Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аксиологический (ценностный) подход
И синергетический, и герменевтический подходы тесно связаны с аксиологическим (ценностным) подходом, потому что важны для формирования ценностного отношения к предметам и явлениям, т. к. первый из них связан с преобразованием потребностно-мотивационной сферы личности, а второй – с эмоциональной сферой, с переживанием. И то, и другое учитывается в аксиологическом подходе при описании процесса достижения ценностного результата. В основе аксиологического/ценностного подхода (В. А. Карковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова) лежит философская теория ценностей, которая оформилась во второй половине XIX века, а в ХХ веке стала общепризнанной. Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей, который включает несколько этапов:
Важным является вопрос о том, как выращивается ценностный результат. Существует несколько подходов к этому вопросу:
Аксиологический (ценностный) подход можно расценивать и как продолжение и важнейший принцип культурологического подхода. Ориентация на западный прагматизм не соответствует сложившейся духовно-нравственной ориентации русской культуры. Наши традиционные ценности – это:
Аксиологический (ценностный) подход к трезвенному воспитанию означает формирование отношения к трезвости как к ценности. Отказ от традиционных ценностей привёл общество к глубокому духовно-нравственному кризису и ставит под угрозу сам факт существования русской цивилизации. Всё это сопровождается попытками ухода от реальности, прежде всего, с помощью одурманивающих веществ.
Аксиологический (ценностный) подход фактически отвечает на вопрос, как организовать трезвенное воспитание: здесь присутствуют и этапы процесса освоения ценностей, и подходы к этому вопросу. Трёхкомпонентная структура результата воспитания: когнитивный компонент (мировоззренческие знания), эмоционально-оценочный компонент, понимаемый как переживание, и поведенческий компонент, выявляющий ценностное отношение к АТН, может использоваться в диагностике антинаркотической воспитанности. Антропологический подход Антропология – учение о Человеке. Антропологический подход в образовании (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, В. И. Слободчиков, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа. Образовательный процесс это – не социальная дрессура, а создание условий для развития личности ребёнка. Педагог – лишь «техническое средство» для решения не своих задач, а задач ученика, педагог – главный инструмент педагогической деятельности, педагог – «овеществленная технология». Уникальность педагогической позиции состоит в том, что он есть главное орудие для развития хорошего в человеке и блокирования дурного. Учителю нужно ходить не на работу, а на встречу с содеятелем. Ребёнок – «девичья фамилия» Человека. Норма – это не то среднее, что есть, не примирение со злом, а лучшее, что есть для данного ребёнка в данных обстоятельствах (В. И. Слободчиков). Воспитание рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, и есть развитие его индивидуальных способностей, присущих от рождения. Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития.
Антропологическая система воспитания строится с учётом следующих условий:
Спорным пока остаётся вопрос, какую систему ценностей взять за образец. Одни авторы предлагают ориентироваться на традиционные общечеловеческие ценности: природа, культура, любовь, семья, труд, свобода. Другие оперируют названиями качеств личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность. Третьи утверждают, что человеческое в человеке можно свести к триаде – Истина, Добро, Красота. Есть и нововведения конца ХХ века: сейчас модно оперировать такими терминами, как «толерантность», «гуманизм» и т. д. Однако по многим причинам, в том числе и из-за нерусского происхождения этих слов, каждый волен вкладывать в них всё, что хочет. Ими удобно спекулировать, а в отдельных случаях во имя этих «ценностей» может даже искореняться настоящая духовность. Несомненным остаётся то, что система традиционных национальных ценностей должна быть определяющей, необходима укоренённость в родной, не чужой культуре. Не смотря на огромный потенциал внутренних возможностей личности, природные задатки и индивидуальные особенности накладывают определённые ограничения на возможность воспитания ребёнка. Антропологическая система воспитания, обозначающая в качестве гуманистических целей нравственные добродетели, воспитание опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения и понимаемая как единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития может стать основой многих профилактических программ.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.006 с.) |