Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков



  • 3.1. Аддиктология, превентология или собриология?
  • 3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков
    • 3.2.1. Религиозный подход
    • 3.2.2. Научное обоснование трезвости
      • 3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)
      • 3.2.2.2. Собриологический подход
  • 3.3.Собриологическая концепция профилактики
    • 3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики
    • 3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде
    • 3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности
    • 3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни
    • 3.3.5. Профилактика в семейной среде
      • 3.3.5.1. Зарубежный опыт
      • 3.3.5.2. Отечественный опыт
    • 3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений
      • 3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения
      • 3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию
      • 3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности
      • 3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении
    • 3.3.7. Профилактика в досуговой среде
  • Выводы к главе 3

Аддиктология, превентология или собриология?

В России независимо друг от друга профилактические исследования проводятся несколькими творческими коллективами.

Под руководством академика РАМН П. И. Сидорова разрабатывается общая превентология – междисциплинарная наука о формировании здорового образа жизни и предупреждении саморазрушающего поведения. Одним из направлений частной превентологии является наркологическая превентология, которая занимается предупреждением зависимостей от психоактивных веществ.

Автор выделяет несколько стратегий профилактики: 1) социальную – создание условий для раскрытия творческого потенциала человека, обеспечение социальной защиты; 2) психолого-экологическую – научение самосохранительной стратегии поведения; 3) педагогическую – воспитание здоровой гармоничной личности, имеющей нравственный иммунитет к любым формам отклоняющегося поведения.

Необходимыми условиями успешности профилактических программ являются системный подход и внятная антинаркотическая и антиалкогольная политика [7:2].

В московском Институте педагогики и психологии в лаборатории профессора В. В. Барцалкиной работают над программой «Аддиктология. Превентология». Цель программы – подготовка аддиктологов, превентологов – специалистов по профилактике химических и нехимических зависимостей. Будущий специалист – обязательно сам приверженец трезвого здорового образа жизни. Двойные стандарты для такого специалиста исключены!

Учёные Международной академии трезвости (МАТр) в течение последнего десятилетия разрабатывают свой, собриологический подход, к профилактике зависимостей. В центре внимания собриологии – пути отрезвления общества. Цель – не «стратегия уменьшения вреда», а трезвость. Собриологи верят, что пьянство, курение, наркомания побеждаются только полной и бескомпромиссной трезвостью.

Сумеют ли учёные объединиться в русле одного подхода, покажет время. Рассмотрим проблему профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков с позиций разных подходов в религиях и науке.

Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков

Религиозный подход

Известно, что употребление алкоголя запрещено в таких мировых религиях, как буддизм, индуизм, ислам и ещё примерно в 400 религиозных сообществах (см. часть 1, глава 2).

В Священной книге христиан Библии вином называют и свежий виноградный сок, и виноградную гроздь, и ферментированное (перебродившее) вино [2]. Алкогольное же вино в библейские времена было принято пить разбавленным в соотношении 2:5 (две части вина и 5 частей воды). Употребление его не запрещено, но состояние опьянения и пьянство сурово осуждаются.

В современном Христианстве точки зрения на алкоголь можно разделить на три течения: модерационизм, абстенционизм и прогибиционизм.

Модерационизм (умеренность). Этой позиции придерживаются Римская католическая Церковь, Англиканская Церковь внутри Протестантизма. Эта концепция также принимается большинством лютеранских церквей.

Модерационисты утверждают, что вино – это дар Божий, и его не нужно запрещать.

Абстенционизм. Этой позиции придерживаются многие баптисты, пятидесятники, методисты и другие евангелические и неопротестантские группы.

Абстенционисты утверждают, что в давние времена употребление вина было оправдано, во-первых, для того, чтобы обеззараживать питьевую воду. Во-вторых, вино в библейские времена было слабее и разбавлялось водой, поэтому пьянство не было таким распространённым. Изобретение дистилляционных технологий привело к появлению крепкого и дешевого алкоголя, который уменьшил экономические барьеры для пьянства. Абстенционисты утверждают, что умеренность – причина пьянства, поэтому в современных условиях ответственность христиан должна быть иной: лучше полное воздержание.

Прогибиционизм – это движение за полный запрет алкоголя. Этой точки зрения придерживаются Конвенции Южных баптистов, адвентисты седьмого дня и др. прогибиционисты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.211 (0.006 с.)