Счастье – каждый понимает по-своему»;
- «Счастье и разум»;
- «Учимся, играем – свой мозг развиваем»;
- «Табак или здоровье?»;
- «О добре и зле»;
- «Как не стать равнодушным»;
- «Страна сильна, когда здоровы её люди»;
- «От чего зависит здоровье?»;
- «Чудо улыбки»;
- «Умей владеть собой»;
- «Качества человека»;
- «Секрет успеха»;
- «Пагубное влияние алкоголя»;
- «О наших заблуждениях»;
- «Ложь – прибежище слабых»;
- «Основы безопасной жизнедеятельности»;
- «Интуиция и рассудок»;
- «Физическое здоровье человека»;
- «Гигиена питания»;
- «Культура здоровья» [13].
Как видно из тематики, в начальной школе основное внимание уделяется духовно-нравственному здоровью детей и элементарным гигиеническим знаниям и навыкам.
Классы
Цели курса:
- формирование представлений о вредных привычках человека и их вреде для здоровья;
- изучение причин табакокурения, токсикомании и употребления пива в раннем подростковом возрасте и их профилактика.
Задачи курса:
- получить основы знаний о культуре здоровья;
- обеспечить учащихся достоверной информацией об исторических фактах появления и распространения табака в Европе;
- развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
- подвести учащихся к осознанию отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека;
- формировать активную социальную позицию учащихся за ведение трезвого здорового образа жизни и его пропаганду.
В 5 классе изучаются 17 тем:
- «Ты и культура здоровья»;
- «Наследие Колумба»;
- «Курительные мифы»;
- «Табачная отрава: иллюзии и реальность»;
- «Что даёт человеку курение»;
- «Разумное питание»;
- «Курильщики поневоле»;
- «Оставаться некурящим»;
- «За правое дело стой смело»;
- «Алкоголь – враг здоровья»;
- «Ещё раз о пиве»;
- «Воспитание трезвости»;
- «Движение за трезвость»;
- «Дети могут помочь взрослым»;
- «Истинное наслаждение идёт изнутри»;
- «Хорошие и плохие качества»;
- «Полёт и падение».
В 6 классе изучаются такие темы:
- «Летучие отравляющие вещества»;
- «Подумаем вместе»;
- «Стоп, отрава»;
- «Мифы и ценности»;
- «Как наладить отношения с родителями»;
- «Полезные и вредные привычки»;
- «Закон тебя защищает»;
- «Телевизор и компьютер»;
- «Насилие и реклама на телеэкране»;
- «Питание для здоровья»;
- «Управление своим ростом»;
- «Как сберечь зеницу ока?»;
- «Твой дом – твоя крепость»;
- «Хорошие и дурные поступки» [14].
Классы
Цель курса:
- формирование представления о проблемах зависимости здоровья человека от образа жизни;
- изучение причин и вреда алкоголепотребления, табакокурения, наркомании в подростковом возрасте и их профилактика.
Задачи курса:
- изучить этические основы поведения человека;
- обеспечить учащихся достоверной информацией о факторах, влияющих на здоровье человека;
- развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
- подвести учащихся к осознанию отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека;
- формировать активную социальную позицию учащихся за ведение трезвого здорового образа жизни и его пропаганду.
Программа предполагает блочный принцип организации учебного материала:
В первом блоке (7 класс и начало 8 класса) изучаются вопросы зависимости физического здоровья человека от разрушающего действия табака.
Во втором блоке (8 класс) разбираются вопросы о действии алкоголя на организм человека и социальные беды, связанные с ним.
В третьем блоке (9 класс) изучаются вопросы по токсикомании и наркомании и даётся представление об антинаркотическом законодательстве.
В зависимости от специфики содержания, материал внутри блоков может организовываться по линейно–хронологическому (например: история наркотизма) или проблемно-тематическому принципу (Алкоголь, наркомания и общество; Трезвость и закон) [15].
Классы
Цель курса:
- формирование представления о проблемах зависимости здоровья человека от окружающей среды и образа жизни;
- изучение причин алкоголепотребления, табакокурения, наркомании в подростковом возрасте и их профилактика.
