Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утверждена распоряжением правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года (№1563-р) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утверждена распоряжением правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года (№1563-р)



Концепция была разработана на основе Международного документа – Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), ратифицированной Россией 11 апреля 2008 года;

В Концепции указано, что продвижению табачной продукции на рынок Российской Федерации и дальнейшему увеличению числа её потребителей способствуют низкие налоги и цены на табачные изделия, активная реклама табака, низкая информированность населения о вреде потребления табака и воздействии табачного дыма на человека, недостаточный уровень организации профилактической работы и медицинской помощи, направленных на отказ от потребления табака.

В качестве целевых ориентиров обозначены:

  • снижение распространённости потребления табака среди населения Российской Федерации на 10-15 процентов, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами;
  • снижение доли граждан, подвергшихся воздействию табачного дыма на территориях образовательных учреждений, организаций культуры и во всех закрытых помещениях;
  • повышение осведомлённости населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака и охват антитабачной пропагандой 90 процентов населения;
  • поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление равных ставок акцизов для сигарет с фильтром и без фильтра… с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.

Основными принципами реализации Концепции являются:

  • главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, признание права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма;
  • приоритетность защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности;
  • системный подход при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака;
  • международное сотрудничество и взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, представителей бизнеса и граждан, не связанных с табачными компаниями.

Основными мерами по защите от воздействия табачного дыма являются:

введение полного запрета на курение табака:

  • на территории и в помещениях образовательных учреждений;
  • во всех видах городского и пригородного транспорта, включая городской и пригородный водный транспорт, а также воздушный транспорт, в помещениях инфраструктуры железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэровокзалов и других вокзалов, мест и пунктов ожидания транспорта;
  • на территории и в помещениях организаций здравоохранения;
  • на территории и в помещениях организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций и на спортивных объектах;
  • в местах массового отдыха и большого скопления людей, при проведении спортивно-зрелищных мероприятий;
  • в помещениях организаций общественного питания, в организациях, осуществляющих деятельность по оказанию услуг населению, в том числе развлекательных;
  • в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • на рабочих местах и в зонах, организованных в закрытых помещениях.

Основными мерами по информированию о вреде потребления табака являются:

  • повышение осознания риска развития тяжёлых хронических заболеваний, а также развития табачной зависимости у человека в результате потребления табака, включая пассивное курение;
  • разъяснение особенностей влияния табака на развитие детского организма, физиологически обусловленных причин необходимости организации повышенной защиты детей, подростков и беременных женщин от потребления табака;
  • разрушение имиджа табака как современного и модного атрибута жизни, признание потребление табака неприемлемым для общества;
  • создание положительного примера некурящей семьи, а также разъяснение влияния потребления табака родителями на приобщение детей и подростков к потреблению табака;
  • разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и кампаний по формированию трезвого здорового образа жизни среди различных категорий населения, особенно детей, подростков и беременных женщин;
  • подготовка работников здравоохранения, образования, социальной сферы, средств массовой информации для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействии табака на здоровье;
  • повышение ответственности работодателей за курение работников на рабочих местах;
  • разъяснение населению методов, используемых табачными компаниями для привлечения различных групп населения к потреблению табака и поддержанию их приверженности данной привычке;
  • укрепление инфраструктуры и потенциала организаций, отвечающих за санитарное просвещение, совершенствование методов их работы и программ обучения;
  • разработка и реализация специальных медиапроектов, направленных на различные группы населения (дети, беременные женщины, работники сферы образования, здравоохранения и культуры), с использованием средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, сеть Интернет, открытая консультативная телефонная линия);
  • разработка и размещение социальной рекламы, подготовка и издание научно-популярной литературы, направленной на антитабачную пропаганду, распространение их через средства массовой информации, медицинские, образовательные и торговые организации, библиотеки;
  • разработка и внедрение механизмов экспертизы информационных проектов, воспитательных, образовательных и игровых программ антитабачной направленности;
  • привлечение институтов гражданского общества к информированию о вредном воздействии табака и развитию мотивации к отказу от потребления табака среди взрослого населения [6].

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561 «О Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» (с редакционными поправками правительства от 2005, 2006, 207, 2008, 2009 и 2010 гг.)

Программа содержит много интересных идей, достойных изучения и претворения в жизнь. К сожалению, основная цель программы – сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16-20 процентов по сравнению с уровнем 2004 года – достигнута не была. По нашему мнению, это произошло потому, что, декларируя борьбу с наркоманией, власти не приняли серьёзных мер по сокращению потребления алкоголя и табака, наоборот, проводилась активная политика по вытеснению крепкого алкоголя пивом, а табакокурения – «лёгкими» и «сверхлёгкими сигаретами». Однако невозможно погасить пожар керосином. Доказано, что пиво и табак облегчают переход к «нелегальным» наркотикам. В 2010 году по профилактике наркомании был принят новый документ [14].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.004 с.)