Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психосоциальная модель профилактики

Поиск

Эта модель своей главной целью провозглашает необходимость развития определённых защитных факторов личности, как социальных, так и психологических.

Психологические защитные факторы личности – это формирование навыков общения, адекватной положительной самооценки, развитие эмоциональной и чувственной сфер личности, формирование психологических навыков в противостоянии давлению группы, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения ядовитого вещества.

Социальные защитные факторы личности – это оказание психологической и социальной помощи трудной семье, социальная защита, помощь в профессиональном самоопределении, в трудоустройстве, в организации полноценного досуга, общественно-полезный труд.

Реализация этой модели на практике зависит от согласованного взаимодействия различных ведомств: социальных служб, центров психологической консультации, медико-реабилитационных центров, служб занятости, центров дополнительного образования, молодёжных и общественных организаций.

Для детей координирующим центром такой деятельности должна стать школа. Многое может сделать и школьный психолог, и любимый учитель, и просто значимый взрослый.

Центры психологической и социальной помощи

Психологические и социальные службы сегодня есть во многих регионах. Однако не всегда они связаны с решением наркологических проблем.

В Липецкой области медико-психологический реабилитационный центр «Антинарк» состоит при областном наркологическом диспансере – при амбулаторном отделении реабилитации ГУЗ ЛОНД.

Реабилитационная психотерапевтическая программа основана на психосоциальной адаптации и развитии личности пациента и сопроводителей (членов семьи).

Психокоррекция включает:

  • реадаптацию здоровья;
  • формирование здорового образа жизни;
  • психосаморегуляцию состояния;
  • совершенствование личностного психологического статуса;
  • продуктивное развитие качества жизни;
  • моделирование семейной структуры;
  • преодоление со-зависимости членов семьи;
  • развитие индивидуальности и самодостаточности личности.

В Липецкий области также есть также областной «Кризисный центр помощи женщинам и детям», испытывающим домашнее насилие [18].

Однако идеализировать ситуацию не стоит. До подлинного взаимодействия между отдельными субъектами профилактики ещё далеко. Кроме того, этих центров не достаточно.

Образовательная (педагогическая) модель профилактики

1.5.1. «Концепция антинаркотической профилактики в образовательной среде»

Что такое образовательная среда? В педагогических словарях определения этому понятию нет, в учебниках педагогики тоже, хотя это понятие и используется. В «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», подготовленной Министерством образования Российской Федерации в 2000 году под образовательной средой понимают образовательные учреждения разных видов, в том числе учреждения дополнительного образования, семью и сферу досуга.

Рассмотрим основные положения документа (при рассмотрении документа слово «злоупотребление» мы во всех случаях заменили на «употребление», т. к. с точки зрения собриологии любое немедицинское употребление одурманивающих веществ есть употребление во зло).

Согласно Концепции, предлагается система мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики.

Первичная профилактика употребления ПАВ – это комплекс социальных, педагогических, медицинских и психологических мероприятий, предупреждающих формирование вредной привычки, т. е. приобщение к ПАВ.

Вторичная профилактика употребления ПАВ – это комплекс социальных, педагогических, медицинских и психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ (имеющих привычку), но не обнаруживающих пока признаков болезни.

Третичная профилактика употребления ПАВ – это комплекс социальных, педагогических, медицинских и психологических мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания, алкоголизм), предупреждению у него срывов и рецидивов заболевания, возвращению реабилитируемого в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

При реабилитации несовершеннолетних особое внимание уделяется проведению психолого-педагогических, воспитательных мероприятий.

Цели и задачи профилактики

Цели первичной профилактики:

  • изменение ценностного отношения детей и молодёжи к наркотикам и другим ПАВ, формирование личной ответственности за своё поведение, снижение спроса на ПАВ в детско-молодёжной среде;
  • сдерживание вовлечения детей и молодёжи в приём ПАВ за счёт пропаганды трезвого здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Цели вторичной профилактики (касается лиц, уже вовлечённых в употребление ПАВ, но ещё не имеющих болезненной зависимости):

  • максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого как потребителю, так и окружающей его микросреде;
  • создать систему раннего выявления потребителей ПАВ;
  • оказывать квалифицированную психологическую, медицинскую, педагогическую и социальную помощь.

