Диагностика на разных ступенях развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика на разных ступенях развития



Возникает вопрос: какие методы диагностики предпочесть на разных ступенях развития в школе? Очевидно, что методы наблюдения, компетентного мнения, устный опрос носят универсальный характер. Метод рисуночных тестов хорошо зарекомендовал себя среди дошкольников и младших школьников. Метод АТН удобен на любой ступени, но в начальной школе лучше использовать этот метод в усечённом виде – вести опрос только по алкоголю и табаку, то есть нужно заполнять не три, а два столбца.

Следует указать на приоритетность методов наблюдения и компетентного мнения. Именно по результатам этих двух методов учитель может принять правильное решение о том, какие другие методы можно использовать в конкретном классе или школе.

Методы анкетирования, АТН, баллотирования можно успешно использовать и в вузе при опросе студентов.

Выводы к главе 5

  1. В школьный период развития человеку необходимо пройти путь от беззаботного ребёнка до возраста ответственности и профессионального самоопределения. Это – трудный путь даже для благополучных детей, поэтому так велика опасность рискованного поведения в целом и наркотического в частности.
  2. В основе трезвенного воспитания 2 концепции: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепция безопасной/жизнеспособной личности.
  3. Стратегической целью трезвенного воспитания является преобладание в обществе нравственных, жизнеспособных личностей, для каждой из которых трезвость – нравственная категория. Перед учителем стоит три глобальные задачи: 1) дать объективную информацию о действии АТН соответственно возрастной ступени развития; 2) скорректировать психологические отклонения личности, мешающие нормальной социализации; сформировать навыки положительного общения; 3) помочь детям в обретении жизненных целей, в учёбе и организации полезного досуга, в профессиональной ориентации, в принятии ответственности за себя, за своё будущее, за своих близких, за всё, что происходит вокруг. Ответственность за собственное здоровье расценивается как проявление ответственности вообще.
  4. Цели и задачи трезвенного воспитания различаются на каждом из этапов развития. В младшей школе доля мировоззренческих знаний о последствиях употребления АТН невелика, упор делается на повышении психологических и социальных защитных факторов личности. В средней и старшей школе знания о последствиях употребления АТН также не являются определяющими.
  5. Cобриологические принципы профилактики: принципы системности, комплексности, возрастной и культурной адекватности, принцип информационной безопасности и практической целесообразности, социальной активности и аксиологичности.
  6. Модель трезвенного воспитания в школе состоит из следующих компонентов: 1) образовательный (информационно-педагогический) компонент (знания о вреде одурманивающих веществ, знания о себе, знание этических категорий); 2) психолого-коммуникативный компонент (коррекция определённых психологических отклонений личности, препятствующих нормальной социализации и формирование навыков общения); 3) социальный компонент (помощь в социальной адаптации подростка в школе, в семье, в обществе).
  7. Главных отличий отечественной профилактической модели от западной три: 1) отношение к трезвости как к нравственной категории является продолжением отечественной этической традиции. Акцент в трезвенном воспитании делается на духовно-нравственном содержании воспитания; 2) утверждается идея ориентации на трезвость, а не на концепцию «уменьшения вреда»; идея свободы выбора в подростковом возрасте неприёмлема, т. к. является провокационной: в этом возрасте запрещено пить и курить по закону, и ни о какой свободе выбора речи быть не должно. Это – возрастное ограничение; 3) важными в трезвенном воспитании являются социальная активность и общественно-полезная деятельность, восходящие к отечественной традиции соборности.

Основная литература

  1. Андреева Т. И. Этапы разработки инструментария для проведения исследований на основе опросов // Семинар «Информационные технологии в антинаркотической работе неправительственных организаций». – Алушта. – 21-25 сентября, 1998. – С. 27-32.
  2. Андреева Т. И. Анализ результатов собственных исследований // Там же. – С. 33-36.
  3. Востриков А. А., Табидзе А. А. Эмоционально-волевая саморегуляция. Самозащита от табакокурения и наркотиков. Учебное пособие для учащихся, учителей и родителей. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, Москва, 2009. – 194с.
  4. Гринченко Н. А. Основы антинаркотического воспитания (Спецкурс для студентов педвузов). – 2-е изд., испр. и доп. – Липецк: Липецкое издательство, 2000. – 224 с.
  5. Гринченко Н. А. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений по пропаганде здорового образа жизни. Сценарии школьных спектаклей. – Фурманов: «Издательский дом Николаевых», 2010. – 50 с.
  6. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: наглядно-методическое пособие / В. Ю. Климович. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 76 с.
  7. За здоровый образ жизни. Дополнительная образовательная программа для учащихся 1-4 классов / Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова (Серия «Уроки культуры здоровья».
  8. Здоровье в твоих руках. Программа курса для учащихся 7-9 классов / Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова. М., 2006. – 50 с. (Серия «Уроки культуры здоровья».
  9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  10. Подласый И. П. Педагогика. Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
  11. Предупреждение табакокурения у школьников / Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова. М.: Министерство образования РФ, 2003. – 97 с.
  12. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие/С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.
  13. Расти здоровым. Программа курса для учащихся 5-6 классов / Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова. М., 2006. – 34 с. (Серия «Уроки культуры здоровья»).
  14. Трезвый выбор. Программа курса для учащихся 10-11 классов /Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова. М., 2006. – 47 с. (Серия «Уроки культуры здоровья»).
  15. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

