Аксиологический (ценностный) подход 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аксиологический (ценностный) подход



И синергетический, и герменевтический подходы тесно связаны с аксиологическим (ценностным) подходом, потому что важны для формирования ценностного отношения к предметам и явлениям, т. к. первый из них связан с преобразованием потребностно-мотивационной сферы личности, а второй – с эмоциональной сферой, с переживанием. И то, и другое учитывается в аксиологическом подходе при описании процесса достижения ценностного результата.

В основе аксиологического/ценностного подхода (В. А. Карковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова) лежит философская теория ценностей, которая оформилась во второй половине XIX века, а в ХХ веке стала общепризнанной. Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей, который включает несколько этапов:

  • предъявление ценности в реальных условиях воспитания;
  • её первичное оценивание и обеспечение эмоционально положительного отклика к данной ценности;
  • выявление смысла ценности и её содержания;
  • принятие осознанной ценности;
  • закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

Важным является вопрос о том, как выращивается ценностный результат. Существует несколько подходов к этому вопросу:

  • Освоение ценностей идёт через осознание. Отсюда методы – разъяснение, беседы, дискуссии.
  • Степень усвоения ценностей зависит от мотивов социального поведения. Следовательно, необходимо побуждать воспитанников к инициативным поступкам в ситуациях выбора;
  • Результат воспитания связан с ценностным отношением, которое имеет трёхкомпонентную структуру: когнитивный компонент (понятия и представления); эмоционально-оценочный компонент (переживание, оценка явления) и поведенческий компонент (опыт действия, умения, навыки, поведенческая готовность к определённым действиям).

Аксиологический (ценностный) подход можно расценивать и как продолжение и важнейший принцип культурологического подхода. Ориентация на западный прагматизм не соответствует сложившейся духовно-нравственной ориентации русской культуры. Наши традиционные ценности – это:

  • патриотизм – любовь к Родине;
  • культура межнациональных отношений, межконфессиональный мир;
  • бережное отношение к природе;
  • соборность, коллективизм, правдивость, честность, товарищество.

Аксиологический (ценностный) подход к трезвенному воспитанию означает формирование отношения к трезвости как к ценности. Отказ от традиционных ценностей привёл общество к глубокому духовно-нравственному кризису и ставит под угрозу сам факт существования русской цивилизации. Всё это сопровождается попытками ухода от реальности, прежде всего, с помощью одурманивающих веществ.

Аксиологический (ценностный) подход фактически отвечает на вопрос, как организовать трезвенное воспитание: здесь присутствуют и этапы процесса освоения ценностей, и подходы к этому вопросу. Трёхкомпонентная структура результата воспитания: когнитивный компонент (мировоззренческие знания), эмоционально-оценочный компонент, понимаемый как переживание, и поведенческий компонент, выявляющий ценностное отношение к АТН, может использоваться в диагностике антинаркотической воспитанности.

Антропологический подход

Антропология – учение о Человеке. Антропологический подход в образовании (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, В. И. Слободчиков, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа. Образовательный процесс это – не социальная дрессура, а создание условий для развития личности ребёнка.

Педагог – лишь «техническое средство» для решения не своих задач, а задач ученика, педагог – главный инструмент педагогической деятельности, педагог – «овеществленная технология». Уникальность педагогической позиции состоит в том, что он есть главное орудие для развития хорошего в человеке и блокирования дурного.

Учителю нужно ходить не на работу, а на встречу с содеятелем. Ребёнок – «девичья фамилия» Человека. Норма – это не то среднее, что есть, не примирение со злом, а лучшее, что есть для данного ребёнка в данных обстоятельствах (В. И. Слободчиков).

Воспитание рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, и есть развитие его индивидуальных способностей, присущих от рождения.

Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития.

Антропологическая система воспитания строится с учётом следующих условий:

  • открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечность, доверие, благодарность, терпимость);
  • специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • постоянная педагогическая диагностика и изучение природных задатков детей;
  • организация воспитательного процесса с учётом специфики ведущих видов деятельности в каждом возрастном периоде;
  • обеспечение самоопределения личности в деятельности (преодоление трудностей, проявлений инициативы и ответственности).

Спорным пока остаётся вопрос, какую систему ценностей взять за образец. Одни авторы предлагают ориентироваться на традиционные общечеловеческие ценности: природа, культура, любовь, семья, труд, свобода. Другие оперируют названиями качеств личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность. Третьи утверждают, что человеческое в человеке можно свести к триаде – Истина, Добро, Красота.

Есть и нововведения конца ХХ века: сейчас модно оперировать такими терминами, как «толерантность», «гуманизм» и т. д. Однако по многим причинам, в том числе и из-за нерусского происхождения этих слов, каждый волен вкладывать в них всё, что хочет. Ими удобно спекулировать, а в отдельных случаях во имя этих «ценностей» может даже искореняться настоящая духовность.

Несомненным остаётся то, что система традиционных национальных ценностей должна быть определяющей, необходима укоренённость в родной, не чужой культуре.

Не смотря на огромный потенциал внутренних возможностей личности, природные задатки и индивидуальные особенности накладывают определённые ограничения на возможность воспитания ребёнка.

Антропологическая система воспитания, обозначающая в качестве гуманистических целей нравственные добродетели, воспитание опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения и понимаемая как единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития может стать основой многих профилактических программ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.006 с.)