Принципы построения очных занятий по методике Г. А. Шичко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения очных занятий по методике Г. А. Шичко



Существуют разные варианты ведения занятий, каждый из преподавателей наполняет курс своим неповторимым содержанием. Однако есть инвариантная часть, которая присутствует у всех.

Структура занятия

  1. Аутотренинг (формулы самовнушения на избавление от зависимостей).
  2. Выступления выпускников и слушателей курсов. Анализ анкет (на втором занятии), на последующих – анализ дневников. Поздравления тех, кто избавился от вредных привычек.
  3. Работа над трезвенными понятиями.
  4. Минилекция на определённую тему.
  5. Разоблачение мифов и иллюзий об алкоголе и табаке.
  6. Стихи, высказывания великих людей.
  7. Аутотренинг (формулы самовнушения на избавление от зависимостей).
  8. Задание на дом (написание анкеты, дневников, сочинений).

Содержание занятий

На первом занятии разбираются права и обязанности слушателя курсов, объясняются термины «алкоголизм», «пьянство», гортоновика», даются формы заполнения анкеты слушателя курсов и дневников, объясняются правила ведения дневника, читается лекция по алкогольной ситуации, в которой приводятся сведения о потреблении алкогольных изделий в отдельных странах, о динамике потребления алкоголя в России и т. д. Читаются стихи. Завершается занятие антиалкогольным и противокурительным аутотренингом, (см. Приложение 2, 3, 4, 5,). Задание на дом: заполнение анкеты.

Второе занятие начинается с аутотренинга, зачитываются дневники выпускников курсов, предоставляется слово выпускникам. Затем проводится анализ анкет и кратко излагается теория психологической запрограммированности на употребление алкоголя и табака, предлагаются варианты «Лестницы Шичко» – схематической презентации его теории, объясняется разница между наркологическим и собриологическими подходами к пониманию сущности зависимости, ведётся работа со словарем, вводятся понятия: психологическая запрограммированность, установка, программа, убеждения, привычка, потребность, алкоголизм, алкоголик, «культурное питие», курение, курильщик. Далее рассказывается о табачной ситуации в стране, составе табачного дыма и вреде курения, стадиях развития табакокурения, абстинентном синдроме и пассивном курении. Предлагаются отравление табаком по правилам (см. Приложение 6). Читаются стихи. Завершается занятие антиалкогольным и противокурительным аутотренингом, где ставится цель личного избавления от алкогольной и табачной зависимостей. Задание на дом: написание первого дневника.

Третье занятие начинается с аутотренинга, затем зачитываются дневники выпускников и слушателей данных курсов, даются рекомендации по улучшению работы над дневниками, предлагаются приёмы отвлечения внимания при желании отравиться табаком (см. Приложение 7). Рассматриваются понятия: алкоголь, абсолютный алкоголь (спирт), алкогольные изделия, суррогаты, сивушные масла, стадии алкоголизма, степени опьянения, ремиссия, синдром похмелья, запой и др. Далее разбираются мифы об алкоголе и табаке (см. Приложения 10, 11). Завершается занятие стихами и аутотренингом. Задание на дом: написание дневника.

Четвертое занятие начинается с аутотренинга и анализа анкет слушателей, даются рекомендации по правильному написанию дневников. Затем рассматриваются понятия по Г. А. Шичко: безалкогольные напитки, трезвость, трезвенник, воздержанник, клубы трезвости, право местного запрета, «сухие законы», абсурдизм, абсурдист, веритизм, веритист и др. Рассказ о выдающихся трезвенниках прошлого: И. Креститель, Пифагор и др. Высказывания выдающихся мыслителей об алкоголе и табаке (см. Приложение 13). Далее слушателям напоминают о сущности питейной и курительной запрограммированности, приводят данные о влиянии алкоголя и табака на организм человека в зависимости от пола, возрастных и индивидуальных особенностей. Завершается занятие стихами, аутотренингом. Задание на дом: написание дневника.

Пятое занятие начинается с аутотренинга, затем зачитываются дневники выпускников и слушателей данных курсов. Рассматриваются понятия: алкогольные изделия, суррогаты алкоголя, трезвеннические движения и др. Минилекция о трезвеннических движениях. Л. Н. Толстой, его трезвенная публицистика и «Согласие против пьянства». И. П. Красноносов, Ф. Г. Углов, В. Г. Жданов и др. Трезвеннические организации. В конце занятия – поздравления тех, кто уже избавился от курения. Разоблачение мифов об алкоголе и табаке. Стихи, аутотренинг. Задание на дом: написание дневника.

Шестое занятие начинается с аутотренинга, затем зачитываются дневники выпускников и слушателей данных курсов, поздравления тех, кто уже избавился от вредных привычек. Рассматриваются понятия: тератогенные факторы, культура, трезвость и др., закрепляются пройденные понятия. Лекция о влиянии алкоголя и табака на внутриутробное развитие. Разоблачение мифов об алкоголе и табаке. Стихи, аутотренинг. На дом сочинение на тему: «Что хорошего дали курение и употребление алкоголя мне, семье, родственникам, знакомым, обществу». И т. д.

