Пропаганда трезвого здорового образа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропаганда трезвого здорового образа жизни



Для целей пропаганды можно использовать три основных ресурса: средства массовой информации, потенциал формальных молодёжных организаций (молодёжный парламент, комитет по делам молодёжи и т. п.) и потенциал добровольческих трезвеннических движений.

Можно реально изменить ситуацию в конкретно взятых СМИ: после каждой публикации, пропагандирующей потребление алкоголя в той или иной форме, редактору газеты отправляется протест с альтернативной статьёй. Хотя ни одну из этих статей они могут и не опубликовать, ответные статьи будут опубликованы в трезвенной прессе. Таким образом, в информационном пространстве будет появляться всё больше и больше статей с выраженной трезвенной направленностью.

Достаточно плодотворным оказывается и сотрудничество с региональной прессой.

Например, в Елецкой городской общественно-политической газетой «Красное знамя» за период с октября 2010 по февраль 2011 гг. удалось опубликовать 5 трезвенных статей. Поддерживаются контакты с газетой студентов и преподавателей Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, где также печатаются статьи трезвенного содержания.

К сожалению, не всегда и не всё удаётся опубликовать. Самой главной проблемой представителей региональных СМИ оказывается факт их личного отношения к алкоголю и табаку. Многие журналисты и редакторы газет чаще всего не являются трезвенниками. Существует необходимость в повышении квалификации работников СМИ по проблемам наркотизма.

Что касается добровольческой трезвенной деятельности, то в разных регионах России именно трезвенническое движение не позволяет замолчать проблему.

Многое делается молодёжью Липецкого отделения Союза борьбы за народную трезвость (СБНТ) в г. Липецке. В 2010 году ребята начали с того, что очистили от мусора значительную часть лесопарковой зоны у Старо-Успенской церкви для занятий физкультурой и командных игр. Они активно распространяют листовки, пропагандирующие трезвый здоровый образ жизни, периодически проводят экологические рейды с уборкой территории от мусора. Зимой – программа на лыжах, выставки, галереи, концерты.

Как правило, мероприятия проходят в воскресенье утром.

Ребята также принимают участие в круглых столах и конференциях в Липецке, планируют создать свою футбольную команду.

Организация является открытой, членом её может стать каждый, кто согласен с Уставом. Психологического давления с целью отказа от вредных привычек не оказывается. Человеку просто предлагается вести трезвый здоровый образ жизни.

Формальные молодёжные организации часто уступают в своей активности добровольческим движениям. Очевидно, что многое в пропаганде трезвого здорового образа жизни зависит от личной позиции каждого. Нужно разговаривать друг с другом, сотрудничать со всеми, кто может и хочет помочь в изменении ситуации к лучшему.

Профилактика в семейной среде

С точки зрения профилактики, семья обладает как разрушительным, так и защитным потенциалом. В современном отечественном опыте профилактика в основном реализуется в виде просвещения родителей. В отличие от этого, зарубежные программы направлены на вмешательство в привычные модели семейного общения.

Как показали исследования, в России родители часто вообще отвергают информацию о наркотиках и антинаркотическом воспитании детей в уверенности, что их эта проблема не коснется. Либо родители не знают, что и как часто пьёт их ребёнок, при каких обстоятельствах, курит ли, а очень часто и наркомания застаёт их врасплох. Главные проблемы родителей: мало времени, сил, умений, нередко собственная зависимость от табака и алкоголя.

Зарубежный опыт

С точки зрения семейной профилактики, поучителен зарубежный опыт. Л. Н. Рыбакова и В. Е. Пелипас изучили опыт зарубежных программ помощи семье в вопросах профилактики и выяснили, что:

  • они ориентированы на разные группы населения и различаются по степени вмешательства в семейное воспитание;
  • различают универсальные программы для всего населения и избирательные (селективные программы) для групп риска по объективным показателям: вылечивания от созависимости, терапии семейных факторов риска, компенсации семейного дефицита социализации;
  • главное вмешательство – не информационная «накачка», а изменение семейного общения.

Семейные программы предполагают вмешательство специалистов на трёх уровнях:

1) расширение знаний: просвещение родителей по вопросам, связанным с ПАВ, с функционированием семьи, с возрастными этапами развития ребёнка;

2) поддержка желания и готовности членов семьи взаимодействовать друг с другом по новым правилам;

3) формирование продуктивных навыков и привычек семейного общения.

Двадцатилетний американский опыт показывает, что наиболее эффективными являются три способа вовлечения семьи в антинаркотическую профилактику: поведенческое обучение родителей, обучение семейным навыкам и семейная терапия.