 

Глава 7. Организация профессиональной собриологической подготовки будущего учителя

  • 7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
  • 7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
  • 7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
    • 7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
    • 7.3.2. Содержательный компонент готовности
    • 7.3.3. Процессуальный компонент готовности
    • 7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
  • Выводы к главе 7

7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности

Ранняя алкоголизация, курение, наркомания, токсикомания наносят огромный вред здоровью подрастающего поколения, подрывают нравственные и духовные основы общества. Необратимо страдает генофонд, разразился тяжёлый демографический кризис. Одурманенное и покалеченное наркотиками поколение не сможет вывести общество из кризиса. Самое важное сейчас – отсечь от саморазрушительного образа жизни детей и молодёжь. В решении этой задачи большая роль отводится школе, учителю. Но к трезвенной работе учителя нужно готовить.

Прежде, следует сказать несколько слов об общепрофессиональных качествах учителя. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения, главной целью российского образования является развитие и воспитание личности гражданина России. Личность может воспитать только другая личность. Поэтому повышаются требования и к личностным качествам учителя: учитель – это носитель духовно-нравственных ценностей, укорененных в родной культуре; учитель – это гражданин и патриот своей Родины; учитель – это человек высокой общей культуры; наконец, учитель – это специалист, профессионал в своем деле. Целью высшего педагогического профессионального образования должно стать воспитание такой личности учителя. Поэтом, видимо, следует различать цели общепрофессиональной подготовки учителя и узкопрофессиональной подготовки учителя.

В педагогических исследованиях под целью обычно подразумевается предполагаемый результат учебно-воспитательного процесса, который заключается в формировании определённых знаний, умений, навыков, а также личностных качеств.

Напомним, что цель – это общая стратегия, а задачи – тактика, средства достижения цели.

Целью узкопрофессиональной собриологической подготовки учителя, при условии, что цели общепрофессиональной подготовки тоже должны быть поставлены, является формирование готовности к трезвенной работе в образовательном учреждении (детсад-школа-вуз).

Задачи профессиональной подготовки учителя:

1) сформировать трезвенные убеждения у самого будущего педагога-собриолога;

2) определить круг знаний, умений, личностных качеств педагога-собриолога.

В Международной академии трезвости определён круг знаний и умений, которыми должен владеть собриолог (А. Н. Маюров, А. Н. Якушев и др.). Опираясь на этот минимум, можно определить и круг знаний педагога-собриолога.

Для осуществления трезвенной деятельности педагогу-собриологу необходимо знать:

  • краткую историю наркотизма и трезвости;
  • причины употребления алкоголя, табака и наркотиков;
  • мифы и предрассудки об алкоголе, табаке и наркотиках;
  • медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков;
  • теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков;
  • социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков;
  • методику трезвенного воспитания на ранней ступени развития и в школе;
  • методику добровольческой работы
  • немедицинские методы и методики избавления от химических зависимостей;

Педагог-собриолог должен уметь:

  • работать с педагогической, психологической, медицинской и юридической литературой; самостоятельно пополнять знания по проблеме, отслеживать информацию по материалам периодической печати;
  • изучать факторы, способствующие приобщению школьников к алкоголю, табаку и наркотикам: макросоциальные (на уровне общества), микросоциальные (семья, группа сверстников), личностные (психологические и индивидуальные особенности);
  • проводить диагностику антинаркотической устойчивости, а также психолого-педагогическую диагностику трудновоспитуемости с целью выявления группы риска и на этой основе строить индивидуальную и групповую профилактическую и коррекционную работу;
  • планировать работу по трезвенному воспитанию школьников и просвещению педагогов и родителей, организовать трезвенную деятельность педагогов, учащихся и их родителей;
  • разрабатывать содержание и методику проведения лекций, бесед, дискуссий, ролевых и других видов игр, организовать неделю или месячник пропаганды трезвого образа жизни;
  • осуществлять взаимодействие с органами правопорядка, медицинскими учреждениями, кабинетами психологической помощи, административными органами, средствами массовой информации;
  • участвовать в разработке местных профилактических программ для школьников и молодёжи;
  • оказать помощь в избавлении от лёгких форм зависимостей по одному из немедицинских методов: Г. А. Шичко, С. Н. Зайцева и др.;
  • оценивать эффективность проводимых мероприятий.

К числу психологических умений, необходимых для трезвенной работы, многие современные зарубежные и отечественные авторы относят следующие:

  • владение методикой формирования положительной адекватной самооценки учащихся;
  • владение методикой формирования благоприятного психологического климата в коллективе;
  • владение методикой обучения принятию решений, в том числе, в ситуации предложения наркотического вещества;
  • владение методикой формирования коммуникативных умений учащихся;
  • владение методикой убеждения [2:99-108].

Таким образом, в настоящий момент круг знаний и умений, которыми необходимо овладеть учителю для осуществления трезвенной работы с учащимися, уже определён. Однако профессиограмма будущего специалиста гораздо сложнее, педагог-собриолог должен хорошо себе представлять, каким ему нужно стать, какими личностными качествами обладать, чтобы быть готовым к трезвенной работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.012 с.)