Цели третичной профилактики:

  • предотвращение срывов и рецидивов наркомании (алкоголизма);
  • реабилитация.

Цели Концепции комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) в образовательной среде:

  • снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний;
  • снижение численности групп риска употребления ПАВ;
  • снижение тяжести медико-социальных последствий употребления ПАВ.

Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде:

  • вовлечение в профилактическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования;
  • улучшение системы образования и формирования у детей и молодёжи антинаркотических установок;
  • улучшение качества образования за счёт повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
  • повышение качества здоровья детей и молодёжи;
  • улучшение криминогенной обстановки в регионе, разъединение наркотических асоциальных групп;
  • возвращение в образовательные учреждения детей и молодёжи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания;
  • оказание детям и молодёжи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;
  • осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также местах досуга детей и молодёжи;
  • создание в образовательных учреждениях атмосферы отрицательного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;
  • создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщённых к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга;
  • реализация этапов профилактической деятельности: создание организационных структур; подготовка кадров, нормативно-правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований; взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.

1.5.1.2. Принципы активной профилактики в образовательной среде

1. Комплексность – согласованное взаимодействие на межведомственном, профессиональном, образовательном уровнях.

2. Дифференцированность – дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов с учётом возраста и вовлечённости в наркотическую у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ (имеющих привычку), но не обнаруживающих пока ситуацию.

3. Аксиологичность – ценностная ориентация, формирование мировоззренческих представлений о ценностях трезвого здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде.

4. Многоаспектность – сочетание разных направлений профилактической деятельности: социальный аспект ориентирован на формирование положительных моральных и нравственных ценностей, выбор трезвого здорового образа жизни; психологический направлен на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, формирование навыков положительных выборов, в том числе в ситуации предложения ПАВ.

5. Последовательность – этапность, разделение на общие стратегические и частные этапные задачи.

6. Легитимность – формирование необходимой правовой базы антинаркотической профилактической деятельности [15:42-46].

1.5.1.3. Этапы системы профилактики:

Первый этап – неотложных мероприятий:

  • создание единого организационно-методического центра в структуре системы образования с соответствующими тематическим отделами (организационно-методический, учебный, профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественностью);
  • разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности в образовательной среде;
  • создание центра реабилитации детей и молодёжи с наркозависимостью;
  • открытие профилактических кабинетов в средних и высших профессиональных учреждениях;
  • создание инструктивно-методологической базы для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодёжи с проблемами зависимости от ПАВ в действующих профилактических центрах;
  • модификация действующих программ профилактики;
  • внедрение Интернет-информационной системы по вопросам профилактики употребления ПАВ среди детей и молодёжи;
  • разработка системы показателей и методического обеспечения проведения мониторинга наркотической ситуации в детско-молодёжной среде;
  • модификация системы профилактических осмотров;
  • создание пакета информационно-методической документации для начальной переподготовки кадров на местах.

Второй этап – организационных мероприятий:

  • создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений и школ, социальных работников;
  • создание региональной сети учебно-методических центров профилактики;
  • создание специализированного издательства, включая издание газеты и журнала;
  • разработка альтернативных программ в системе концепции КАПР, адаптированных к различным регионам;
  • создание полномасштабной системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но и степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений;
  • разработка различных моделей положительных ценностных ориентаций в области социально-духовной деятельности;
  • организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.

Третий этап – этап полного развертывания программ (вводится дифференцированно по разным регионам):

  • внедрение в большинстве регионов;
  • мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер;
  • разработка новейших методов и приёмов профилактики;
  • сравнительное обобщение российского и международного опыта.

Концепция КАПР предполагает создание следующих профилактических программ:

  • активная профилактическая деятельность в образовательных учреждениях;
  • активная профилактическая деятельность в семье;
  • активная профилактическая деятельность в организации внеучебной и досуговой деятельности детей и молодёжи.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.01 с.)