Поведенческое обучение родителей – это в среднем 6-15 занятий по 1-2 часа в малой группе с опытным ведущим. Цель – когнитивные и эмоциональные изменения в родительском поведении: усиление положительного взаимодействия с ребёнком в игре с помощью наград за хорошее поведение, игнорирование нежелательного поведения. Улучшение навыков общения (ясные требования и предупреждение о последствиях). Родители получают домашние задания, смотрят и обсуждают видеофильмы, прослушивают краткие лекции, участвуют в интерактивных упражнениях, ролевых играх наблюдают за поведением других родителей и детей, тренируют дисциплинированность у ребёнка с помощью лишения привилегий и прогулок. Этот подход популярен среди родителей детей от 3 до 10 лет.

Обучение семейным навыкам – это своего рода комбинация совместного поведенческого обучения родителей и детей социальным и жизненным навыкам с последующими семейными практикумами. Участвует вся семья (в школе, церкви, культурном центре, пункте социальной работы). Сначала общая терапия, затем параллельно проводятся занятия с детьми и родителями, затем они воссоединяются на практикуме. Родителей обучают специальной терапевтической игре с ребёнком. Тренинг снимается на видеопленку. Ребёнка не критикуют, не наставляют, но проводят занятия по идентификации чувств, управлению эмоциями, принятию решений, сопротивлению давлению группы, по развитию коммуникативных контактов.

Семейная терапия проводится в клинике подготовленным и лицензированным психиатром-клиницистом. Проводится она, как правило, с отдельной семьёй. Особенно эффективна с родителями группы риска.

В США семейное обучение проходят до трети родителей. Популярны семейные программы «Дела семейные» (Family Affairs), в которых семья рассматривается как источник положительного и отрицательного влияния на употребление подростками ПАВ. В программу входят семейные дискуссии по вопросам, связанным с употреблением алкоголя или табака. Как показала оценка результатов программы, она сокращает употребление ПАВ как родителями, так и детьми.

В основу программы «Подготовка к годам, свободным от наркотиков» (PDFY) заложены технологии усиления семейных связей, чтобы они превысили дружеские связи в компании сверстников. Темы занятий: обзор семейных и индивидуальных факторов риска употребления ПАВ; формулирование четких семейных ожиданий относительно алкоголя и наркотиков, укрепление семейных связей.

Ещё один американский опыт – «Программа укрепления семьи» (SFP). Курс занятий занимает 14-16 недель. Разработаны две версии программы: для начальной школы и для учащихся группы риска. Родителей и детей обучают совместной игре с применением тренерской поддержки и записью на видеокамеру. Цель программы – улучшить семейное окружение ребёнка и одновременно компенсировать дефициты его социализации. Такие программы уместны в социальном обслуживании «проблемных» семей с детьми и проводятся в центрах психологической помощи.

В зарубежном опыте (США, Германия) есть программы, адресованные дисфункциональным семьям с разными рисками: школьная неуспеваемость, правонарушения, проблемное поведение и т. д. Многие профилактические программы включают и медицинское лечение.

В Германии вовлечение в профилактику наркомании осуществляется родительскими объединениями при протестантских общинах или при поддержке социальных работников. Здесь они пытаются найти грань между развитием самостоятельности у ребёнка и включением его в общественные нормативы. В Германии есть и группы самопомощи родителей со сходными проблемами.

Основные выводы и рекомендации при оказании помощи семье в школе или в учреждениях социального обслуживания:

1) необходимо улучшить семейные отношения: снизить конфликтность, улучшить общение, увеличить совместное времяпровождение, усилить планирование и организованность в семье;

2) усовершенствовать навыки родительства: повысить положительное внимание к ребёнку, усилить эмпатию по отношению к нему, уменьшить проявления психической и физической агрессии, усилить дисциплину, прекратить самим употребление ПАВ и прекратить предлагать их детям;

3) развить у ребёнка спектр необходимых социальных навыков: усилить коммуникативные навыки, навыки контроля над гневом и навыки отказа в ситуации предложения одурманивающего вещества в компании сверстников; улучшить способность распознавания эмоций, ослабить агрессивность, повысить самооценку, предотвратить интерес к одурманивающим веществам. [6:108-116].

Таким образом, в ряде стран созданы эффективные системы профилактики, предусматривающие не только информационную работу, но и конкретную социальную и психологическую помощь.

Отечественный опыт

Существует заблуждение, что серьёзный опыт профилактической работы с семьёй имеется только на Западе. Кандидат педагогических наук, заместитель директор Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского Г. В. Гусев считает, что фактически весь опыт обществ трезвости в дореволюционной России был, прежде всего, опытом семейным.

