Обзор отечественных и зарубежных источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор отечественных и зарубежных источников



Авторским коллективом Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования сформулированы основные принципы работы по предупреждению химических зависимостей в конкретном образовательном учреждении:

  1. Принцип комплексности подразумевает согласованные действия педагогов, психологов, медиков.
  2. Принцип системности, непрерывности и преемственности подразумевает, что профилактическую работу следует проводить не от случая к случаю, а встраивать в общую систему учебно-воспитательной работы, определяемую программой и календарными планами.
  3. Принцип научно-методической обоснованности определяет необходимость планирования и проведения всей профилактической работы в соответствии с рекомендациями специалистов, основываясь на данных науки и проверенной временем практики.
  4. Принцип валеологической направленности состоит в том, что предупреждение конкретных форм зависимости следует рассматривать как один из элементов приобщения школьников к трезвому здоровому образу жизни.
  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Забота о здоровье учащихся проявляется на двух уровнях – содержательном и процессуальном. Первый определяется созданием условий для таких взаимоотношений – включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй – обеспечением здоровьесберегающего результата в процессе обучения. Задача школьника – в обретении компетенции для грамотной заботы о своём здоровье. Задача учителя – содействовать ему в этом стремлении.
  6. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся – темперамента, особенностей характера, уровня интеллектуального и культурного развития, обучаемости, социального окружения.
  7. Принцип медико-психологической компетентности учителя. Соблюдение этого принципа следует обеспечить введением соответствующих учебных курсов в программы педагогических вузов и курсы повышения квалификации учителей.
  8. Принцип приоритета положительных воздействий над отрицательными. Это – важнейший принцип отечественной педагогики. Главное внимание следует уделять разговорам не о вреде наркотиков, а о преимуществах трезвой, безнаркотической жизни.
  9. Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье как частный случай ответственности за своё поведение вообще [11:36-38].

Glinn T. J. (1989) сформулировал восемь основных положений (принципов) профилактической школьной антикурительной программы:

  1. Антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет, по 5 занятий в 6-8 классах;
  2. Программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения.
  3. Программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему.
  4. Необходимо активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям.
  5. Поощряется вовлечение в них родителей.
  6. Учителя должны быть соответствующим образом подготовлены.
  7. Программа должна учитывать культурные особенности популяции [11:41].

В зарубежных источниках называют такие принципы, как:

  • учёт уровня воспитанности, что предполагает диагностический подход;
  • системность – учёт в собриологической работе совокупности причин, факторов и мотивов, определяющих рискованное поведение, связанное с употреблением ПАВ;
  • проблемная адекватность – максимальное отражение в содержании материалов и методических приёмов реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы, имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ;
  • когнитивная адекватность – максимальное отражение в содержании материалов и методических приёмов особенностей возрастной психологии восприятия. В юношеском возрасте в числе особенностей восприятия информации следует назвать критичность, максимализм, эмоциональность;
  • социально-культурная и наркологическая адекватность – учёт свойственных именно данной культуре форм поведения и общения, включая ритуалы употребления конкретных веществ; учёт форм потребления, действующих механизмов вовлечения, особенностей «народного» отношения к потреблению АТН;
  • обязательный альтернативный выигрыш – побуждение к выбору в пользу трезвого поведения. Нужно говорить о том, какие преимущества даёт трезвая жизнь для подростков и молодёжи самым важным является то, что они выиграют сегодня, сейчас;
  • аксиологичность – опора на ценностное восприятие действительности; пропаганда моды на здоровый трезвый образ жизни: быть трезвым и некурящим выгодно.

В Российском Федеральном Государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС) предусматривается и Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Указывается, что разработка программы должна строиться на основе принципов:

  • научной обоснованности;
  • последовательности;
  • возрастной и культурной адекватности;
  • информационной безопасности;
  • практической целесообразности.

5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ

Принципы определяются, прежде всего, выбранными подходами. Для нас это, во-первых, ценностный подход в рамках концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности, согласно которому воспитание строится как процесс освоения ценностей; во-вторых, эко-психотерапевтический подход в рамках концепции воспитания безопасной/жизнеспособной личности.