В зависимости от программы конкретного курса, число занятий может варьировать от 7 до 10. Тематика, последовательность изучаемых тем и терминов определяются преподавателем, но программа занятий должна отвечать принципам системности и последовательности изложения, иметь строгую логику изложения материала. Начиная с шестого занятия целесообразнее писать не дневники, а сочинения. Курс может быть только противокурительным или смешанным – антиалкогольно-противокурительным. Обязательно добавление актуальной информации из газет, текущих новостей, в том числе, регионального уровня, новых научных данных, личностно значимой информации в зависимости от целевой группы и т. д.

В опыте преподавателей, последователей Г. А. Шичко, применяется приём «последнее отравление табаком» (см. Приложение 8). Процедуру последнего отравления табаком можно проводить в случае, если кому-то из слушателей особенно трудно отказаться от последних 1–2 сигарет. Во дворе или перед открытым окном, слушателю предлагают отравиться табаком «в последний раз», при этом соблюдаются все правила: отравляющий снаряд держат в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем с перекрещенными руками, в некомфортной обстановке, чтобы человек мог сосредоточиться на реальных ощущениях, получаемых от вдыхания ядовитого табачного дыма. Например, практикуются повязка на глазах, стояние на одной ноге или на неудобном возвышении и т. п. Возможно ритуальное сжигание последнего пакета с отравляющими снарядами дома и т. п.

Нельзя умолчать и ещё об одном. Г. А. Шичко был убеждённым атеистом. Он считал, что курс избавления от зависимостей содержит достаточный потенциал для развития духовности через помощь другим людям, пробуждение творческих способностей. Некоторые из его последователей, наоборот, стали искать опору в религиозной духовности. Не все бывшие курильщики и пьяницы способны заполнить позитивом тот вакуум, который образуется после избавления от порока. Поэтому в процессе избавления от зависимостей необходима активная помощь в поисках смысла жизни и новых ценностей.

Научные основы методики

Методика разработана на основе открытий в области психофизиологии русских учёных И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, Г. А. Шичко и собственных теоретических и практических исследований.

Здесь, как и в других авторских вариантах гортоновического (речевого) метода (подхода) Г. А. Шичко, используются все виды СЛОВА: услышанное, увиденное, произнесённое и написанное собственной рукой. Как и в других вариантах методики Шичко, на основе метода убеждения здесь осуществляется разрушение прежних программ на самоуничтожение с помощью алкоголя, табака и наркотиков и создаются конструктивные программы дальнейшей жизни. На очной встрече с наркоманом обсуждаются вопросы смысла жизни и нравственные понятия, ведётся работа по восстановлению логики мышления, формируется широкая социальная и узколичностная мотивация к избавлению от зависимости, активируются самолюбие и самосознание обучающихся.

Особенностью метода убеждения по В. И. Гринченко является доказательство от противного, что, по мнению автора, создаёт внутренний психологический конфликт и способствует положительному выбору.

Организация занятий

С каждым наркоманом и его родственником заключается договор о гарантии избавления от психической наркотической зависимости. В случае неуспеха обучения, но добросовестного выполнения рекомендаций методики оплата за обучение возвращается в двойном размере. Этот момент автор методики считает очень важным, т. к. старается внушить своему подопечному полную уверенность в успехе, все сомнения должны быть отметены прочь. Он – гарантирует! Степень добросовестности выполнения рекомендаций обучающийся определяет самостоятельно.

Обучение проводится вначале очно. Для достижения осознанного отказа от употребления наркотиков навсегда в среднем требуется 2–3 дня. А далее следует заочный период самостоятельной работы в домашних условиях: прослушивание аудио и просмотр видео материалов, чтение учебных материалов и ведение дневников под контролем и с помощью кого-то из близких людей (матери, отца, жены, сестры и т. п.).

Местом социальной реабилитации бывшего наркомана является его семья. Возможны единичные срывы, но они характеризуются уменьшением дозы наркотика и увеличением времени между эпизодами употребления, потерей смысла употребления наркотиков и отсутствием каких-либо положительных эмоций, то есть так называемого «кайфа».

В последующем бывшим наркоманам стыдно за прежний образ жизни, во взаимоотношениях с родными стараются наверстать упущенное, создают семьи, продвигаются по службе, отказываются от алкоголя и табака, помогают избавиться от алкогольной и табачной зависимостям своим близким, агитируют своих бывших приятелей за неупотребление наркотиков.

Результативность метода

Эффективность методики Шичко его последователи оценивают в 60–70% и выше. Это в десятки раз больше, чем достигается официальной наркологией (около 5%). И такой результат сам по себе удивителен в обществе, в котором нормой является не трезвость, а употребление алкоголя и табака, в котором усиленно навязываются ценности безудержного потребления и одурманенного образа жизни.

Почему достигается столь высокий результат за столь короткий период времени?

Во-первых, по мнению автора, потому, что в ходе обучения обеспечивается усвоение научной информации о наркотиках, дискредитируется образ жизни, связанный с их употреблением и предоставляется помощь в формировании смысла жизни, жизненных целей и потребностей.

Во-вторых, потому что наркоманы убеждаются в том, что тяга к наркотикам, то есть положительные о них мысли, вопреки расхожему мнению, является не болезнью, а результатом искажения сознания. А значит, они – не больные, а заблудившиеся в жизни люди.

В-третьих, наркоманы приходят к выводу о том, что широко распространённое в христианском мире употребление алкогольного наркотика в виде пива, вин, шампанского и других жидкостей – дикая и глупая традиция, приводящая к вырождению и уничтожению народов.7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.01 с.)