Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств
А. А. Востриков и А. А. Табидзе приводят целый арсенал упражнений на выявление и тренировку зрительных представлений, эмоций, чувств, состояний. Авторы исходят из того, что жертвами вредных привычек часто становятся дети со слабым эмоционально-волевым потенциалом. Сделаем попытку представить примерные сценарии уроков в виде кратких описаний предлагаемых упражнений.
- Развиваем эмоциональную выразительность. Подумай и скажи: какой человек тебе больше нравится: весёлый или грустный; выразительный или невыразительный, серый. Выразительный человек – это какой? Как он выражает свои чувства, эмоции? По нему сразу ясно, что он желает, о чем просит. А как он это делает? Как владеет интонацией, мимикой, жестами? Какие выразительные слова применяет? Теперь и ты можешь научиться выразительно показывать людям свои приятные чувства.
- Техника выразительной мимики. Что такое мимика? Мышцы лица могут быть развитыми и неразвитыми. Чтобы они были развитыми, нужно их тренировать. Для проведения гимнастики возьми зеркало и сделай следующие упражнения: нахмурься, сделай сердитые глаза; сморщи лоб и сделай удивлённые глаза; сделай радостное лицо; изобрази отвращение и т. д.
- Техника выразительной интонации. Проговори предложенные слова: спокойно, грустно, радостно, с сомнением, нежно, восторженно, с удивлением, с отвращением.
- Техника выразительного жеста. Что такое жест? Изобрази или скажи с помощью жеста «убедительно» и «выразительно»: укажи кому-то путь; укажи на себя; укажи на соседа; погрози; «Спокойно»; «Не балуй»; «Плохо»; «Опасность».
- Тренируем эмпатию. Эмпатия – это способность сочувствовать, сопереживать. Тренировка эмпатии связана с формированием трёх навыков: перевоплощение в кого-либо или что-либо; присвоение мыслей и чувств объекта перевоплощения; сопереживание чужой радости, боли и т. п. Представь себе лисичку, перевоплотись и почувствуй себя лисичкой. Изобрази: бежит лисичка, поворачивает голову вправо. Влево, оборачивается. Оглядывает свой пушистый хвостик.
- Этюды на телесное и чувственное перевоплощение. Представь, что ты старичок. Какое переживание ты испытал, когда мимо тебя пробежали мальчики и девочки и чуть не сбили тебя с ног? Представь, что ты Иван-царевич. Какое переживание ты бы испытал, если бы тебе пришлось сражаться со Змеем Горынычем? Представь, что ты Дюймовочка. Какие бы чувства ты испытывала, когда ухаживала за ласточкой? Почему?
- Развиваем эмоциональную устойчивость. Вообрази ситуацию, в которой тебя кто-то ругает, унижает. Что ты чувствуешь? Как защититься? Ты должен обратить внимание на свои эмоции и сказать себе: «Я испытываю вредные эмоции. Стоп. Эти эмоции мне не нужны». Вспомни что-то приятное. Сдержи волнения и переживания, сосредоточься на спокойном дыхании, начни дышать медленно и глубоко, чувствуя успокоение. Осмысли ситуацию. Вообрази, что смотришь на себя со стороны. Представь обидчика маленькой фигурой. Думай, как тебе выгоднее поступить.
- Обучаемся вызывать у себя хорошее настроение. Вообрази ситуацию, в которой у тебя плохое настроение – что-то не получается, кто-то испортил настроение, возникли неприятные воспоминания. Скажи себе «стоп»; представь себе что-нибудь приятное; сделай мысленный массаж лица; почувствуй, как у тебя улучшается настроение.
- Самопознание. Какие люди мне нравятся и почему? Какие качества кажутся отвратительными? А какие самыми лучшими? Какой я? Отношусь ли я к другим так, как хотел бы, чтобы люди относились ко мне? Что я должен сделать, чтобы меня полюбили в группе?
- План самосовершенствования: Как это делать? Когда это делать? Где это делать? Как часто это делать? Самоприказ, самоубеждение, саморазъяснение. Вообрази ситуации, когда тебе не хочется что-то делать. Побуди себя это сделать: прикажи, убеди, разъясни.