Русский педагог С. А. Рачинский, отдавший 30 лет воспитанию крестьянских детей, пришёл к выводу, что ничего не может сделать даже для лучших своих учеников, не научив их трезвости. Лучшей формой трезвенной работы с детьми он считал работу при церковном приходе. Учащиеся и их родители давали обеты трезвости. Позже к Рачинскому потянулись и крестьяне из соседних деревень.

Св. Праведник И. Кронштадтский создавал Дома трудолюбия. В его домах всё было направлено на возрождение нормальной семьи. Здесь обучали всем видам ручного труда, работала воскресная школа, были рисовальные классы.

В опыте И. П. Мордвинова есть описание организации трезвых семейных вечеров, праздников и юбилеев, есть программа курса учения о трезвости для начальных школ. И. П. Мордвинов указывал, что трезвенник-пропагандист должен быть, прежде всего, семейным педагогом.

Иеромонах игумен А. Л. Горшков указывал, что самая активная программа трезвости закладывается в семье. Все дореволюционные трезвенники говорили о необходимости врачевания семьи, малой церкви.

В дореволюционном опыте Рожественского Аргамаченского общества трезвости в г. Ельце Орловской губернии (сегодня – Липецкая область), созданного по инициативе священника Николая Брянцева, акцент был сделан также на работу с семьёй. Члены общества, которые смогли пережить все войны и революции, прожили по 90 и более лет, были многодетными и передали эстафету трезвости своим потомкам до наших дней.

В советской России после отмены «сухого закона», когда проблемы пьянства вновь обострились, в борьбе за трезвость участвовали и дети: проходили пионерские трезвенные марши, в дни выплаты зарплат дети с плакатами встречали своих отцов у предприятий с призывом «нести всю получку домой».

Опыт семейной трезвенной работы на православной основе был возрождён в наши дни.

По инициативе А. Л. Бубурина 5 декабря 1992 года был создан первый семейный клуб трезвости при Никольской церкви в с. Ромашково Московской области. Задача в семейных клубах – освободиться не только от алкогольной зависимости, а от всех греховных страстей.

Кроме регулярных встреч и занятий членов клуба, у клуба два основных основные направления работы: 1) профессиональный театр «Камерная сцена» под руководством Михаила Щепенко и 2) любительский театр из самих общинников, на сценах которых прорабатываются проблемы, приводящие к пьянству и другим греховным страстям.

По мнению Г. В. Гусева, необходимо создавать комплексы семейной социальной реабилитации, состоящие из: во-первых, воскресной школы, во-вторых, обществ трезвости и, в-третьих, церковно-приходской школы.

Есть и светский положительный опыт работы с семьёй.

В частности, в Липецкой области действует областная общественная организация «Родители против наркотиков».

Основные программы и ресурсы организации:

1. Работа офиса. Обеспечение работы групп и тренингов, консультации по телефону и первичный приём, семинары. Распространение литературы, заседания президиума, координация программ, решение оперативных вопросов организации и Центра по проблемам наркомании.

2. Телефон доверия, информация и консультации по проблематике.

3. Первичный приём (бесплатно) – встреча, на которую приходят все зависимые (наркоманы, алкоголики и токсикоманы) и созависимые. Даётся информация о формах и методах лечения, о медучреждениях и реабилитационных центрах, разъясняются вопросы о наркомании и других зависимостях, предлагается начать работу в программах поддержки.

4. Постоянно действующий семинар – читаются лекции, проводятся информационные встречи с представителями лечебных учреждений и программ, групповые консультации по отдельным направлениям проблемы.

5. Групповые тренинги – занятия с консультантами (по предварительной записи)

6. Индивидуальные занятия с консультантом-психологом (платные).

7. Консультации юриста (по предварительной записи).

8. Занятия клуба AN (анонимные наркоманы) «Волна» по «12 – шаговой» программе специалистами.

9. Занятия клуба «Нет ничего невозможного» для созависимых.

10. Выполнение проектов «Новые подходы в профилактике наркомании поколения NEXT и «Семья должна и может уметь оградить ребёнка от наркомании» [8;10].

В ноябре 2010 года при поддержке областной администрации на базе Липецкого областного наркодиспансера стартовал социальный проект, условно названный «Школа для родителей». Его цель – психологическая, социальная и при необходимости медицинская помощь кандидатам на лишение родительских прав. За первые три месяца эксперимента в центр пришли 34 человека, 14 из них активно посещали «Школу для родителей», и 10 из них сегодня достойно держатся, не пьют, работают. В первые четыре месяца 2011 года в «Школу для родителей» пришли ещё 26 человек в возрасте от 24 до 50 лет. Работа успешно продолжается.

