Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе



Если зависимость – это порок души, то задача духовника – исцеление души грешника через его смирение и покаяние в церковных таинствах. Важно понимание недостаточности своих сил, а иногда и полного бессилия, в деле избавления от страстей, и тогда приходит осознание необходимости искренней молитвы к Богу о помощи. Помимо молитвы большое значение для укрепления воли в борьбе с грехом имеют обеты и зароки. Чем отличается обет от зарока? В Библии под обетом имеется ввиду обязательство исполнить что-то положительное: помочь бедняку, съездить по святым местам и т. п.

Зароки – те же обеты, только запрещающего характера. В зароках человек даёт обещание не совершать греха, бороться самым решительным образом с той или иной греховной привычкой, например, с привычкой пить, курить, сквернословить и т. п. Эти зароки становятся эффективнее, если они даются торжественно перед Святым Крестом и Евангелием. При зароке имеется свободное волеизъявление и искреннее желание самого человека избавиться от порока.

Естественно, нарушая данный Богу зарок трезвости, человек добровольно отказывается от защиты свыше.

Духовная зависимость проявляется в следующем:

1) в неприятии человеком самого факта зависимости;

2) в неосознании пьянства, курения, наркомании, игорной страсти, как зла и тем более греха;

3) во внутренних самооправданиях своей страсти.

В научной литературе метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) отражает лишь финальный этап комплексного психотерапевтического процесса, не раскрывая важной его отличительной особенности – обращённости к духовному началу в человеке.

В процессе духовно-нравственной реабилитации зависимому человеку предлагается сделать двенадцать шагов по «лествице трезвения»:

I ступень: очищение сознания от пагубных мнений;

II ступень: усвоение трезвомыслия;

III ступень: познание себя, понимание, что от зависимости (страсти) невозможно полностью избавиться только лишь собственными силами или излечиться медицинскими методами;

IV ступень: обретение основ смирения;

V ступень познание спасительных истин православной веры;

VI ступень принятие решительного намерения жить по заповедям Божиим, прекращение саморазрушения личности одурманивающими веществами;

VII ступень: соединение личной воли с волей Божией;

VIII ступень: покаяние и исповедь;

IX ступень: пост как форма сознательного самоограничения;

X ступень: молитва;

XI ступень: воцерковление;

XII ступень: духовное трезвение.

В настоящее время в соответствии с положениями «лествицы трезвения», в Санкт-Петербургской епархии при отделе по противодействию наркомании и алкоголизму проводится большая трезвенническая работа.12

Опыт Душепопечительского Православного Центра реабилитации наркозависимых (г. Москва)

Под руководством доктора медицинских наук, иеромонаха Анатолия (Берестова), руководителя и духовника Душепопечительского православного центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведника Иоанна Кронштадтского, разработана «Программа духовной и психологической реабилитации лиц, страдающих наркоманией». Душепопечительский центр (ДПЦ) реабилитации наркозависимых воплотил эту программу в жизнь, занимаясь духовной и социально-трудовой реабилитацией зависимых.

Цели программы реабилитации:

– избавление от недуга наркомании;

– нравственное возрождение личности;

– обретение семьёй и обществом полноценных граждан.

Программа осуществляется с участием духовенства, православных врачей и психологов, педагогов.

В реабилитации наркозависимых есть три этапа:

1. Этап дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии.

2. Этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого, удаление его из наркозависимой среды, продолжение поддерживающей терапии и духовной переориентации.

3. Этап семейно-бытовой и социальной адаптации наркозависимого, социально-трудовая деятельность.

На первом этапе реабилитация включает в себя лечение, либо в условиях стационара, либо в амбулаторных условиях, медикаментозными средствами для выведения из состояния наркотизации с абстинентным синдромом, проведения общеукрепляющей терапии и специфического лечения телесных недугов, которых бывает немало у наркомана. На этом же этапе начинается воцерковление зависимого. Отметим, что лекарственная терапия применяется не для избавления от зависимости, а для облегчения последствий зависимости. Саму зависимость лекарствами здесь не лечат.

На втором этапе, состоящем из трёх подэтапов, осуществляется целенаправленное воздействие на личность наркозависимого с удалением его из наркозависимой среды. Сначала это – активная пастырская работа и социально-трудовая реабилитация в общине или при монастыре. Затем анализ социальных контактов и психологических причин, которые привели к формированию наркозависимости, моделирование ближайших и отдалённых перспектив, раскрытие положительных резервов личности. Наконец, это – обсуждение вопросов, касающихся смысла жизни, понятий «грех», «страсть», «добродетель». Подготовка к Таинству Исповеди.

Первые два этапа реабилитации осуществляются в Душепопечительском центре, общине или при монастырях.

На третьем этапе осуществляется семейно-бытовая и социально-трудовая реабилитация бывших наркозависимых в состоянии устойчивой ремиссии. Сотрудники центра активно помогают в трудоустройстве и в семейной адаптации.

Используемые методы психотерапевтического воздействия:

  • Духовно-ориентированная психотерапия
  • Рациональная психотерапия
  • Коллективная психотерапия
  • Психотерапия средой
  • Психотерапия духовной литературой
  • Музыкотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Элементы психодрамы
  • Психопрофилактика

Основные принципы православного медико-психологического душепопечения:

  1. Исповедание Православной веры.
  2. Базирование душепопечительской практики на отечественном духовном наследии.
  3. Неприятие оккультно-мистических техник (программирование, кодирование, гипноз, медитация, ребефинг, йога и другие методы воздействия на подсознание).

Главная мысль, которую стараются донести до своих подопечных сотрудники центра: « Христианство – не магия. Потребуется немалый личный духовный труд, чтобы преодолеть зависимость ». Для тех, кто проходит активную духовную и социальную реабилитацию эффективность составляет около 80 процентов.3.

Таким образом, душепопечительская методика является альтернативной наркологическому подходу. На первом этапе реабилитации медикаменты хотя и используются, но не с целью снять зависимость, а с целью преодолеть последствий зависимости. Здесь понимают, что таблетками зависимость вылечить невозможно. Основной упор в реабилитации делается на религиозно-духовном возрождении личности, её семейно-бытовой и социально-трудовой адаптации, на верности отечественным культурным традициям, своим корням.

В современном обществе, в котором религиозные ценности оказались значительно утраченными, далеко не все «заблудшие» станут искать спасение в религиозных центрах. Что делать тем, кто считает себя атеистом? К счастью, в России есть и светская немедицинская методика, позволяющая эффективно избавлять от зависимостей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.219.156 (0.006 с.)