- Подражание герою. Вообрази ситуацию, в которой тебе не хочется что-то делать. Представь себе человека, которого ты уважаешь и хотел бы ему подражать. Как бы он поступил в этой ситуации? Ты мог бы поступить, как он? Представь, что ты подражаешь своему герою. Это получается легко и свободно, ты гордишься своими успехами.
- Образ жизни. Какой образ жизни вреден для здоровья? Каким должно быть питание? Какая пища вредна? К чему приводит пренебрежение к своему телу? Какая одежда может быть полезной и вредной? Какое жилище может быть полезным и вредным? Какое общение может быть полезным и вредным? Как можно проводить свободное время с пользой для здоровья и во вред здоровью? Какие есть полезные и вредные привычки? В чём для меня проявляются полезные привычки? Вредные привычки?
- Приёмы защиты от мнимого удовольствия. Представь себе вред твоему здоровью, который может принести употребление этих веществ; вообрази, какие страдания ты будешь испытывать, если такое употребление станет вредной привычкой; мысленно сравни мнимое удовольствие и страдания, которые они могут принести; почувствуй облегчение оттого, что отказался от употребления этого вредоносного изделия.
- Как не стать курильщиком? Что такое мода? Полезная мода проявляется в увлечении здоровым образом жизни. Человек, желающий быть индивидуальностью, никогда не следует массовой моде. Многие приверженцы массовой моды – слабые люди. Табак – наркотик, он вызывает быстрое привыкание и требует постоянного употребления. Если тебе кто-то предлагает закурить, то знай – он враг твоему здоровью. Как ты думаешь, почему твои родственники, даже если они курят, не хотят, чтобы закурил ты?
- Как перестать быть курильщиком? Какими качествами я обладаю, чтобы бросить курить? Кто в твоей семье может тебе помочь бросить курить? Как он может это сделать? Как ты будешь об этом просить? Каков мой план действий? Как я реализую свой план?
- Как отказаться от наркотика? Защити себя от разных способов принуждения принятия наркотиков. Вообрази ситуацию, когда кто-то из знакомых стал употреблять наркотик. Как ты к этому относёшься? Чего ты будешь избегать? Что ты должен сообщить его родителям, учителям, своим родителям? Почему? [3].
Игры-активаторы
Эти игры описаны в учебных пособиях по профилактике наркомании и ранней алкоголизации С. Б. Белогурова и В. Ю. Климовича. Они помогают подросткам лучше разобраться в себе, друг в друге, улучшают взаимодействие между детьми.
- Я люблю. Мы будем бросать друг другу мяч; тот, кто его поймает, должен назвать, что он любит: действия, предметы, еду, напитки.
- Я умею. Сейчас все будут говорить о том, что они умеют. Это может быть любое действие, умение, но нельзя называть одно действие дважды. Тот, кто ничего не назвал, выходит из круга.
- Я вижу. Поделимся на пары. Каждый должен будет говорить партнёру, что он делает в данный момент. Нужно называть только действия, а не качества. Можно сказать: я вижу, что ты посмотрела в сторону. Нельзя: я вижу, что ты весёлый/уставший/сонный или, что у тебя длинные волосы. Побеждает тот, кто сделает наибольшее количество высказываний.
- Я имею право. Учащиеся записывают на доске или листе ватмана варианты того, на что они имеют право. Какие из этих прав нарушают люди, употребляющие наркотики?
- Зеркало. Группа разбивается на пары. Один – ведущий, второй – зеркало. Ведущий начинает что-то делать, «зеркало» начинает это повторять. Затем пары меняются ролями.
- Разожми кулак. Упражнение проводится в парах. Задача – любыми способами, но без применения физической силы, заставить разжать кулак.
- Рассмеши друга. Учащиеся разбиваются на команды. Один из них изображает убитого горем человека. Другой старается рассмешить его любыми способами. Затем партнёры меняются местами. Затем пары объединяются в четвёрки, шестёрки и т. д. Процедура повторяется.
- Поводырь и слепец. В игру играет двое детей. Одному завязывают глаза. Другой исполняет роль поводыря. Пара должна преодолеть препятствия, подойти к доске и закончить рисунок, изображающий лицо без носа. Задача поводыря – давать только словесные советы и инструкции [6;10].
|