Есть в Липецке и семейный клуб трезвости «Родник», созданный ещё во времена антиалкогольной кампании середины 80-х годов прошлого столетия. Члены клуба сохранили старые связи, воспитали трезвых здоровых детей, растят внуков. Дети трезвенников не имеют проблем с алкоголем и наркотиками.

Ежегодно в начале июля на оз. Еланчик Челябинской области собираются целыми семьями сотни трезвенников со всей России и гостями из стран ближнего зарубежья. Это – время активной учёбы и активного отдыха с песнями, народными танцами, играми. Дети трезвенников, как правило, тоже выбирают трезвый образ жизни. Семьи трезвенников обычно прочнее, чем семьи обычных граждан, разводы среди трезвенников – редкость. Трезвенники на деле показывают, что трезвость – лучшая профилактика наркотических и других проблем. Сознательная трезвость становится образом жизни для всей семьи.

Следует вывод: было бы побольше трезвых семей, не понадобились бы реабилитационные центры.

Таким образом, все специалисты сходятся в одном: с семьёй нужно работать, Родителям необходимо помогать в овладении сложным искусством родительства. В организованной трезвой среде это обычно достигается просто в процессе трезвого образа жизни родителей и детей (см. Приложение 2. Схема 2).

3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений

Под системой образовательных учреждений следует понимать сложившуюся систему российского образования: детсад-школа-вуз. Большинство специалистов согласно с тем, что профилактическую работу следует начинать с детского сада.

В учебно-воспитательных планах школ в настоящее время место профилактических мер не определено. Сложилась практика проведения занятий по профилактике употребления ПАВ в рамках учебных дисциплин и внеурочной деятельности (классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия) полностью принимается большей частью экспертов. Однако поддерживается и идея введения специального профилактического предмета. Важнейшей проблемой при этом является готовность работников образовательных учреждений к осуществлению профилактической деятельности [3:50-60].

Что касается университетов, то здесь, как и в школе, полезно было бы включать профилактическую информацию в курсы учебных дисциплин, разрабатывать специальные программы для целевых групп студентов, желающих бороться с алкогольной и табачной зависимостью. Кроме того, на базе университетов можно осуществлять подготовку специалистов двух профилей: для добровольческой трезвенной деятельности и педагогической трезвенной деятельности. Наконец, на базе университетов можно проводить курсы повышения квалификации по профилактике.

В Елецком государственном университете им. И. А. Бунина на факультете дополнительных педагогических профессий уже 15 лет ведётся факультатив по подготовке будущих учителей к трезвенной деятельности в школе. Вторым направлением в 2010-2011 годы стала подготовка добровольцев. В числе ближайших планов на осень 2011 года – ведение курсов повышения квалификации для учителей, психологов, журналистов и т. д.

Чтобы профилактическая деятельность в образовательном учреждении была более эффективной, необходимо объединяться в клубы или союзы: союз трезвых учителей, союз трезвых родителей, школьные или студенческие клубы трезвости и здоровья.

3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения

Как уже было сказано, формирование научного мировоззрения можно осуществлять как в процессе изучения курсов учебных дисциплин (ОБЖ, биология, химия, история, русский язык, литература, иностранный язык), так и на отдельных уроках (занятиях-беседах) «Культура здоровья», «Полезные привычки» и т. п.

Системный подход. При формировании мировоззренческих трезвенных знаний предпочтительным является, прежде всего, системный подход, т. е. необходима передача полноценных знаний о медицинских и социальных последствиях употребления известных и доступных в данном регионе одурманивающих веществ в соответствии с возрастными особенностями, полноценные сведения по истории вопроса. Было бы правильно, чтобы выпускники школы после изучения курсов химии и собриологии имели чёткое представление о том, что такое алкоголь и табак, их химический состав; каково истинное, а не мифическое воздействие этих веществ на организм человека и всех живых существ.

Целый ряд учебных предметов можно использовать как бы «невзначай», «в тему».

На уроках литературы можно обратить внимание учащихся, например, на то, что Евгений Онегин и Василий Печорин не курили; что когда самые завидные женихи на всю округу Онегин и Ленский трижды приезжали в семью Лариных, то один раз их встретили чаем, в другой раз брусничною водой и только в третий раз, в день рождения Татьяны, появился алкоголь, что закончилось дуэлью и гибелью Ленского.

Поучительным является роман Л. Н. Толстого «Война и мир», где герои чаще всего пьют чай, а не алкоголь. Всё это – косвенные свидетельства истинного образа жизни русского общества не в таком уж далёком прошлом. На уроках русского языка можно предложить диктанты, сочинения, изложения, просто упражнения с соответствующим содержанием, когда даже не нужно ничего комментировать, что даже лучше для подсознательного восприятия.

