Эко-психотерапевтический подход 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эко-психотерапевтический подход



Воспитание рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Б. Т. Лихачёв, Т. А. Стефановская).

Б. Т. Лихачёв говорил об огромной роли бессознательного в жизни человека и указывал, что «воспитание и обучение… должны быть процессом не только внешнего воздействия, но и постепенного самоовладения, движения от себя внешнего к познанию себя внутреннего, к согласованию осознанных поступков и бессознательных побуждений» [22:40-44]. Он советует применять следующие педагогические воздействия психоаналитического характера:

1. Сознательные методы. Это, прежде всего, педагогическое воздействие словом, и осуществляется оно не только и не столько для того, чтобы заставить ребёнка что-то сделать. Цель – помочь ребёнку осознать происходящее с ним. Приёмы: выслушивание, выяснение, уточнение, понимание; разъяснение, увещевание, побуждение, убеждение. Методы самовоздействия: саморегулирование, самосовершенствование.

2. Суггестивные методы. К суггестивным способам относятся:

  • Разнообразные игровые ситуации. Играя, ребёнок незаметно для себя пропускает в бессознательную сферу определённые образы, понятия, установки;
  • Управление массовыми эмоциональными состояниями. Перед педагогом часто встаёт задача защиты детей от массовых бессознательных гипнотических эмоциональных заражений, например во время соревнований, концертов и т. п. Массовое гипнотическое заражение может быть деструктивным, вылиться в энергетическую стихию агрессивности, разнузданных влечений и общей безответственности. Перед педагогом стоит задача предотвратить массовый отрицательный психоз, а положительными массовыми воздействиями научиться управлять.
  • Аутотренинг и саморегуляция. Они способствуют сдерживанию вводящих в стрессовое состояние страстей, желаний, влечений.
  • Педагогический психоанализ. Его цель – стабилизировать внутреннее душевное состояние ребёнка. Аналитические собеседования проходят через ряд этапов. На первом этапе выявляются тревожные симптомы и отклонения в душевном состоянии ребёнка. Это достигается сбором информации через наблюдение, беседы с ребёнком, родителями, другими учителями, одноклассниками. Задача учителя – выработать гипотезу относительно душевного состояния ребёнка. Второй этап – обсуждение вместе с ребёнком его душевного состояния. Третий этап – принятие решений, направленных на ликвидацию источника разрушающих воздействий. Это могут быть общение с неформальной группой, занятия в кружках по интересам, спортивные секции, чтение, музыка, рисование. Четвёртый этап вытеснение – настроений тревожности, изживание болезненного состояния. Главное в педагогическом психоанализе – дать ребёнку высказаться. Чтобы ребёнок был готов к открытому обсуждению, необходимо, чтобы он был уверен в сохранении его тайны. Групповые обсуждения должны быть только анонимными [22:40-44].

К этому подходу относится и арт-терапия, которая обеспечивает воспитывающее воздействие на детей и помогает им снять психическое и физическое напряжение, избавиться от страхов и застенчивости.

Главные методы воспитания арт-терапией: музыкотерапия, танцевальная терапия, психодрама (социодрама) и специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, общения и др. [6:38].

Эко-психотерапевтический подход содержит огромный потенциал для трезвенного воспитания, потому что позволяет использовать ресурсы бессознательного. Специалистам известно, что употребление одурманивающих веществ связано в значительной мере с бессознательной частью личности. Поэтому здесь оправданы и суггестивные методы: игра, арт-терапия, аутотренинг, саморегуляция, психоанализ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.005 с.)