Теоретические основы формирования трезвого образа жизни школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы формирования трезвого образа жизни школьников



Концепция формирования трезвого образа жизни. Трезвость - естественное биологическое состояние человека. Но примерно 10 тысяч лет тому назад он впервые узнал вкус алкоголя и состояния, которое он вызывает. За длительный период времени, который прошел с тех пор, была создана система алкогольных обычаев, подкрепляемая еще и законодательно. В противовес этой системе до настоящего времени ничего не разработано. Поскольку образ жизни, как правило, устойчив, для того чтобы добиться его изменения, необходимо работать в этом направлении в течение весьма продолжительного времени. Формирование трезвого образа жизни на ближайшие годы - последовательная, наступательная, аргументированная, систематическая трезвенная работа, которая ведется на политическом, социальном, экономическом, правовом, нравственном, религиозном, педагогическом и общественном уровнях.

Антиалкогольное воспитание школьников должно противостоять алкогольным обычаям. Оно призвано формировать научные знания о биполярном действии алкоголя на человека, о его последствиях на формы психического отражения, на системы органов, на поведение человека, включать конкретные сведения о мерах борьбы против алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений, пьянства, алкоголизма, за утверждение трезвого образа жизни, воспитывать потребность в использовании этих знаний школьниками в своей практичес­кой деятельности.

Сущность трезвого образа жизни. Трезвый образ жизни - реально практикуемые нормы поведения людей, способ их повседневной деятельности, характеризующийся полным воздержанием от потребления алкоголя и активным участием в антиалкогольных мероприятиях. Сущность трезвого образа жизни - это органическое единство и взаимосвязь трезвенных знаний, трезвенных убеждений и трезвенной деятельности по укреплению гуманного, демократичного общества.

Цель антиалкогольного воспитания школьников - преодо­леть первое или эпизодическое употребление ими алкогольных изделий и существующие у них алкогольные иллюзии, предрассудки и трезвенные предубеждения; обогатить учащихся научными трезвенными знаниями; выработать у них трезвенные убеждения и сформировать потребность в трезвом образе жизни. Если образ жизни общества противоречит цели антиалкогольного воспитания, то ожидать положительных результатов не приходится

Примерное содержание антиалкогольного воспитания школь­ников. Состав алкоголя, его химические и фармакологические свойства. Производство, реализация и потребление алкогольных изделий. Распространенное употребления алкоголя несовершеннолетними в России. Причины и условия возникновения и развития алкогольных предрассудков, пьянства, алкоголизма и трезвого образа жизни. Влияние пьянства, алкоголизма и трезвого образа жизни на политику, экономику, здоровье, образование, поведение людей. Меры борьбы против алкогольных предрассудков, пьянства и алкоголизма, за утверждение трезвого образа жизни: политические, экономические, правовые, нравственные, медицинские, педагогические, общественные и др. История алкогольной и трезвенной политики государств мира, нашей страны.

Направления антиалкогольного воспитания школьников: 1. Теоретическая и методическая работа с педагогами по анти­алкогольному воспитанию учащихся и их родителей. 2. Теоретическая и методическая работа с родителями учащихся по антиалкогольному воспитанию. 3. Антиалкогольное воспи­тание школьников в процессе изучения основ наук. 4. Антиал­когольное воспитание школьников в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы. 5. Индивидуальная и самостоятельная работа учащихся по антиалкогольному воспи­танию. 6. Коррекционная воспитательная работа с учащимися и их родителями по устранению алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений и случаев пьянства. 7. Единство и взаимосвязь школы, семьи, общественности, государственных учреждений и трудовых коллективов по антиалкогольному вос­питанию школьников.

Примерная система антиалкогольного воспитания в школе

1. Теоретическая и методическая подготовка педагогов, ро­дителей, общественности и членов, трудовых коллективов по антиалкогольному воспитанию школьников: а) приобретение научных трезвенных знаний, б) использование этих знаний в деятельности по утверждению трезвого образа жизни школьников.

1.1. Основные формы коллективной и индивидуальной теоретической и методической работы с педагогами: педагогический совет, методические объединения (комиссии), семинары-практикумы, научно-практические конференции, инструктивно-методические совещания, школы передового опыта, педагогические чтения, индивидуальная методическая работа, методические бюллетени, самостоятельная работа по антиалкогольному воспитанию.

1.2. Основные формы коллективной и индивидуальной теоретической и методической работы с родителями учащихся: народные университеты педагогических, медицинских и правовых знаний, лектории, кинолектории, родительские собрания, вечера вопросов и ответов, устные журналы, встречи за круглым столом, диспуты, обмен опытом, собеседования с педагогами, врачами, юристами, наркологами, членами обществ трезвости, индивидуальные и групповые консультации, телефоны доверия, обсуждение книг, статей, радио- и телепередач, читательские, темати­ческие конференции, педагогические консилиумы, педа­гогические чтения, постоянно действующий методичес­кий семинар, инструктирование и др.

1.3. Основные формы коллективной и индивидуальной теоретической и методической работы с обществен­ностью: семинары-практикумы с членами различных обществ трезвости, педагогического общества, оператив­ных отрядов дружинников, педагогических отрядов, с шефами, наставниками общественными воспитателями и др., педагогические консилиумы, общественная лаборато­рия пропаганды идей трезвого образа жизни, консульта­ции.

1.4. Основные формы коллективной и индивидуаль­ной теоретической и методической работы с членами трудовых коллективов лектории, семинары-практикумы, консультации и др.

2. Формирование трезвого образа жизни в школе, в семье, по месту жительства путем привлечения внешкольных, культурно-просветительных, физкультурно-спортивных, медицинских и правовых учреждений, высших и среднеспециальных медицинских, правовых и педагогических учебных заведений, родителей учащихся, членов общественных организаций и средств массовой информации и пропаганды: а) освоение учащимися научных трезвенных знаний; б) превращение научных трезвен­ных знаний в трезвенные убеждения, в активную трезвенную позицию, в руководство к трезвенной деятельности; в) пре­одоление алкогольных предрассудков, трезвенных предубежде­нии и выпивок среди школьников; г) освоение учащимися видов трезвенных действий до образования трезвенных привычек.

2.1. Основные формы коллективной и индивидуаль­ной учебной работы с учащимися уроки, лекции, семи­нарские занятия, лабораторные занятия, экскурсии, дис­путы, дискуссии, олимпиады, викторины, уроки трезвос­ти, факультативный курс «За трезвый образ жизни» и др.

2.2. Основные формы коллективной и индивидуаль­ной воспитательной работы с учащимися по формирова­нию трезвого образа жизни: лекции, беседы, лектории и кинолектории в школе и по месту жительства, экскурсии в наркологический диспансер, в дом санитарного просве­щения, в медицинский институт, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, диспуты и дискуссии, учени­ческие собрания, линейки, устные журналы конкурсы плакатов, стихотворений, сочинений по проблемам утвер­ждения трезвого образа жизни, телефоны доверия, смот­ры, турниры, олимпиады, фестивали, ролевые игры, тематические выставки книг по антиалкогольной темати­ке, собеседования, индивидуальные и групповые консуль­тации; обсуждение прочитанных книг, статей, прослушан­ных радиопередач, просмотренных телепередач, кино­фильмов и видеофильмов; читательские конференции, встречи за круглым столом, недели пропаганды знаний о трезвом образе жизни и действий по его утверждению, проблемные семинары, правовые (медицинские) кружки, агитбригады, клубы «Юный трезвенник», «Юный макаренковец», ученическое научное общество «Трезвость», лекторские группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.005 с.)