Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)



Дети, начиная с раннего возраста, копируют поведение взрослых, подражательность – одна из главных психологических характеристик детского возраста. Метод примера – самый действенный, особенно в этом возрасте. Поэтому курящему воспитателю работать с детьми нельзя. Даже эпизодическое употребление алкоголя трудно скрыть от детей; а курение – это такой порок, который заметен сразу: это – запах дыма и перекуры, без которых курильщик не может обойтись. В идеале воспитатель детей должен быть некурящим и не употребляющим алкоголь, т. е. абсолютно трезвым.

Метод активной трезвости

Метод активной трезвости – это не только сохранение детьми их естественной трезвости, но и противостояние наркотическому давлению среды. Автор метода И. Смирнов сумел добиться поддержки и одобрения государственными, религиозными и общественными организациями Республики Беларусь, где он проживает: Комиссией по охране здоровья Палаты представителей Национального Собрания; Министерством образования; Министерством культуры; Министерством здравоохранения; Министерством обороны; Министерством внутренних дел; центром дошкольного образования Национального института образования; кафедрой психологии Белорусского госуниверситета; кафедрой психотерапии медицинской академии последипломного образования; Православной церковью; Иудейским и Мусульманским религиозными объединениями; Федерацией профсоюзов; детскими дошкольными учреждениями и средними школами города Минска.

Ижевским информационным Центром трезвости этот метод доработан и апробирован в детских садах Удмуртии, в г. Клин Московской области, в Ярославле, Челябинске и других регионах страны.

Программа «Борьба со злом»

Проблема. В последние десятилетия большинство родителей в России, Белоруссии и Украине употребляют алкоголь. В то же время детям пить запрещается. Дети стоят перед дилеммой: им пить и курить нельзя, а родителям и другим взрослым людям – можно. Почему, если это яд?

Программа «Борьба со злом» снимает это противоречие. Дети мыслят образно и верят в сказки и чудесные превращения. Поэтому формой реализации метода активной трезвости является сказкотерапия. Детям нужно напрямую рассказать, что их родителей заколдовали, и они находятся в странном пронаркотическом сне. Ясные любящие честные детские слова способны пробудить родителей, заставить их взглянуть на мир реально и ради детей преодолеть зелёного змия и другие злые силы. Можно и просто намекнуть, через сказочный сюжет или образ, что даже очень многие люди могут серьёзно заблуждаться. Сказку нужно обыграть как притчу – нечто нравоучительное.

Русская народная сказка «Репка» (В обработке К. Ушинского)

Посадил дед репку – выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут – вытащили репку!

Вопросы после прослушивания сказки: Кто главный в этой сказке? Оказывается, все, ведь в самый важный момент самой нужной оказалась маленькая мышка, чьих усилий как раз не хватало. Это значит, что даже маленькие дети могут помочь своим родителям в трудной ситуации.

Голый король (Г. Х. Андерсен)

В одном королевстве жил-был король, который очень любил наряжаться. Он каждый день менял наряды и приглашал разных портных, чтобы они шили ему невиданные платья.

Однажды к нему пришли два обманщика и сказали, что они сошьют королю одеяния, которые смогут увидеть только умные и честные люди. Король очень обрадовался. Он посчитал, что сейчас он сможет различить, кто из его придворных умный и честный, а кто нет. Дал он заказ на изготовление одеяния и через некоторое время послал вельможу посмотреть, что сшили портные. Вельможа увидел, что портные водили руками с иголками, что-то шили, но ничего не увидел из одежды. Он побоялся, что его сочтут за дурака, и доложил королю, что платье для короля очень красивое. Король пригласил обманщиков во дворец, и они с важным видом начали одевать короля в несуществующее одеяние.

На следующий день король устроил парад, вышел впереди войска и всех придворных и с важным видом пошёл по городу. Все жители королевства, собравшиеся на парад, видели, что король голый, но боялись показаться глупыми, и молчали. И вдруг маленький мальчик закричал: «А король-то голый!» В народе начали переговариваться: «Малыш говорит, что король голый! Ребёнок не может врать. Он говорит правду. И все стали говорить: «А король-то голый!»

Вопросы после прослушивания сказки: Почему люди боялись признаться, что король голый? Кто помог людям различить правду? Могут ли дети помочь взрослым узнать, что алкоголь и табак – это «голый король», люди, которые их употребляют, заблуждаются, как свита короля (см. Приложение 5)?

Сказкотерапией занимаются трезвенники-добровольцы разного возраста в детских садах России, Беларуси, Украины. В России этот метод использует Н. В. Январский (г. Ижевск, Удмуртия). И везде эти мероприятия проходят успешно. Дети с радостью воспринимают идеи трезвости. Многие родители соглашаются пройти курсы освобождения от алкогольной и табачной зависимости по методу Г. А. Шичко.

Сказки можно просто выразительно читать детям. Но можно поставить сценки и спектакли для детей. И сделать это смогут старшие дети или студенты-добровольцы.

Рекомендации родителям дошкольников

Трезвенное воспитание – органичная часть общей системы духовно-нравственного воспитания дошкольников. К методам духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте можно отнести:

  • развитие нравственных чувств: сострадания, сопереживания, стыда за дурные поступки и т. д.;
  • формирование четких представлений о добре и зле;
  • создание радостного жизненного настроя;
  • сдержанное отношение к неудачам и проблемам;
  • развитие чувства ответственности у детей;
  • формирование активной жизненной позиции: способности постоять за свои интересы и интересы близких людей;
  • воспитание трудолюбия, способности всегда находить для себя полезное занятие.

Преподнося различные знания ребёнку дошкольного возраста по табачно-алкогольной проблеме, нужно помнить, что говорить об этом нужно только в редких случаях, с целью противостоять лживой пропаганде алкоголя и табака в связи с конкретной ситуацией. Ни о каких системных знаниях в этом возрасте, речь не идёт. Информация не должна превышать уровень интеллектуального и социального развития ребёнка. Важнейшим условием эффективности трезвенного воспитания является отсутствие двойных стандартов, искренность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.005 с.)