Другие подходы, интересные с точки зрения трезвенного воспитания:

  • синергетический, согласно которому главные тенденции изменения личности возникают в области ценностей и нравственных установок;
  • социализирующий, согласно которому личность формируется в процессе активной социализации в семье, школе, сообществе сверстников;
  • герменевтический, согласно которому воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание – чувства и эмоции;
  • антропологический, который декларирует полноправие участников педагогического процесса и единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития;
  • личностно-деятельностный, согласно которому личность формируется в деятельности: в реальных делах и в общении друг с другом;
  • культурологический, который ориентирует педагога, прежде всего, на то, что родная культура, национальные традиции, национальная педагогика должны стать основой воспитательного процесса;
  • диагностический – это построение образовательной технологии на основе процедур диагностики;
  • поисковый, исследовательский, творческий подходы подразумевают включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества;
  • проблемный подход основывается на постановке, выявлении и решении проблем;
  • системный подход, согласно которому объект познаётся как система;
  • комплексный подход, согласно которому предмет познаётся во всех взаимосвязях.

Опираясь на лучший опыт предшествующих исследователей, попробуем сформулировать основные собриологические принципы профилактики в образовательном учреждении.

  1. Принцип системности – учёт в профилактике всех причин (социальных, психологических и др.), приводящих к асоциальному поведению; соблюдение логических связей в процессе формирования мировоззренческих знаний об одурманивающих веществах.
  2. Принцип комплексности – согласованное взаимодействие семьи и школы; выработка отрицательного отношения ко всем видам одурманивающих веществ, т. к. это – комплекс однородных по сути явлений.
  3. Принцип возрастной и культурной адекватности. Это – учёт возрастных особенностей развития, – учёт культурных традиций. В русской национальной культуре трезвости было всегда больше, чем пьянства. Никогда не было регулярного употребления вина, пива, поэтому нет никакой необходимости внедрять подобные «традиции» в нашу культуру сейчас, и тем более с детского возраста. В современной наркотической ситуации самое разумное – восстановить ценностное отношение к трезвости, прежде всего, среди женщин, детей и молодёжи.
  4. Принцип информационной безопасности и практической целесообразности. Информационная безопасность подразумевает приоритет положительных воздействий над отрицательными. Нужно агитировать не против вредных привычек, а за полезные привычки, иначе легко перейти грань, когда профилактический эффект замещается популяризаторским, когда вместо профилактики начинается пропаганда алкоголя, табака и других наркотиков. Поэтому лучше говорить о трезвости, о преимуществах трезвой жизни, учить детей жить трезво, отдыхать трезво, общаться трезво, хотя тренировка, например, навыков отказа от наркотика в конкретной ситуации тоже может пригодиться. Практическая целесообразность базируется на принципе диагностичности. Это значит, что необходимо владеть информацией о наркотической ситуации в конкретном коллективе и постоянно отслеживать необходимость и эффективность тех или иных профилактических воздействий.
  5. Принцип социальной активности. Трезвенные убеждения формируются в трезвенной деятельности, которая понимается: во-первых, как частный случай ответственности за своё поведение вообще («Куришь ты, он, она – гибнет целая страна»; «Я сам в ответе за свой род, за жизнь потомства и народ»; «Тот России патриот, кто не курит и не пьёт»); во-вторых, как деятельность по отрезвлению других. Трезвенная деятельность может стать тем «деланием», «новой идеей», вокруг которой можно объединиться, приняв ценности трезвости, и это уже будет объединение не на отрицательной, а на положительной почве.
  6. Принцип аксиологичности – опора на традиционные национальные ценности. В православной культуре трезвость – это добродетель, и православных юношей и девушек традиционно отличала скромность. Трезвость – этическая категория. Кроме того, быть трезвым выгодно для себя, для семьи, но это также патриотично, эстетично, этично.

Таким образом, основными собриологическими принципами профилактики являются шесть вышеприведённых. Они, на наш взгляд, наиболее ёмко отражают сущность собриологической концепции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.006 с.)