Задачи курса:
- изучить правовые и этические основы поведения человека;
- обеспечить учащихся достоверной информацией о факторах, влияющих на здоровье человека;
- развивать умение самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
- подвести учащихся к осознанию отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека;
- формировать активную социальную позицию учащихся за ведение трезвого здорового образа жизни и его пропаганду [16].
Кроме программ в учебно-методический комплекс входят 4 книги для учителя и учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух»; «Табачный туман обмана»; «Алкоголь – шаг в пропасть»; «Наркотики – выход из наркотического круга» (М., 2004). После каждой из тем учебника даны вопросы и задания [26].
Книги были удостоены Высшей педагогической награды Российской Федерации – медали Януша Корчака.
Учебно-методический комплекс «Уроки культуры здоровья» можно использовать в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной и внешкольной работе, для проведения классных часов, факультативных занятий, родительских собраний, педагогического всеобуча, летнего оздоровительного отдыха.
Как видно из выше изложенного, авторский коллектив разработал полную линейную программу с 1 по 11 классы. Однако учебные пособия написаны только для 7-11 классов. Авторская модель улучшения физического и нравственного здоровья в основной и старшей школе также опирается на информационный подход и отчасти на модель личностной и социальной компетентности. Несмотря на некоторую эклектику и незавершенность, данный УМК является одним из лучших отечественных учебников для трезвенного воспитания учащихся.
Таким образом, в настоящее время, как в зарубежной, так и в отечественной науке есть достаточно чёткое представление о том, как нужно заниматься сохранением и утверждением трезвости, профилактикой асоциального поведения и, в частности, профилактикой употребления одурманивающих веществ в конкретном образовательном учреждении. Разработаны разные подходы, обозначены их достоинства и недостатки.
Выводы к главе 2
- Общепедагогические образовательные подходы помогают понять общую картину образовательного процесса.
- Специальный профилактический подход к трезвенному воспитанию – это тот, в котором напрямую говорится о проблеме употребления одурманивающих веществ и асоциальном поведении.
- Педагогическая мысль разработала десятки различных общепедагогических подходов к образованию, которое понимается как единство обучения, воспитания и развития. Главными сегодня признаются идеи гуманизма и личностной ориентации. Многие из них имеют значительный потенциал для трезвенного воспитания. Но базовыми подходами к трезвенному воспитанию мы считаем две концепции: 1) концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и 2) концепцию безопасной/жизнеспособной личности.
- На Западе выработано несколько профилактических моделей: информационная, модель улучшения здоровья, аффективная, социально-воздействующая, когнитивно-поведенческая, модель жизненных умений. Последняя считается самой эффективной и универсальной.
- Вопреки расхожему мнению, что в России по профилактике ничего своего нет, следует отметить, что своя профилактическая школа у нас начала складываться ещё в начале столетия. Это – информационная модель, модель социальной активности, модель улучшения здоровья, религиозный обет или зарок.
- Есть в России серьёзные наработки и на современном этапе: написаны программы и изданы учебники на основе моделей нравственного здоровья, личностной и социальной компетентности, улучшения нравственного и физического здоровья. При этом следует крайне настороженно относиться к сомнительным моделям «свободы выбора», которые, скорее всего, разрабатываются на деньги алкогольного, табачного и наркотического капитала. Особенностью отечественного подхода является то, что профилактика опирается на духовно-нравственное здоровье личности, а не просто её «жизнеспособность». Профилактика в отечественной традиции – это ещё и социальная активность по изменению жизни к лучшему.
- Если в России всё это уже есть, то почему ничего не внедряется? Можно говорить о том, что у нас всё плохо внедряется, что это наш стиль и т. п., но главная причина, на наш взгляд, состоит в другом: «наверху» нет достаточной компетентности по вопросам трезвости и политической воли, чтобы вести последовательную трезвую политику даже перед лицом глубочайшего демографического и нравственного кризиса; «внизу» нет гражданского общества, большая часть народа пассивна. Одурманенный образ жизни стал нормой для значительной части общества. А люди трезвые не верят, что могут что-то изменить. Выход один – строить гражданское общество и тем самым побуждать «верхи» к активности.
Основная литература