На уроках истории можно полностью разоблачить миф об «извечном русском пьянстве», развеять романтику фронтовых ста грамм, которые, по свидетельству многих, не помогали, а мешали воевать и часто вели к неоправданным жертвам.

На уроках математики полезно сообщить, что древнегреческий математик Пифагор абсолютно не употреблял вина и не велел это делать своим ученикам, т. к. считал, что занятия математикой не допускают одурманивания рассудка. Можно предложить арифметические задачи антиалкогольного содержания – такой опыт был в дореволюционной России [12].

На уроках физики можно рассказать о знаменитом физике Ландау, который был трезвенником, но если всё-таки его уговаривали выпить фужер шампанского на Новый год, он уходил на месяц в отпуск, уверяя, что не может после этого заниматься физикой.

И Пифагор, и Ландау метко подметили то, что доказано сегодня наукой: даже малые дозы алкоголя нарушают процессы тонкого мышления и снижают творческий потенциал личности.

На уроках географии полезно обратить внимание на страны, где соблюдается «сухой» закон или есть серьёзные ограничительные меры.

На уроках физической культуры необходимо указать на несовместимость спорта и одурманивающих веществ. К сожалению, пропаганда одурманенного образа жизни дошла уже и до спорта: в 2010 году российские футболисты потерпели позорное поражение на чемпионате мира. Потом выяснилось, что за месяц до соревнований они время от времени «расслаблялись» с помощью пива и кальяна.

Если бы в нашей школе детям рассказывали об этом, наркотических проблем в обществе было бы гораздо меньше. Очевидно, необходимо разработать специальные дополнительные материалы по курсам учебных дисциплин для учителей-предметников и рекомендовать их использование в процессе преподавания соответствующих дисциплин.

Кроме системного подхода, при формировании научного мировоззрения важными являются диагностический, культурологический, личностно-ориентированный, герменевтический и другие подходы.

3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование основных нравственных понятий, учит различать Добро и Зло, и оно должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс через формирование личностного отношения к традиционным национальным ценностям. Большой потенциал содержат уроки русского языка и литературы, факультатив «Основы православной культуры» или «История религий», внеурочная деятельность учащихся по сохранению и восстановлению памятников старины, экологические рейды и т. п. Духовно-нравственное воспитание осуществляется, прежде всего, с позиций ценностного (аксиологического), антропологического, герменевтического, личностно-деятельностного подходов (см. главу 2).

3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности

Воспитание безопасной/жизнеспособной личности – это деятельность по повышению защитных факторов личности. Это – оказание социальной и психологической помощи, тренинги общения, решение проблемных и конфликтных ситуаций, арт-терапия, занятия физкультурой и спортом, помощь в организации оптимального режима дня и т. д. Здесь оправданы синергетический, социализирующий, герменевтический, эко-психотерапевтический подходы (см. главу 2).

3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении

В большинстве педагогических подходов указывается на роль примера в воспитании детей. Если мы хотим воспитать трезвое поколение, то двойных стандартов быть не должно. Это не значит, что всех нужно немедленно загнать в общества трезвости. Однако трезвым силам образовательного учреждения необходимо объединяться. Это могут быть союзы трезвых учителей, родителей, клубы трезвости и здоровья со своими уставами и принятием гражданских обетов трезвости, объединяющие учителей, родителей и учащихся.

Необходимо понимать: чем больше трезвых людей в коллективе, в обществе в целом, тем легче отстаивать идеи трезвости и строить трезвую политику, как отдельного образовательного учреждения, так и всего государства. В одной из самых трезвых стран Европы Швеции уставы школ нередко запрещают употреблять алкоголь и табак, как детям, так и учителям. Большая часть членов правительства Швеции состоит в разных трезвеннических организациях. Это позволяет не уклоняться от трезвой политики, потому что трезвые люди отстаивают трезвость.

Таким образом, профилактика в системе образовательных учреждений, и в школе в частности, предполагает: 1) деятельность по формированию трезвенного мировоззрения (на отдельных уроках, в курсах преподавания отдельных учебных дисциплин и в процессе внеурочной работы); 2) деятельность по духовно-нравственному воспитанию и воспитанию безопасной/жизнеспособной личности; 3) формирование трезвой воспитательной среды: союз трезвых учителей; союз трезвых родителей; клуб трезвости и здоровья для учащихся, родителей и учителей; школьный театр и т. п. (см. Приложение 3. Схемы 3а, 3б).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.037 с.)